Минувшей осенью возле деревеньки Зиброво, над родником Гремячий ключ, силами братии Анастасова монастыря был заложен храм. По какой причине затерянное среди полей и перелесков местечко удостоилось столь великой чести? За ответом на этот вопрос «Слобода» отправилась в Одоевский район.
Отец Ксенофонт: «Люди идут к источнику Архангела Михаила с надеждой, а, главное, с верой! И по вере своей, по молитвам святых, получают искомое...»
Елена Рябикова.
Фото Сергея Киреева.
Родник
Оказалось, добраться до Зиброва непросто: асфальтированной дороги нет, а проселочная настолько разбита, что наш водитель предпочел ей распаханное с осени поле. И был прав – медленно, но до места мы добрались без потерь. Над источником, струящимся из основания каменного склона, стоит сложенная из бревен «заготовка» будущего храма. Чуть поодаль – деревянный вагончик-келья. На наш стук из-за двери ответили: «Открыто, заходите!» Вошли и оказались в малюсеньком тамбуре. За ним – комнатка чуть побольше, где на диване, под иконами, в окружении множества котят и кошек сидел человек в черном монашеском подряснике. Представились друг другу, оказалось, что зовут его Ксенофонт. Надев куртку и теплую скуфью (мягкая шапка для повседневной носки у православных монахов), инок с видимой радостью повел нас показывать источник.
– Раньше родник этот называли Гремячим ключом, потому что уж очень он шумный. А прошлой осенью его освятили вместе с храмом в честь Архангела Михаила. Вода тут не простая, живая… Ее на пробу возили, оказалось, что по качеству она – лучшая в районе!
Местные крестьяне еще давным-давно заметили, что животные все пьют только из этого источника, хотя рядом – не меньше десятка других.
Температура воды постоянная – 7,5-8 градусов. И хоть в жару ее пей, хоть распаренный в нее окунись – не заболеешь. Рядом есть другой родник, так из него кто бы ни выпил – обязательно ангину получит.
– А были случаи, чтобы кто-нибудь получал на Гремячем исцеление от болезни?
– На себе, можно сказать, силу живой воды испытал. С 7 утра до 11 вечера в источнике по пояс стоял, расчищая и обустраивая русло. И не ощущал, что она холодная. Иной раз порежешься и думаешь – приду домой, зеленкой намажу, а потом смотришь – все уже зажило.
Года три назад, говорят, женщина из Зиброва здесь сына вылечила от фурункулов. Да вы сами можете об этом спросить у Люды с Володей, они в этой деревне живут…
...Но я что хочу сказать: главное все-таки не вода, а благодать Духа Святого, через нее переданная. И чудо будет только тогда, когда есть вера…
Храм
– Сруб привезли из-под Архангельска, год он должен выстояться, чтобы дерево высохло. Храм будет небольшой – 85 квадратов, рассчитан на пятьдесят человек. Летом, Бог даст, службы начнутся.
...В тишине, которую нарушают лишь птичьи разговоры и шум источника, в душу входит покой и умиротворение. Хочется остаться здесь подольше, чтобы понять для себя что-то очень-очень важное. Может быть, то, что когда-то давно понял монах Анастасова монастыря, устроитель источника в честь Святого Михаила инок Ксенофонт:
– …Бог он везде, он Истина, конец и начало. Не надо стремиться это понимать, потому что слаб человеческий ум. Надо просто верить. И каяться, ибо грешим часто, даже невольно… Если не знаете молитв, скажите искренне, от сердца: «Господи, прости меня грешного»… Он и простит…
Зиброво
От когда-то большой деревни остались теперь от силы пять нормальных домов. Круглый год живут только в одном. На крыльцо вышла миловидная женщина и захлопотала: «Проходите, перекусите. Картошечка горяченькая, рассыпчатая, грибочки соленые, огурчики, капустка – все свое!»
Людмила Сергеевна Федина – коренная москвичка, Владимир Николаевич – уроженец Зиброва. В дом, принадлежавший испокон веков семье Федина, переехали из столицы 10 лет назад, после ухода на пенсию.
– Была у нас соседка, Нина Александровна, она с младшим сыном Анатолием сюда из Москвы на лето приезжала, - рассказывает Людмила Сергеевна. - И как-то пришла она ко мне: «Не знаю, что делать! Толик весь чирьями пошел». Я поглядела – ужас просто! Говорю: «Надо срочно в Одоев ехать, к хирургу». Володя сел за руль, повез. Не знаю, что там врач прописал, только Нина все рецепты выбросила и стала каждый день водить сына на источник. И все фурункулы тщательно, с молитвой, промывала. Через неделю даже следов болезни не осталось! |
…Еще много интересного рассказали нам Людмила и Владимир, обо всем в небольшой статье не расскажешь. Уже когда мы собирались уезжать, Людмила заметила: «Мы видели и знаем, какой титанический труд проделал Ксенофонт, обустраивая источник! Русло вычистил, дорожку, берега и дно выложил камнями, кедры сажал, кустарник… Пусть церковь будет Архангела Михаила, а пустошь хорошо бы назвать Ксенофонтовой…»