У банков есть множество хитростей, чтобы заставить вас заплатить дополнительные деньги. Начальник отдела защиты прав потребителей тульского Роспотребнадзора Надежда Андрианова рассказала, какие из них законны.
Дмитрий Бузин.
Фото Сергея Киреева.
@ Нужна консультация юриста? Получи помощь на MySLO.ru
Комиссия за счет
Решили взять кредит, подсчитали по брошюрке затраты, распланировали бюджет... И вдруг в банке выясняется, что придется еще оплатить комиссию за открытие и ведение ссудного счета.
– Это незаконно, – говорит Надежда Андрианова. – За обслуживание счета вы уже платите процентами по кредиту. А требовать оплачивать одну услугу дважды запрещено.
В кредитном договоре могут прописать только сумму вашей ссуды, процентную ставку и итоговую сумму выплаты. И никаких посторонних платных услуг!
Если с вас уже взяли эти деньги – письменно обратитесь к руководству банка с просьбой компенсировать затраты. Отказали? Жалуйтесь в отдел по защите прав потребителей или в суд.
Проценты растут!
Во многих договорах есть пункты: «банк имеет право поднимать процентную ставку по кредиту самостоятельно» или «банк имеет право менять условия договора в одностороннем порядке».
Несправедливо! Например, вы договорились с банком о кредите под 15%, а вам через месяц делают 20%.
Верховный суд РФ разъяснил, что это неправомерно. И даже если в вашем (уже подписанном) договоре есть этот пункт, просто считайте его недействительным. Напишите в банк претензию, что не согласны с изменением процента или других пунктов договора. Отказываются? Жалуйтесь в отдел защиты прав потребителей и в суд.
Можно ли погасить кредит досрочно?
Иногда банки требуют неустойки или дополнительные выплаты за досрочное погашение кредита. это незаконно!
Вы можете выплатить весь кредит хоть на следующий день после получения. И с вас могут взять только проценты за один день пользования. Часто в договорах прописано, что первые 3 месяца вы должны оплачивать с процентами и только после этого срока можете погасить всю сумму. Это тоже уловка. Принуждать человека 3 месяца не возвращать кредит никто не вправе.
Застрахуйте жизнь
Многие покупаются на рекламу «0% кредит, 0% переплата на энное количество месяцев». И ведь многие реально рассчитывали на это. А на практике оказывалось несколько иначе. Вы выбрали себе, к примеру, холодильник. Цена хорошая – 16 500 рублей за двухметрового красавца. Менеджер объясняет: «Да, мы продаем на таких условиях. Но для этого нужно обратиться к представителю «такого-то» банка, который сидит у нас в том углу». Подойдя к представителю, вы узнаете, что кредит реально беспроцентный. Но... А вот здесь самое интересное. Для этого вам желательно оплатить страхование жизни и здоровья, после чего вам объясняют, что если этого не сделать, то кредит вам не дадут!
Заставить вас заключить договор со страховщиком (тем более с конкретной фирмой) никто не вправе. Страхование жизни – дело добровольное. Узнали о таком случае – жалуйтесь в Роспотребнадзор.
Суд на нашей территории
Банки, особенно филиалы, любят в своих договорах писать, что все исковые требования должны подаваться в суд по месту нахождения головного банка. Представляете, как неудобно ездить в суд, к примеру, в Москву... А если банк во Владивостоке? Это тоже незаконный пункт кредитного договора.
Но можно и не протестовать против этого пункта. По закону (даже если в договоре написано иное) вы можете обратиться в любой суд. Поэтому в случае необходимости несите исковое заявление в суд по месту жительства. Это ваше законное право.
Вопрос-ответ
? В одном из тульских магазинов купила обойный клей «Бустилат». Попробовала приклеить обои – не держатся! Обратилась в магазин, но мне ответили, что клей не подлежит обмену. Анна, Тула.
– Вас обманули. Список товаров, не подлежащих обмену, относится только к товарам надлежащего качества (если бы вы решили вернуть клей потому, что передумали делать ремонт). В вашем случае речь идет о товаре ненадлежащего качества. У вас обязаны принять клей, провести экспертизу и, если он действительно плох, вернуть деньги.
? В начале марта я купила пальто в магазине «Мисс». Дома еще раз примерила покупку и поняла, что пальто маловато. В магазине отказались обменять пальто, потому что не нашли на нем какой-то бирки. А я ничего не срывала... Что мне делать? Надежда Емельяненко, Тула.
– Приходите в отдел по защите прав потребителей. Не видя документов, трудно сказать, кто виноват.
? Я заказала кухонный гарнитур за 220 тысяч рублей. Специалист замерял мою кухню, но когда привезли мебель, она оказалась другого размера и не подошла. В магазине отказались возвращать деньги или менять мебель... Светлана, Тула.
– Правда на вашей стороне. Вам предоставили товар ненадлежащего качества. Вы можете потребовать возврата денег. Отказали? Идите в суд!
На заметку
Как правильно жаловаться
Алгоритм действий обиженного потребителя.
1 Напишите претензию в двух экземплярах нарушителю (например, в дирекцию магазина). Опишите проблему и свои требования (возврат денег, снижение стоимости, замена товара и т.д.). На вашем экземпляре сотрудник магазина должен указать, кто и когда претензию принял, поставить свою подпись.
2 Не ответили на претензию или отказались выполнять требования? Обращайтесь за консультацией в отдел защиты прав потребителей.
3 Обращайтесь в мировой суд. При защите прав потребителей за иск не нужно платить госпошлину. В большинстве случаев такие дела рассматриваются в течение месяца.
Запишите адрес
Отдел защиты прав потребителей Роспотребнадзора: Тула, ул. Мира, 25. Горячая линия – 55-55-50.