1. Моя Слобода
  2. Новости
  3. Архив
  4. Дом, где согреваются сердца - Архив Тульских новостей - MySlo.ru

Дом, где согреваются сердца

Пока фантасты разных стран сочиняют романы с участием машины времени, наш земляк Виктор Хомяков взял да и построил ее. Чтобы взглянуть на чудо, корреспонденты «Слободы» отправились в гости к автору.

Пока фантасты разных стран сочиняют романы с участием машины времени, наш земляк Виктор Хомяков взял да и построил ее. Чтобы взглянуть на чудо, корреспонденты «Слободы» отправились в гости к автору.


Своих любимых кошек Наталья и Виктор привезли из Сочи,
и те  отлично вписались в местный колорит!

Никакого знака, указывающего на деревню Якшино, куда, собственно, и лежал наш путь, на трассе не оказалось. И это странно, ведь сюда наверняка заезжают охочие до исторических достопримечательностей туристы, чтобы взглянуть на остатки усадьбы Гордеевых-Голицыных. Ну да ладно. Руководствуясь внятными наставлениями, полученными от Виктора Николаевича по телефону, добрались до места.
Первой неожиданностью стал даже не внешний вид дома (ну сруб и сруб, только что очень аккуратный), а то, что территория усадьбы практически ничем не огорожена. «Легкомысленный» заборчик из редких жердей выглядит   неубедительно.
– Нет у нас здесь ничего такого, что нужно скрывать от окружающих, – рассеяли наше недоумение вышедшие навстречу хозяева. И пригласили оглядеть свои владения.


В деревне Якшино этот дом считают местной достопримечательностью. А его хозяев – чудаками.

Посвящается деду

Помимо грядок с кое-где пробивающимися зелеными ростками, цветущих плодовых деревьев и нескольких хозяйственных построек мы увидели симпатичный, как с картинки, колодец. Оказалось – настоящий, в нем живет хорошая, чистая вода. И солома, которой покрыт дом, – тоже не бутафорская. Правда, под ней – современный изолирующий материал, но внешне историзм соблюден полностью.
Прежде чем зайти внутрь, расспрашиваем хозяина об истории постройки этого дома. Вкратце она выглядит так. Был у Виктора Николаевича дед, Максим Митрофаныч. Как-то он приехал в Товарково, где жил его юный сын с такой же юной женой и совсем маленьким внуком. Посмотрел на тамошние дела семейные и решил, что мальчику будет спокойнее и полезнее пожить в деревне. Собрал кой-какие вещички и увез его к себе на Орловщину, где Хомяков-младший и провел свои «школьные годы чудесные».
Став взрослым и не очень молодым, он решил увековечить память человека, которого любил и которому считает себя многим обязанным.

Три года назад взял да и выстроил дом, чем-то схожий с дедовым. А потом постепенно, по крупице, вместе с женой начал наполнять его всем тем, что помогло создать нужную для задуманного проекта атмосферу.

– Мы не ставили перед собой задачу детального воспроизведения орловского дома, – говорит Виктор Николаевич. – Время не то, хочется все-таки жить более комфортно, с привычными удобствами. Заходите, смотрите, что получилось…


Рассмотреть изображение на маленьком экране помогает линза с водой.

На полвека назад

Дверь бесшумно растворяется, мы переступаем порог и попадаем …лет эдак на  50-60 назад! Все вокруг буквально пропитано духом еще не забытой, но уже довольно далекой эпохи. По стенам в сенцах висят коромысло, плетенный из бересты чехольчик для точильного бруска, связка выцветших на солнце деревянных прищепок, старые счеты; на полках теснятся стеклянные бутылки разных форм и размеров; на маленьком столике лежит тетрадь и химический карандаш…
– Точно такой был у моего деда, он им вел хозяйственные записи, – поясняет Виктор Николаевич. – Сейчас их не делают, этот еле-еле удалось найти. Содрали за «раритет» тысячу рублей! 
Осматриваем гордость хозяина – мастерскую, где собран всякий-разный инструмент – и по дереву, и по металлу («Как у деда!»). Открыв невзрачную дверь, которая, по нашему разумению, должна вести в кладовку, попали в …современный санузел с горячей и холодной водой. На контрасте очень впечатлило!
Горница. Всюду – на железной кровати, на старых, слегка траченных жучком этажерках и шкафах распластали белые ажурные крылья салфеточки, накидушки и покрывальца. Над столом – символ эпохи, оранжевый абажур, звук шагов гасят полосатые домотканые половики, глаз радуют гобеленовые и плюшевые коврики с оленями и «пейзанами» (такие обычно привозили из ГДР наши военнослужащие). Если эти «детали» еще можно встретить в некоторых тульских квартирах, то ламповый телевизор КВН-49 – вряд ли. Стоит себе на старенькой тумбочке пионер отечественного телевизоростроения, моргает голубым экраном сквозь толстую линзу.
Рядом – радиоприемник из тех же годов, и тоже в рабочем состоянии: поверни ручку, польются со всех концов земли разные мелодии и голоса. Как выяснилось, в этом доме работают все приборы и механизмы!  В том числе – патефон, холодильник «Тамбов», швейная машинка «Зингер» и печатная «Ятрань». Последняя стоит на втором этаже, где обстановка несколько отличается от первого. Здесь все более чинно-благородно, и вот почему. Согласно легенде, придуманной Хомяковым, здесь останавливался дедов приятель, служивший в государственных структурах. Приезжал не один, с дамой. Им, привыкшим к городской жизни, и условия были созданы соответствующие: телевизор посовременнее, кровать – покрепче. И – письменный стол у окна. Чтоб, значит, и пейзажем наслаждаться, и важные мысли записывать…
– Иногда, особенно зимой, люблю здесь посидеть, поработать – говорит Виктор Николаевич. – Когда-нибудь вид изменится: хочу построить небольшой скотный двор, купить живность, лошадку, бричку… Сейчас никак не получается, бизнес отнимает все время, нам с Наташей приходится много ездить по стране…


В 50-60 гг. в моде были танцы под патефон, который выставлялся на окне.

Машина времени в деревне Якшино

Создавая этот дом, хозяева старались сделать так, чтобы всем, что в нем есть, можно было пользоваться. Чтобы жила в нем теплая, уютная атмосфера времени, когда деревья были выше, а люди – добрее. И у них получилось. Особенно понятно это стало, когда мне разрешили оторвать несколько листков календаря. Казалось, с каждым из них уходило в прошлое целое десятилетие. Взглянув в старое зеркало, я удивилась, не увидев там хрупкой девочки с косичками в смешных круглых очках…
…Наверное, молодым не понять, зачем надо было затевать этот проект, где столько «ненужного хлама». И объяснить им его суть вряд ли получится: кто-то не поймет вообще, кто-то поймет, но гораздо позже. Когда засеребрятся виски и вдруг настигнет острое, до слез, «желание внучатами побыть»…


Все эти «железяки» вполне можно использовать и сейчас. 

> Из истории вопроса

Изначально имение Якшино принадлежало Николаю Николаевичу Гордееву, который был вице-губернатором Рязани, губернатором польского города Плотска, а с 1903 по 1906 год  – губернатором Курска. После его смерти вдова Валентина Сергеевна ушла в Марфо-Мариинскую обитель, передав имение своим племянникам – князьям Николаю и Владимиру Эммануиловичам Голицыным.
В настоящее время о дворянском прошлом усадьбы напоминают огромный дуб и теремок в древнерусском стиле.

Родные люди

Деда по отцовской линии, Максима Митрофановича Хомякова, в родной его деревне называли колдуном. Почему? Да потому, что за что он ни возьмись, все получалось у него лучше, чем у других.


На подставке – ручки с перьями разной толщины.

А брался он за многое, потому как, в отличие от большинства крестьян, был не только трудолюбив и смекалист, но и любопытен. Как только прослышит о новинках сельскохозяйственных, непременно их в своем хозяйстве опробует. Но – только тогда, когда все необходимые расчеты произведет и в полезности той или иной новинки убедится. Первым в деревне пасеку завел, первым посадил возле дома сад, а когда яблони подросли, первым взялся их прививать. Посмотрев на него, и соседи стали приобщаться к бортничеству и цивилизованному садоводству.
Владея плотницкими и столярными навыками, мог и сруб поставить, и крышей его покрыть, и мебель смастерить, да не простую, а с искусной резьбой. На своей верной швейной машинке «Зингер» шил одежду и себе, и близкой родне. А уж какие замечательные были у него гуси, куры, свиньи и коровы – хоть бери и вези в Москву, на выставку достижений народного хозяйства! Частично свои умения Максим Митрофанович передал Виктору, за что тот ему по сей день благодарен. Но главное, чему научил мудрый мастеровой любимого своего внука, – это жить. Принимая жизнь такой, какая она есть, не стоять на месте, постоянно двигаться вперед. Каждый день, пусть маленькими и неприметными шажками, но – вперед…
Вместе с дедом воспитанием Виктора занималась его родная тетя, Лидия Максимовна. Не имея свих детей, всю свою нерастраченную любовь она отдавала племяннику. О степени их духовной и душевной близости говорит тот факт, что мальчик называл женщину мамой. Как и деда, соседи кликали ее колдуньей – слишком уж хорошо шли у нее дела! Одинокая вдова (замужем она побывала четыре раза) получала рекордные надои от своих коров, собирала самый высокий урожай картофеля и неплохо разбиралась в вопросах народного целительства. Не однажды местные кумушки интересовались: «Кому дар-то свой передашь? Небось, племянничку любимому?» Так это случилось или нет, остается лишь догадываться: Виктор Николаевич нам ничего не рассказал… Да и какой уважающий себя колдун с посторонними людьми станет о сокровенном разговаривать!


«Орловский дед (Максимом сроду звали) был со смекалкой мужиком.
Он шил, строгал, по малости слесарил, соху мог сладить с сошником».
(«Родословная», В. Н. Хомяков, 2004 г.)


На втором этаже – рабочий кабинет. Его обстановка выдержана в стиле 50-60-х.
Здесь, за письменным столом, Виктор Хомяков любит работать.

> Cтаринный русский рецепт

После экскурсии по дому хозяева пригласили нас на веранду. А там стол накрыт, да какой! Одних только наливок штук семь: на рябине, смородиновых листьях и почках, на клюкве и т. д. На закуску – яблочки, в бочке моченые, грибочки соленые да маринованные, в салатах и просто так и даже засоленные в тыкве огурцы! На первое отведали мы томленых в русской печке рассольника и супа крапивного, на второе – в печке же приготовленных свиных ножек с капустой и мясного рагу. И  все эти кушанья приготовил сам хозяин! Причем с душой и знанием дела… Все очень вкусно!


Универсальное блюдо: одинаково вкусны и огурчики, и «сосуд», в котором они солились.

Огурцы соленые в тыкве
У небольшой тыквы срезать верхушку, вычистить внутренности, чтобы стенки остались не толще 2-3 см. Уложить огурцы, переложить эстрагоном, майораном, чабрецом, посыпая небольшим количеством соли. Закрыть огурцы душистыми травами и ранее срезанной верхушкой. На 4-5 кг огурцов употребить 250 г соли. Положить тыкву в бочонок, заложить пустые места огурцами, залить холодным рассолом (на ведро воды 500 г соли). На каждые 2 ведра рассола долить 1 ведро отвара дубовой коры. На 1 ведро кипяченой воды 400 г толченой сухой коры, кипятить, пока не выкипит 1/5 часть.


Все горячие блюда на хозяйском столе – из этой русской печи!

 

Следите за нашими новостями в удобном формате

Перейти в Дзен

26 мая 2010, в 10:59
Другие статьи по темам

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.