Виктор Рыбьянов: Гагарин угостил меня космической водкой

Туляк Виктор Рыбьянов - ветеран Великой Отечественной войны, но не воевал с фашистами

Туляк Виктор Рыбьянов - ветеран Великой Отечественной войны, но не воевал с фашистами: сбрасывал боевые десанты в Венгрии и Чехословакии, доставлял грузы воюющему Алжиру, Йемену и Вьетнаму, осваивал Северный полюс и экзаменовал космонавтов. Он - летчик военно-транспортной авиации. На днях ему "стукнуло" 80 лет!

ИЗ ДОСЬЕ "СЛОБОДЫ"
Виктор Федосеевич Рыбьянов,
ветеран ВОВ. Родился 7 августа 1927 года в селе Ивановка Киргизской СССР. 20 августа 1944 года зачислен курсантом в летное училище города Фрунзе (ныне г. Бишкек). С 1946 по 1976 гг. служил в Тульском 374-м полку военно-транспортной авиации. Участник боевых действий в Венгрии, Чехословакии, Алжире, Лаосе, Северной Корее, Йемене и др. Трижды летал на Северный полюс, участвовал в подготовке взрыва водородной бомбы. Мастер спорта по стрельбе. В 1990 году, в возрасте 63 лет подтвердил звание мастера спорта, став чемпионом Тульской области по стендовой стрельбе. Женат. Есть сын (52 года), внучка (32 года) и два правнука (13 лет и 4 года). Имеет правительственные награды.



ПЕРВЫЙ БОЕВОЙ
Виктор Рыбьянов стал ветераном Великой Отечественной войны в 1990 году, когда к этой категории специальным приказом приравняли всех участников боевых действий 50-60-х годов. А его война началась с первого боевого приказа...
- 10 октября 1948 года в два часа ночи наш полк подняли по тревоге, вспоминает Виктор Федосеевич. В пять часов утра мой "ЛИ-2" уже загружался в аэропорту Внуково и через несколько часов мы взлетели, взяв курс на Ашхабад, где произошло мощнейшее землетрясение, в грузовых отсеках - лекарства, палатки и питание. К городу подлетели уже ночью. Я видел руины Сталинграда, так вот это было еще страшнее! После разгрузки у нас была пара часов, и мы вышли в город. Ни одного целого здания! Все разрушено! Кое-где стояли уцелевшие одиночные стены. На одной из таких стен на высоте второго этажа я увидел кровать, которая зацепилась и повисла. На кровати был живой ребенок, он даже кричать не мог от ужаса и только смотрел на солдат, что суетились внизу, стараясь его достать... Больше нам погулять не удалось: мы возили грузы несколько дней, отдыхая только во время погрузки-разгрузки и заправки.

ДРУГА СБИЛИ В ЧЕХОСЛОВАКИИ
В 1968 году, в ночь с 20 на 21 августа, войска пяти государств (СССР, Польши, ГДР, Болгарии, Венгрии) вошли в Чехословакию, чтобы подавить антикоммунистический мятеж.
- Высаживали десантников на ходу: пока самолет катился по взлетной полосе, они успевали покинуть салон, а мы улетали за новой партией. Через пять дней мой друг Коля Набок, командир экипажа, впервые получил задание привезти 9 тонн сливочного масла. Они почти выполнили рейс: зашли на посадку, выпустили шасси, и тут по ним из ближайшего леса кто-то дал очередь из автомата, и четырехмоторный самолет потерял управление, перевернулся в воздухе и упал с высоты 300 метров. Мой друг и его экипаж (пять человек!) сгорели заживо. Уцелел только стрелок-радист, который находился в хвостовой башне. Он после падения пытался вытащить ребят, но это было невозможно...

Летчики суеверны: перед вылетом командир обязательно должен "благословить" экипаж! (Крайний справа - лейтенант Рыбьянов).


ПОЛЯРНЫЕ СТАНЦИИ СТРОИЛИ ДЛЯ ВОЙНЫ С АМЕРИКОЙ
Чтобы советский бомбардировщик "Ту-4" мог долететь до Америки, ему нужен был промежуточный аэродром. Вот для этих целей и создавалась полярная станция "СП-4". Там могла получиться идеальная взлетная полоса, если убрать 300-метровую зону торосов. Технику для этого можно было доставить только специальными планерами.
- На аэродроме Мясново загрузили планеры "ЯК-14" (взрывчатка, компрессор и снегоочиститель ГАЗ-69). Аэросцепка работала так: я на самолете тяну планер, а он летит за нами на 120-метровом тросе. Если пилот планера ошибется, то машина уйдет в пике, и тогда конец всем... 10 марта 1954 г. мы вылетели из Тулы. Через 4 часа были в Казани, затем Свердловск, Омск: Через три дня полета нам только оставалось сесть на дрейфующую льдину, где торосы высотой до нескольких десятков метров. До сих пор не понимаю, как нам это удалось, но мы сели на льдину! Командир планера получил за этот полет орден Красной Звезды. А командир нашего экипажа - орден Красного Знамени. Я подсчитал: мы провели в воздухе 109 часов 21 минуту. А потом мы по 12 часов в сутки взрывали торосы: закладываешь толовую шашку и подрываешь. Ямы водой заливали (на 60-градусном морозе она замерзала моментально). Через несколько дней над нами появился американский бомбардировщик "В-52"и сделал вид, что идет на посадку, и пушки в нашу сторону развернул! Примерился к полосе, но садиться не стал - ушел восвояси. На прощанье нам крыльями качнул, пижон...

В КОСМОС НЕ С БАЙКОНУРА
С середины 60-х годов наш "Тульский 374-й" обслуживал космические полеты.
- Я отвечал за доставку космонавтов на аэродром. Забирал космонавтов в Москве (садились четверо, а кто полетит, нам не говорили) и вез на станцию Тюратам в 600 километрах от Байконура. Вот в Тюратаме и проходили все старты ракет, а Байконур - только для прикрытия... Регулярно с нами провожал космонавтов и Юрий Гагарин. Такой шустрый, озорной, постоянно шутил и дарил пилотам тюбики с космической пищей. Как-то раз вручил мне тюбик с этикеткой водки "Столичная", я обрадовался (их борщи и каши не очень вкусные), приехал домой и решил отпраздновать успешный старт. Поставил стопку и налил из тюбика... Борщ! 16 октября 1976 произошла нестыковка корабля "Союз-23", где командиром был Вячеслав Зудов, который когда-то служил у нас. Аппарат должен был приземлиться недалеко от Аркалыка, но там его не было! Через 50 минут их обнаружили в озере Тенгиз, в 125 километрах от нужной точки. Кислорода у них оставалось на несколько минут. Оказалось, что произошел сбой системы, Зудову тогда Героя дали только через полмесяца: все выясняли, достоин ли...

Андрей ДРЕМИЗОВ. Фото автора.

7 августа 2007, в 19:54
Другие статьи по темам

Главные тульские новости за день от Myslo.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день