В пятницу 29 апреля на сцене Тульской областной филармонии выступил «Страдивари-ансамбль» Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Этим концертом открылся юбилейный XV Московский Пасхальный фестиваль, посвящённый 125-летию Сергея Прокофьева.
Фестиваль будет проходить до 17 мая и охватит множество российских городов. В программе участвуют выдающиеся музыканты современности, победители конкурса им. П. И. Чайковского, лучшие инструментальные и хоровые коллективы со всего мира.
Музыкантов – участников фестиваля из Санкт-Петербурга в Тулу, на Московский вокзал ровно в 9.45 привёз специальный поезд.
В составе поезда, как позже рассказали участники поездки, 13 вагонов: 8 для оркестра, 2 вагона-ресторана, один вагон штабной, один багажный (для инструментов) и один вагон-душ.
На платформе №1 собрались представители всех тульских СМИ. Наконец дверь вагона открылась, вышел Валерий Гергиев.
На перроне Валерия Гергиева уже ожидали представители администрации Тульской области: первый замгубернатора Тульской области Юрий Андрианов и зампредседателя правительства Тульской области Марина Левина.
Давайте сыграем «Петю и волка»!
Как только Валерий Гергиев вышел из поезда, Юрий Андрианов сразу сообщил ему: «Мы к вашему приезду учли замечания 3-летней давности, отремонтировали зал филармонии. Мы надеемся, вам сегодня всё должно понравиться».
Валерий Абисалович поинтересовался, будет ли в зале молодёжь и дети. Услышав положительный ответ, вполголоса спросил у своего помощника, получится ли исполнить эпизоды из симфонической сказки Сергея Прокофьева «Петя и волк». «Инструментов может не хватить, литавры нужны, без них не получится», – ответил помощник.
Валерий Гергиев спросил у чиновников, где в Туле проходят театральные постановки и на какое количество зрителей рассчитано каждое концертное заведение.
Затем отметил: «Знаю, что у вас новый губернатор. Молодой, его хвалят, я слышал. Думаю, если будет возможность, поговорим с ним по телефону».
Перед тем как отправиться в филармонию на выступление, Валерий Абисалович рассказал о программе Пасхального фестиваля и о планах Мариинского театра.
– Остановка в Туле – наше первое общение в рамках Пасхального фестиваля. Регионы всегда были приоритетны для нас. Мы начинали этот фестиваль 15 лет назад как Московский Пасхальный. Исполняем те сочинения, которые создавались в стенах театра или для театра. Перечислять композиторов не буду – практически все великие русские и многие крупные западные композиторы прошли через опыт выступлений, общения, показа своих лучших произведений на площадках Мариинского театра. Сейчас у нас три крупные площадки в Петербурге плюс одна во Владивостоке.
Объехать пять регионов за полтора дня
– Мы находимся в жёстком графике – 29 апреля даём три концерта. Почему Тула выбрана первым городом Пасхального фестиваля? Причин две: 1) охватить как можно больше регионов России, 2) выстроить продуктивную логистику движения, чтобы у музыкантов была возможность сохранить свежесть исполнения.
Это будет изнурительный маршрут, безусловно.
После Москвы мы дойдём сразу до Казани, затем Екатеринбург. В этом плане связка Тула-Орёл-Курск, а 30 апреля уже Смоленск-Брянск, позволяет фактически за полтора дня охватить сразу пять регионов. Уже утром 1 мая выступаем во Владимире. И лишь потом состоится официальное открытие Пасхального фестиваля в Большом зале Московской консерватории.
В Москве программа фестиваля будет обширной. Большим успехом пользуются звонильные выступления, востребованы хоровые программы. Хоры в фестивале выступают из многих стран – из Грузии, Украины, Греции, Сербии, Словении. Мы приглашали коллективы из Литвы, Латвии, Эстонии, Армении.
Сейчас огромный выбор молодых исполнителей. Мы даём им возможность проявить себя на площадках этого фестиваля. У нас много знаменитых артистов. Денис Мацуев, Даниил Трифонов – наши лидеры. Они сами считают необходимым выступать на одной сцене с юными обладателями премии и Конкурса Чайковского, и юношеских конкурсов. В этом плане особенно активен Денис Мацуев.
Кстати, уже 30 апреля я выступлю вместе с ним в Москве на открытии I Международного конкурса юных пианистов Grand Piano.
Музыка улучшает международные отношения
– Мариинский театр часто выступает во Владивостоке и в Хабаровске. Сочетаем выступления там с выступлениями в Пекине, Сеуле, Токио, Саппоро. Кстати, с 1 января 2016 года Владивостокский театр оперы и балета стал филиалом и частью Мариинского театра. Он теперь так и называется: Мариинский театр Приморской сцены. Это большая ответственность для меня, требует огромного количества усилий. Причём там не было предпосылок для возникновения чего-то подобного: есть неплохие оперные певцы, но, к примеру, нет сильной балетной труппы.
Мы создаём новые спектакли и надеемся, что через два года Владивосток будет притягивать внимание не только жителей Приморского или Хабаровского края, но и многочисленных любителей оперы и балета близлежащих стран. Эта динамика будет способствовать не только музыкально-театральным связям, но и улучшению отношений между странами. У нас масса друзей в Японии, в Южной Корее, в Китае: мы проводим свои фестивали в этих странах, в Токио выступаем уже на протяжении 27 лет.
Благодаря прямой связи с основным коллективом Мариинского театра через несколько месяцев во Владивостоке возникнет крупнейший фестиваль искусств на Дальнем Востоке. Мы сделаем масштабную акцию с участием лучших артистов, певцов и танцовщиков.
Наши лучшие балерины, артистки мирового класса выступят там – Диана Вишнёва, Ульяна Лопаткина, Виктория Терёшкина.
Будут инструменталисты высшего класса, интересные постановки, зарубежные артисты. Мы готовим эту программу, и очень скоро я расскажу о ней во всех подробностях.