Поезда по железным дорогам России ездят вот уже полтора века, но именно за последние 50 лет в этой отрасли совершено немало открытий и внедрено десятки передовых технологий, уникальных не только для нашей страны.
|
Дороги, «завязанные» на Москве
Указ об учреждении Главного общества российских железных дорог был издан 26 января 1857 г. И во второй половине XIX века в центральном регионе России началось массовое развитие и строительство железных дорог. Почти одновременно строились Московско-Нижегородская, Московско-Рязанская, Московско-Курская, Московско-Ярославская, Рязанско-Козловская, Орловско-Витебская, Курско-Киевская и др. Главные железнодорожные линии пересекались в центре – в Москве, так что предпосылки к объединению сети дорог в Московскую дорогу были уже тогда, в самом начале пути.
В 70-х годах XIX века Москва превратилась в главный железнодорожный узел России. К этому времени она имела прямую железнодорожную связь с портами Балтийского и Азовского морей, с Волгой и черноземными губерниями. За первые 10 лет строительства средний годовой прирост сети путей сообщения составлял 1,5-2 тыс. верст. По этим темпам Россия обогнала все западноевропейские страны.
Впрочем, не только в темпах строительства Московская железная дорога была «впереди планеты всей» – здесь с первых лет работы внедрялись самые передовые идеи. Именно на МЖД еще в начале прошлого века появился первый электрифицированный участок и была построена первая Окружная дорога. А в 60-е годы прошлого столетия новые технологии разрабатывались и внедрялись практически непрерывно. Это и переход с постоянного тока на переменный для удешевления перевозок, и первая телеустановка, с помощью которой диспетчер мог управлять оборудованием сразу 4 тяговых подстанций.
В Московском железнодорожном узле сходится 11 радиальных направлений, которые связаны Малым кольцом (54 км) и Большим окружным кольцом (558 км). Такой сложной транспортной сети не имеет ни одна дорога ОАО «РЖД».
|
Второе рождение МЖД
Наверное, не случайно значимые технические открытия были сделаны на железной дороге именно в 60-е годы: они будто стали предвестниками объединения железных дорог, которое дало мощный толчок к дальнейшему, еще более динамичному развитию отрасли.
Второе рождение Московской железной дороги произошло ровно 50 лет назад, когда в 1959 году несколько дорог были объединены в одну магистраль, которая стала носить название Московская. Тогда постановлением правительства путем объединения Московско-Курско-Донбасской, Московско-Окружной, Московско-Рязанской дорог и московских отделений Северной, Калининской, Московско-Киевской и Западной дорог была создана единая Московская магистраль.
Многие технические новшества получили путевку в жизнь на столичной магистрали именно после объединения дорог. К этому моменту на МЖД уже более 10 лет существовало Тульское отделение, и все нововведения непосредственно касались и часто в числе первых внедрялись в Туле. Год за годом на МЖД рождались передовые методы, применение которых на сети дорог страны помогало наращивать объемы перевозок, снижать их себестоимость, эффективнее использовать технику.
1960 год – МЖД доказала, что вождение тяжеловесных составов – от 4000 т – электровозами возможно. А в 1979 г. был успешно проведен по линии поезд-сверхтяжеловес весом более 10000 т.
1964 год – на Московском узле началась разработка системы автоматизации билетно-кассовых операций, работающей в реальном режиме времени. В феврале 1976 г. к системе было подключено уже 400 касс, а к концу 1980 г. были полностью автоматизированы все 600 железнодорожных касс Московского узла.
1999 год – на МЖД появляются первые турникеты. Так началось внедрение автоматической системы контроля, учета пассажиров электропоездов (АСОКУПЭ). Сегодня этой системой оборудованы все 8 крупнейших вокзалов Москвы и 80 остановочных пунктов.
2000 год – введено в эксплуатацию самое большое в стране ремонтно-экипировочное депо, занимающееся подготовкой пассажирских вагонов. В депо расположено 6 путей, на каждом из которых может разместиться по 20 вагонов.
2002 год – на МЖД запущена первая в стране линия скоростного интермодального сообщения «Павелецкий вокзал – аэропорт Домодедово». С 2004 года действует система «Киевский вокзал – Внуково», а с 2008 года – «Москва- Савеловская – Шереметьево».
2004 год – с линии «Москва-Мытищи» получил путевку в жизнь первый скоростной электропоезд.
2008 год – на Московской дороге начата опытная эксплуатация газотурбовоза, самого мощного в мире локомотива, который работает на сжиженном газе. Им впервые в мировой практике были проведены составы весом до 15 тыс. тонн.
Длина маршрута поезда «Россия», курсирующего между Москвой и Владивостоком (запущен в 1966 г.) – 9288 км. Равного по протяженности этому маршруту в мире нет. Поезд 6 раз меняет часовые пояса, идет через 2 континента, связывает 90 городов.
Значение Тулы для МЖД огромно
А что же Тула? Тульское отделение – активный участник всех перемен, происходящих на Московской железной дороге. Сегодня в руках тульских железнодорожников – передовые методы работы, высокопроизводительный подвижной состав, современное оборудование. В Туле, в числе первых отделений МЖД, появились скоростные поезда «Экспресс», а также рельсовые автобусы, пришедшие на смену дизельным поездам. Большинство рельсовых автобусов приписано к депо Тульской дирекции по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении и обслуживают маршрут «Узловая – Тула – Калуга».
Московская железная дорога может похвастать наибольшим количеством возрожденных исторических станций, многие из которых находятся на территории Тульского отделения. Вторую жизнь получили вокзалы на тульских станциях Ясная Поляна (Козлова Засека) и Скуратово, ставшие настоящими музеями на железной дороге. Примечательно, что начало этой доброй традиции было положено в 2001 году с созданием музея «Козлова Засека» на станции Ясная Поляна, посвященного Льву Николаевичу Толстому.
|
> От первого лица
Главное богатство дороги – люди
Владимир Старостенко, начальник Московской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».
“Историю, как известно, делают люди. А история Московской железной дороги написана героическим трудом столичных железнодорожников. Принято говорить, что железнодорожники – люди особенные. Это справедливо. Ведь ритм стальных магистралей поглощает целиком, формирует образ жизни и судьбу человека, который не мыслит себя вне дороги. Так было всегда, и именно люди – основной резерв, потенциал, главное богатство дороги.
> Только цифры
13 000 км путей – протяженность Московской железной дороги. Магистраль проходит через 14 субъектов РФ.
4-6 минут – интервал движения электропоездов в Мосузле в «пиковые» часы. Такой частоты нет ни на одной железной дороге мира!
30 миллионов человек живет в районе функционирования МЖД. Это почти пятая часть населения страны.
Более 90000 человек работает сегодня на МЖД.