Тульских семинаристов наказывали голодом

Этой осенью Тульская духовная семинария, ровесница тульской епархии, отмечает 206 лет со дня основания.

Этой осенью Тульская духовная семинария, ровесница тульской епархии, отмечает 206 лет со дня основания.

Семинаристов Тульской духовной семинарии можно было отличить по форме: черной куртке, черной шинели с белым кантом, фуражке с гербом и буквами ТДМ. Парадной формы у семинаристов не было.


РОДОМ ИЗ КОЛОМНЫ
Об истории тульской духовной семинарии рассказывает преподаватель английского языка, методист Марина Александровна МИХАЛЕВА.
Тульская духовная семинария была образована в 1801 году. Ее появление было вызвано тем, что в 1799 году Тульская и Калужская губерния были выделены из одного наместничества. Соответственно, образовалось и новое церковное деление - Тульская епархия. А раз есть епархия - значит, нужны священнослужители для ее церкви.
Священный синод принял решение об учреждении в Туле духовной семинарии. В 1801 году из Коломны была перевезена часть коломенской духовной семинарии, образованной еще в 1734 году. Можно смело говорить, что у нашей семинарии благородное происхождение.
В тульскую духовную семинарию прибыла и часть коломенских преподавателей. Так, епископ Мефодий Смирнов, член Российской академии наук, умнейший и образованнейший человек своего времени, стал первым епископом тульской епархии, заботился об ее благоустройстве.
Долгое время в Туле не могли найти хорошего помещения для семинарии - в городе просто не было "праздного", то есть пустующего здания. Семинария ютилась в разных местах, пока в 1823 году не было построено красивое большое здание на улице Староникитской. Здание сохранилось до нашего времени, но требует капитального ремонта.

С 1823 по 1918 год именно в этом здании на ул. Староникитской юных туляков обучали латыни и богословию.


ШКОЛА ДЛЯ МЕЩАН
В духовной семинарии учились дети, в основном, мещанского сословия. Дети дворян, естественно, посещали классическую гимназию. Обучение было бесплатным. К тому же семинаристы жили в семинарии на полном пансионе: их кормили и одевали.
В 1801 году количество учащихся в семинарии было около 500 человек, в иные годы число семинаристов доходило до полутора тысяч. В XIX - начале ХХ веках здесь обучались не только те мальчики, которые хотели в будущем стать священниками. Церковь не была отделена от государства, поэтому образование там получали все желающие - с семи лет. Те, кто хотел посвятить себя служению церкви, после окончания основного курса обучались еще два года в богословском классе.
Семинаристы получали великолепное образование. Они изучали все необходимые в жизни предметы: русский язык, литературу, физику, химию, математику и т.д. Обязательным было изучение медицины. Считалось, что священник обязан уметь оказать помощь не только духовную, но и целительскую.
Семинаристы учили латинский и греческий языки, причем на латыни было принято изъясняться даже на переменах. Все предметы богословского цикла преподавались только на латинском. Изучались и популярные в те годы французский и немецкий языки.

Семинаристы жили в комнатах, по своему аскетичному "убранству" ничем не отличающихся от казарм: железные кровати, тумбочки и ничего лишнего.


В СЕМИНАРИИ КАК В АРМИИ
Воспитание в тульской духовной семинарии было очень строгим. Правила Устава были общими для всех российских семинарий. Так, из семинарии не разрешалось выходить без разрешения инспектора. Тех, кто жили дома или снимали комнаты неподалеку далеко от семинарии, тщательно контролировали: каждый вечер к ним приходил инспектор - посмотреть, действительно ли семинарист вечером находится дома и занят "душеполезным" делом, а не слоняется по улицам.
Был такой случай, когда летом жандарм обратил внимание, что на берегу Упы лежит семинаристская форма. Он заволновался, не утонул ли "школяр". Выудил учащегося из реки и доставил его в семинарию. Семинарист был наказан, потому что купаться в учебное время не положено по Уставу. Горе-купальщика наказали. А наказания в семинарии были очень строгими.
Самым "ласковым" видом наказания был выговор. За провинность подростка могли на целый день лишить еды. Еще один вид наказания: предание "раскаянию и скуке". Семинариста помещали в отдельную "молитвенную" комнату, где перед лицом святых икон оставляли думать о своем поведении.
Меню в семинарии было самым обычным, но с теми правилами, принятыми в православии. Так, среда и пятница - это постные дни. В среду Спаситель был схвачен в Гефсиманском саду, а в пятницу Иисус Христос принял смерть на кресте. В эти дни семинаристы не ели молочных и мясных блюд, сладостей и выпечки. Но поскольку это учебное заведение, то для молодых людей делалось послабление и для подпитки мозга разрешалось "вкушать рыбу". Естественно, в семинарии соблюдались все посты.
После окончания учебного заведения молодые люди выбирали свой дальнейший жизненный путь. Кто-то становился священником, женился и обзаводился потомством. А кто-то выбирал путь монаха, лишенный всяких мирских радостей:

ВЕЛИКИЕ ТУЛЯКИ
Из стен Тульской семинарии вышли многие известные люди своего времени. Так ректором Тульской семинарии с 1906 по 1911 годы был будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I. В разные годы в семинарии учились первый этнограф, краевед, фольклорист Иван Сахаров, ученый, один из основоположников онкологии Михаил Руднев, историк и краевед, основатель первого тульского музея "Палаты древностей" Николай Троицкий, а также Павел Иванович Малицкий, который составил описание приходов тульской епархии и тульского края.
Последним ректором семинарии был Петр Иванович Павлушков, преподаватель, светский человек. Ректором он стал в 1918 году. Тогда же семинария была закрыта, как учреждение совершенно чуждое для новой советской власти. Учащиеся и преподаватели были попросту выброшены на улицу. Из-за такого "неблагонадежного" прошлого на работу их никто не брал. Например, Павел Малицкий просто умер от голода...
Петр Павлушков сам себе подписал смертный приговор. В те годы, когда священников расстреливали сотнями, он решил принять сан. В 1937 году Петра Ивановича расстреляли. Павлушков был прославлен русской православной церковью, сейчас его почитают как святого.


А ЧТО СЕЙЧАС?
После 1918 года здание семинарии использовали в разных целях. В свое время здесь находилась школа комсостава, в 1944 году открылось Суворовское училище. В 1960 году в старинном здании открыли интернат №3 для детей, оставшихся без попечения родителей.
И только в 1995 году духовное образование в тульской епархии возобновилось. Митрополит Серапион, который в то время возглавлял тульскую епархию, сначала учредил двухгодичные пасторские курсы, которые в 2000 году были преобразованы в тульское духовное училище. А еще через год патриарх Московский и Всея Руси Алексий II возобновил в Туле духовную семинарию.

СЛОВАРИК
Семинария (от латинского seminarium - рассадник, переносная - школа), название некоторых средних специальных учебных заведений. Семинариями называются средние духовные учебные заведения христианства. (Большая советская энциклопедия).

Лариса ТИМОФЕЕВА.

12 ноября 2007, в 12:16
Другие статьи по темам

Главные тульские новости за день от Myslo.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день