Александр Запесоцкий: «Деятели культуры опасаются посягательства на свободу творчества. Однако, им необходимо просто поставить себе в душе красную черту, за которой не может быть творчества, а есть только хамство и пошлость вседозволенности».
На фоне скандала вокруг современной интерпретации «Тангейзера» доктор культурологических наук, академик Александр Запесоцкий в авторской колонке на сайте газеты «Комсомольская правда» поддержал критику нашумевшей постановки, а также вновь поднял важную тему свободы самовыражения и ответственности художника.
«Свобода творчества должна сопровождаться ответственностью творца», пишет автор статьи и следом замечает, что границы этой свободы не могут быть продиктованы лишь коммерческим успехом, и конечно не должны основываться на скандале и неуважении к классике или оскорблении чувств верующих, как это произошло в Новосибирском театре.
Как считает профессор Запесоцкий, если не будет внутренней цензуры, придет необходимость внешнего контроля.
«И хорошо еще, если это будет чиновник из местного муниципалитета. Сегодня реально нужен участковый милиционер в театральном зале».
В обществе складывается мнение, продолжает автор статьи Александр Запесоцкий, что современному театру без скандала не обойтись. Вся история российской культуры постсоветского периода по прошествии времени является тому подтверждением. Однако, есть исключения, пишет профессор Запесоцкий и приводит ряд имён — Додин, Эйфман, Сокуров, — доставшимися стране в наследство от великой советской эпохи.
«Не можете работать честно и талантливо — давайте закроем театры на проветривание, вымоем и вычистим их как следует и начнем все сначала. Сначала — это примерно со Станиславского и Мейерхольда. Кое-что повторим, не забывая Товстоногова, Корогодского и Таганку 60-х. А вот то, что стало происходить с приходом „свободы“, вычеркнем, как кошмарный сон».
Запесоцкий Александр Сергеевич — ректор Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов, член-корреспондент Российской академии наук, академик Российской академии образования, доктор культурологических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, заслуженный артист России.
С 1986 года работает в Высшей профсоюзной школе культуры, с 1991 года — ректором.
В 1991 году возглавил созданный на базе ВПШК Гуманитарный университет профсоюзов.
Автор изобретений в области оборонной космической техники и свыше 2000 научных и научно-популярных работ, учебных пособий, монографий по проблемам культуры, образования, СМИ, профсоюзов, социальной и молодежной политики, международных отношений, опубликованных на 14 языках разных стран.
Председатель Экспертного совета Комитета Государственной
Лауреат премий