МЖД – все новое начинается здесь!

Поезда по железным дорогам России ездят вот уже полтора века, но именно за последние 50 лет в этой отрасли совершено немало открытий и внедрено десятки передовых технологий, уникальных не только для нашей страны.

Поезда по железным дорогам России ездят вот уже полтора века, но именно за последние 50 лет в этой отрасли совершено немало открытий и внедрено десятки передовых технологий, уникальных не только для нашей страны.


В Туле в числе первых отделений МЖД появились скоростные поезда «Экспресс», позволяющие преодолевать расстояние между городами за минимальное время.

Дороги, «завязанные» на Москве
Указ об учреждении Главного общества российских железных дорог был издан 26 января 1857 г. И во второй половине XIX века в центральном регионе России началось массовое развитие и строительство железных дорог. Почти одновременно строились Московско-Нижегородская, Московско-Рязанская, Московско-Курская, Московско-Ярославская, Рязанско-Козловская, Орловско-Витебская, Курско-Киевская и др. Главные железнодорожные линии пересекались в центре – в Москве, так что предпосылки к объединению сети дорог в Московскую дорогу были уже тогда, в самом начале пути.
В 70-х годах XIX века Москва превратилась в главный железнодорожный узел России. К этому времени она имела прямую железнодорожную связь с портами Балтийского и Азовского морей, с Волгой и черноземными губерниями. За первые 10 лет строительства средний годовой прирост сети путей сообщения составлял 1,5-2 тыс. верст. По этим темпам Россия обогнала все западноевропейские страны.
Впрочем, не только в темпах строительства Московская железная дорога была «впереди планеты всей» – здесь с первых лет работы внедрялись самые передовые идеи. Именно на МЖД еще в начале прошлого века появился первый электрифицированный участок и была построена первая Окружная дорога. А в 60-е годы прошлого столетия новые технологии разрабатывались и внедрялись практически непрерывно. Это и переход с постоянного тока на переменный для удешевления перевозок, и первая телеустановка, с помощью которой диспетчер мог управлять оборудованием сразу 4 тяговых подстанций.


В Московском железнодорожном узле сходится 11 радиальных направлений, которые связаны Малым кольцом (54 км) и  Большим окружным кольцом (558 км). Такой сложной транспортной сети не имеет ни одна дорога ОАО «РЖД».


С помощью инновационной технологии ГЛОНАСС диспетчеры МЖД отслеживают движение до 65 поездов.


Второе рождение МЖД
Наверное, не случайно значимые технические открытия были сделаны на железной дороге именно в 60-е годы: они будто стали предвестниками объединения железных дорог, которое дало мощный толчок к дальнейшему, еще более динамичному развитию отрасли.
Второе рождение Московской железной дороги произошло ровно 50 лет назад, когда в 1959 году несколько дорог были объединены в одну магистраль, которая стала носить название Московская. Тогда постановлением правительства путем объединения Московско-Курско-Донбасской, Московско-Окружной,  Московско-Рязанской дорог и московских отделений Северной, Калининской, Московско-Киевской и Западной  дорог была создана  единая Московская магистраль.
Многие технические новшества получили путевку в жизнь на столичной магистрали именно после объединения дорог. К этому моменту на МЖД уже более 10 лет существовало Тульское отделение, и все нововведения непосредственно касались и часто в числе первых внедрялись в Туле. Год за годом на МЖД рождались передовые методы, применение которых на сети дорог страны помогало наращивать объемы перевозок, снижать их себестоимость, эффективнее использовать технику.
1960 год – МЖД доказала, что вождение тяжеловесных составов – от 4000 т – электровозами возможно. А в 1979 г. был успешно проведен по линии поезд-сверхтяжеловес весом более 10000 т.
1964 год – на Московском узле началась разработка системы автоматизации билетно-кассовых операций, работающей в реальном режиме времени.  В феврале 1976 г. к системе было подключено уже 400 касс, а к концу 1980 г. были полностью автоматизированы все 600 железнодорожных касс Московского узла.
1999 год – на МЖД появляются первые турникеты. Так началось внедрение автоматической системы контроля, учета пассажиров электропоездов (АСОКУПЭ). Сегодня этой системой оборудованы все 8 крупнейших вокзалов Москвы и 80 остановочных пунктов.
2000 год – введено в эксплуатацию самое большое в стране ремонтно-экипировочное депо, занимающееся подготовкой пассажирских вагонов. В депо расположено 6 путей, на каждом из которых может разместиться по 20 вагонов.
2002 год – на МЖД запущена первая в стране линия скоростного интермодального сообщения «Павелецкий вокзал – аэропорт Домодедово». С 2004 года действует система «Киевский вокзал – Внуково», а с 2008 года – «Москва- Савеловская – Шереметьево».
2004 год – с линии «Москва-Мытищи» получил путевку в жизнь первый скоростной электропоезд.
2008 год – на Московской дороге начата опытная эксплуатация газотурбовоза, самого мощного в мире локомотива, который работает на сжиженном газе. Им впервые в мировой практике были проведены составы весом до 15 тыс. тонн.

Длина маршрута поезда «Россия», курсирующего между Москвой и Владивостоком (запущен в 1966 г.) – 9288 км. Равного по протяженности этому маршруту в мире нет. Поезд 6 раз меняет часовые пояса, идет через 2 континента, связывает 90 городов.

Значение Тулы для МЖД огромно
А что же Тула? Тульское отделение – активный участник всех перемен, происходящих на Московской железной дороге. Сегодня в руках тульских железнодорожников – передовые методы работы, высокопроизводительный подвижной состав, современное оборудование. В Туле, в числе первых отделений МЖД, появились скоростные поезда «Экспресс», а также рельсовые автобусы, пришедшие на смену дизельным поездам. Большинство рельсовых автобусов приписано к депо Тульской дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении и обслуживают маршрут «Узловая – Тула – Калуга».
Московская железная дорога может похвастать наибольшим количеством возрожденных исторических станций, многие из которых находятся на территории Тульского отделения. Вторую жизнь получили вокзалы на тульских станциях Ясная Поляна (Козлова Засека) и Скуратово, ставшие настоящими музеями на железной дороге. Примечательно, что начало этой доброй традиции было положено в 2001 году с созданием музея «Козлова Засека» на станции Ясная Поляна, посвященного Льву Николаевичу Толстому.


Зинаида Троицкая - первая и единственная в истории МЖД женщина-начальник железной дороги. На МЖД работала с 30-х годов прошлого века.

> От первого лица
Главное богатство дороги – люди

Владимир Старостенко, начальник Московской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».
Историю, как известно, делают люди. А история Московской железной дороги написана героическим трудом столичных железнодорожников. Принято говорить, что железнодорожники – люди особенные. Это справедливо. Ведь ритм стальных магистралей поглощает целиком, формирует образ жизни и судьбу человека, который не мыслит себя вне дороги. Так было всегда, и именно люди – основной резерв, потенциал, главное богатство дороги.

> Только цифры
13 000 км путей – протяженность Московской железной дороги. Магистраль проходит через 14 субъектов РФ.
4-6 минут – интервал движения электропоездов в Мосузле в «пиковые» часы. Такой частоты нет ни на одной железной дороге мира!
30 миллионов человек живет в районе функционирования МЖД. Это почти пятая часть населения страны.

Более 90000 человек работает сегодня на МЖД.

 

26 августа 2009, в 10:33
Другие статьи по темам

Главные тульские новости за день от Myslo.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день