1. Моя Слобода
  2. Новости
  3. Культура
  4. Любовь, ревность и ненависть. Жизнь семьи, когда «Толстого нет» - Новости культуры, музыки, искусства Тулы и области - MySlo.ru
Любовь, ревность и ненависть. Жизнь семьи, когда «Толстого нет»
Софья Андреевна и Лев Львович Толстой (Дмитрий Краснов). Фото ТАДТ

Любовь, ревность и ненависть. Жизнь семьи, когда «Толстого нет»

Новая премьера в Тульском академическом театре драмы посвящена сценам из семейной жизни Толстого. Правда, самого писателя на сцене нет.

Спектакль так и называется — «Толстого нет». Но есть те, кто его окружает — близкие, друзья. А в центре истории — жена писателя. Для нее последние дни жизни мужа становятся самым страшным испытанием. Пожалуй, что впервые об этой семейной истории рассказали с позиции явных симпатий к Софье Андреевне. Эту роль в спектакле исполнила народная артистка РФ Наталья Савченко. С ней мы и пообщались после премьеры.
 
— Наталья Петровна, очень необычный спектакль. Вроде бы все в той или иной степени представляли непростую обстановку в семье Толстого, но она никогда не воспринималась в такой реальности. Где все очень болезненно, где любовь, ревность и ненависть живут одномоментно.
 
- Я правда, хоть это такие общие слова, очень счастлива, что получила эту роль. Это счастье. Там оказалось такое количество возможностей что-то сказать. От себя, от поколения к поколению. Мне кажется, ей бы понравилось, как про нее мы рассказали. Я пыталась вытянуть не то, какая она была тиран, а каким она была человеком, чтобы зрители увидели, как она жила. Это самый настоящий роскошный русский материал. Мы все говорим о Шекспире, но эта драма — не меньшего масштаба, чем «Макбет».
 
Любимая дочь писателя Александра Львовна (Лариса Киеня) читает отцовские письма.
 
— Даже когда просто открываешь программку перед спектаклем и видишь героев, уже создается особенное предчувствие. Там же — дети Толстого, Софья Андреевна, Валентин Булгаков, Чертков. Это все реальные люди из реальной толстовской жизни, которая, кажется, изучена вдоль и поперек.
 
- В этом и сложность была, как сыграть. Мне очень нравится пьеса. В каждой роли есть характер, судьба. Правда, когда я увидела по полстраницы текста, как у Толстого, надо было понять, как к этому подойти. Очень много технических сложностей, чисто профессиональных. Текст написан по литературным законам, в нем есть энергетика. А для сценической истории необходимы были связки. Там же все выстрадано. И здесь плохо, и здесь плохо, а в конце она плачет: «Как я без тебя жить буду?» Ко мне сейчас в гримерку зашел один человек, он сказал: «Для меня Софья Андреевна — это всегда было два полюса, никак не мог их соединить. Я посмотрел спектакль — и у меня соединилось».
 

Семейная сцена. Дети Лев и Илья (Николай Бутенин) и Софья Андреевна.
 
— Она же еще немного позерка, делавшая что-то на публику. Все мы помним: графиня с изменившимся лицом бежит к пруду. Это же титр из немого фильма об уходе Толстого, когда Софья Андреевна бежит к пруду топиться.
 
- Я как-то не стала идти в эту сторону. Мне захотелось сделать ее искренней. Знаете, когда нет сил уже. Она очень много выстрадала.
 
— Это была сложная роль в плане дополнительной подготовки? Написано же на эту тему очень много.
 
- Я вообще стараюсь, когда мы что-то такое репетируем, где можно почитать, посмотреть, этого не делать. Начала перечитывать только, когда пошли прогоны, и я соединила все прочитанное в себе.
 

История начинается в тот день, когда в имение приезжает новый секретарь Толстого Валентин Булгаков (Ярослав Беседин). В роли горничной Катюши — Елизавета Федоренко.
 
— Что-то изменилось после этого?
 
- Да, изменилось. И хорошо, что я раньше этого не читала, занималась чистой математикой сначала. Это бы мне помешало. А потом я стала наполнять образ, занялась душой. Вот когда Софья Андреевна рассказывала, как она рожала детей, сколько из них умерло. Я же это все знала, но у меня внутри кнопка не нажималась. А вот тут, когда я перечитала про это, многое в моем отношении и к ней, и к нему поменялось.
 
— На ваш взгляд, что это была за женщина?
 
- Она жертва. Вся ее жизнь — жертвоприношение. Она же родила тринадцать детей. То есть была беременна в общей сложности десять лет! Как женщина, я начинаю сейчас думать об этом. Он ее совсем не жалел! Вообще! Физиологически как это вынести? Так не любить ее!
 
— В спектакле есть потрясающий момент. С. А. говорит: «Он ни разу даже не подошел к больному ребенку...»
 
- Воды не подал! Ему скучно со своими детьми. Только их делал. Это трагическая женщина. Трагическая судьба. Не печальная, не трудная — трагическая. И еще дети ее не принимают. Оттянули чужие люди на себя ее Сашу. Это ужас. Она с Чертковым борется за свою семью, за Толстого, за Александру. Я обратила внимание: когда Софья Андреевна говорит, что готова на любой поступок за семью, в зале захлопали. А ведь когда я начинала работу над ролью, у меня не было такого трагедийного восприятия.
 
— А какое?
 
- Все казалось легче. Еще разговор шел, что это некая трагикомедия. А я на комедию иду всегда, мне это нравится. Потом попробовали — нет, эта история просто не выдерживает такого отношения. Там есть один момент. У нее же был роман с композитором Танеевым. И вот она рассказывает свой сон: я вижу, за фортепиано сидит один известный музыкант и наш сын Ванечка — тот, который умер. Это ее счастье. Она потеряла и того, и другого. Я когда поняла, что это про Танеева, думаю: нет, я это сыграю. Еще в каком-то моменте есть такие слова: потомки потом скажут, что он был великий, а мы будем оклеветаны. Вот если эту клевету удалось немножко снять, это очень хорошо.

Следите за нашими новостями в удобном формате

Перейти в Дзен

23 мая 2022, в 14:49 +2
Другие статьи по темам
Место
 

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.
Тульская область получит 132 млн рублей на развитие спортивной инфраструктуры
Тульская область получит 132 млн рублей на развитие спортивной инфраструктуры
На улице Советской в Туле появится двойная сплошная по всей длине
На улице Советской в Туле появится двойная сплошная по всей длине