О секретах красоты образца 70-х

Была ли мода в годы нашей молодости? Конечно была!

Была ли мода в годы нашей молодости? Конечно была!

ЧТО ВИЖУ, ТО СОШЬЮ
В большом выигрыше были модницы, умеющие шить и вязать сами - эпоха тотального дефицита. Остальные искали хороших портних или ателье, "где не испор-тят" и воплотят фантазии с наименьшими потерями.
1975 год. Тульских модниц накрыла новая "юбочная" тенденция. На улицах стали появляться красавицы в юбках-макси, в стиле "диско". Цветные юбки "в пол" из набивной ткани, сшитые из разноцветных клиньев, но подобранные в тон. Верх заужен, низ пышный.
На фоне мини-юбок, которые по-прежнему были на гребне модной волны, "цыганские" шедевры первыми надели только самые смелые и "продвинутые".
Все бегали в поисках материала, самым популярным магазином был "Ткани" на проспекте Ленина. В ход шел ацетатный шелк, штапель и ситец. Под такие юбки нужны были босоножки на платформе. Летняя Тула запестрела макси-шедеврами!


1973 г. Тульская модница Ольга КУДРЯШОВА: жилетка-самовяз,
украшенная цветами "хэнд мэйд", батник... Просто писк!

ШОПИНГ КАК ИСКУССТВО
О "пошла и купила" в то время мечтать не приходилось. Вожделенные платформы искали в Москве, тульском гарнизонном магазине на ул. Н. Руднева (это, если сильно повезет) и на толкучке в Мяснове. А еще кладезем гламура были южные курорты. Оттуда привозили сабо на платформе невероятной высоты из "пробки" частного производства.
Юг реагировал на запросы моды быстрее. Да, в Туле были еще комиссионки. Их было много, а в Москве подавно. Самая большая была на Красноармейском. Чтобы туда что-то сдать, надо было отсидеть очередь, но зато там можно было что-нибудь "нарыть", купить ненужную вещь ради необычной ткани, а потом скомбинировать и перешить. Помните этот характерный запах, который потом отмачивали в порошках "Новость", "Лотос", "Персоль" и иранском голубом "чуде" "Дарья"?..

БАТНИК, КЛЕШИ И ЛАПША
Слово "батник" было магическим как для девушек, так и для парней. Не удавалось достать? Шили сами из однотонной или цветной ткани с застежкой на планочке и двойной отстрочкой из контрастных ниток.
На батниках парней были рельефные вытачки спереди и сзади. Батники мужчины носили "в облипочку", ушивали с боков "в талию". Воротники "заячьи уши" украшали пуговками и вышивкой.
Тогда же вошли в моду бусы-цепочки разных калибров. Их искали в галантерейных и далее по списку. А каким "писком" были бусы деревянные! Тут подключался "Художественный салон" на Красноармейском.
Еще одно вожделенное слово тех времен - "лапша"! Водолазка-лапша, свитер-лапша, кофта-лапша. А если еще под юбочку из индийской джинсы! А под расклешенные брюки! Когда брюки-клеш вошли в моду, то самые нетерпеливые и изобретательные распарывали "дудочки" внизу по швам и делали вставки-клинья из лоскутов ткани, часто контрастного цвета. Дальше - больше: клинья закладывались в складки. При ходьбе складки раздвигались, а там - пуговицы, нашитые столбиком, часто цветные. А подшивали низ брюк половинкой железной молнии зубцами вниз. К клешам полагался широкий ремень. В ход шли армейские.


Путеводителями модниц 70-х годов XX века были вырезки из журналов "Работница",
"Крестьянка" и польского журнала "Урода".

ЛИЦЕВАЯ, ИЗНАНОЧНАЯ...
Отдельная история - вязаные безрукавки, которые называли "маечки". Это была немаловажная деталь одежды тех, кто "в струе". Те, кто умел вязать, были их первыми обладателями, а остальные записывались к подругам в очередь и лихорадочно учились вязать сами.
С нитками и спицами для вязания была проблема. Бегали по "галантерейкам" в поисках шерстяных моточков по 3 руб. 50 коп. Колючие, грязно-зеленые, грязно-желтые, грязно-бордовые. Черные - дефицит, белые - предел мечтаний. А нужно было многоцветие! Яркие нитки "чистого" цвета добывали, распуская старые вещи, стирали нитки, наматывали на дощечку, отпаривали утюгом, сматывали в моточки.

ПАЛЬТО ОТ КЕННЕДИ
Путеводителями в лабиринтах моды тех лет были журналы "Работница", "Крестьянка", "Вязание", "Рижская мода", "Модели одежды", маленькие брошюрки "Шейте сами" и польский журнал "Урода". В наших изданиях фото неважного качества, на плохой бумаге, а то и вовсе с нарисованными нарядами. Из-за границы кому-то удавалось привезти "Бурду" на немецком. На нее записывались в очередь, снимали выкройки.
Мы высматривали и запоминали все, что касается моды, стиля, вкуса в фильмах и журналах: платье с маленьким пальто-трапецией в стиле Жаклин Кеннеди, коктейльное платье Одри Хэпберн, халатик в рюшечках и бантиках - Мишель Мерсье из "Анжелики" (кружева отрывали от старых гэдээровских комбинаций).
Чувствовали ли мы себя ущемленными? Нет! Мы умели быть счастливыми и модными, радоваться отрезу кримплена, очкам-хамелеонам "доставки загранплаванья" или клипсам из распиленной пластмассовой бусины.
Наши мамы благоухали "Красной Москвой" и "Каменным цветком", папы "Шипром" и "Тройным одеколоном", а сыночки пахли одеколоном "Саша", "Консул" или "Чарли". Ну а дочки (ну, это все-таки дочки!) источали аромат французских духов (30 рублей за флакон) "Клима", "Фиджи", "Элдипс", чем-нибудь фирмы "Дзинтарс" или польскими "Может быть" и легендарным "Сигнатюром".
Вертясь на примерках перед зеркалом, мы понимали, что быть умной - это, конечно, главное (мама права), но быть модной - просто необходимо! И были!

Ольга КУДРЯШОВА.
Фото автора и Марии БУЗОВОЙ.

21 октября 2008, в 12:15
Другие статьи по темам

Главные тульские новости за день от Myslo.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день