Сейчас надписи о сроке годности нелегко обнаружить и разобрать, даже обладая идеальным зрением. Пользуясь этим, и супермаркеты, и небольшие магазины с успехом продают испорченные продукты.
Новая поправка говорит о том, что надпись о сроке годности продуктов должна занимать не менее 10% площади упаковки, легко и чётко читаться.
Однако эта инициатива вызвала сомнения у опрошенных «РГ» экспертов. Они согласны с тем, что требования к маркировке продуктов питания должны быть пересмотрены, но считают, что гораздо важнее обязать производителей указывать содержание в продукции вредных веществ, например, канцерогенов.
Дмитрий Янин, председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей:
Дмитрий Янин
Нужно сразу установить весь комплекс требований к представлению на упаковке значимой для потребителей информации, как в Евросоюзе и США. Повышенное внимание к одному лишь сроку годности большой пользы потребителям не принесет.
Из-за того, что у торговых сетей будет меньше шансов подсунуть покупателю товар с истёкшим сроком годности, продуктов с «химией» и длительным сроком хранения может стать больше.
Председатель Союза потребителей России Петр Шелищ:
Петр Шелищ
10% – это перебор даже для людей со слабым зрением. Тем более что подчас много места требуется для информации о составе и условиях хранения продукта.
В любом случае подобные нормы прописываются не в законе, а в технических регламентах, уверены эксперты. Это означает, что инициатива наших депутатов должна найти поддержку у Белоруссии и Казахстана, поскольку с февраля следующего года в полной мере вступит в силу регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки». Сугубо российские нормы в этой сфере будут действовать еще только один год.
А пока Петр Шелищ советует жертвам собственной неосмотрительности возвращать просроченные товары в магазин.
Даже если чек у покупателя не сохранился, в подавляющем большинстве случаев продавцы деньги вернут, лишь бы не привлекать внимание других клиентов и не доводить дело до скандала.
– Правда, этот товар с продажи вряд ли снимут. Это происходит потому, что проверки магазинов очень редки и большинство из них плановые, к ним только совсем ленивый продавец не подготовится. Внеплановые проводятся только по обращениям граждан и с согласия прокуратуры. А она его может и не дать, если сочтёт, что речь не идёт об угрозе жизни и здоровью людей. В России средний размер штрафа за подобные нарушения всего три тысячи рублей, так что он вряд ли кого-то остановит. В США, например, за введение покупателей в заблуждение продавцов наказывают миллионами долларов, – говорит Петр Шелищ.