У меня нет сдачи

У меня нет сдачи

Эту фразу каждый из нас слышит каждый день не раз. А между тем она - нарушение наших прав. Как грамотно разобраться с работниками сферы услуг?

Эту фразу каждый из нас слышит каждый день не раз. А между тем она - нарушение наших прав. Как грамотно разобраться с работниками сферы услуг?


С обычной домохозяйкой из поселка Скуратово Валентиной Афанасьевой, произошла неприятная история. Она ехала в больницу проведать любимую внучку. Села в лайн, протянула водителю 500 рублей... А у того сдачи не оказалось. И он в грубой форме предложил бабуле пройтись пешком.
Старушка разнервничалась, у нее давление поднялось, любимая внучка так и не дождалась гостинцев...
Вариантов похожей ситуации масса. Наверняка вам и в магазинах, и на рынках говорили: "А помельче денег у вас нет?", "Дайте мне сколько-то рублей (вариант - сколько-то копеек), а я вам столько-то дам сдачи".

Кассир супермаркета "Семь столиц" Настя Зуева: "Приготовим обязательно сдачу покупателям!"

МЕЛОЧЬ? БЕРЕМ ВСЕ!
Все вышеперечисленные и похожие ситуации нарушают ваши права. Абсолютно все продавцы, неважно, в магазине или на рынке, обязаны дать вам сдачу, не требуя мелочи, размена монет и проч. Они должны принимать у вас любые купюры и монеты, как крупные, так и мелкие.
В Федеральном законе №86-ФЗ от 10.07.2002. четко сказано: банкноты, и монеты Банка России обязаны к приему на всей территории РФ. Так что, все организации обязаны принимать все виды платежей. Все это кассирам известно. А еще им известно то, что ваши жалобы, особенно в письменной форме, в контролирующие органы грозят им штрафом, по статье 14.8 Административного кодекса РФ. Для должностных лиц 1000-2000 руб., для юридических от 10 000 до 20 000 руб.

РАЗМЕНА НЕТ? ШТРАФ!
Также продавцы не в праве отказывать нам из-за того, что нет размена - их прямая обязанность обслужить клиента. В Типовых правилах эксплуатации контрольно-кассовых машин четко сказано, что руководство магазинов обязано обеспечить кассиров разменными купюрами в необходимом количестве. Помимо этого покупателям вместо сдачи запрещено предлагать какие-либо товары или требовать, чтобы клиент разменял деньги самостоятельно.
В Гражданском кодексе, статья 426, черным по белому отмечено, что продавец обязан своевременно обслужить посетителя, в том числе обеспечить сдачей. Иначе покупатель вправе обратиться в суд (п. 4 ст. 4 Гражданского кодекса РФ)! А упрямому продавцу грозит штраф по статье 14.8 Административного кодекса РФ.

ДАЙТЕ ЖАЛОБНУЮ КНИГУ!
Если вам еще и отказывают подать жалобную книгу, то вы можете вызвать милицию по телефону 02. Прибывшие сотрудники проверят документацию торговой точки и документы продавца. Вы оставите запись в книге жалоб и предложений, которая, скорее всего, появится незамедлительно.
Если хотите довести дело до конца, отправляйтесь в ближайшее отделение милиции по месту нахождения магазина или торгового павильона и напишите заявление о возбуждении административного дела. Так гласит закон.
Но милиционеры могут и не появится - подумаешь, сдачу не дали...

КОМУ СТУЧАТЬ НА....
... ПРОДАВЦОВ

Обратитесь в Комитет по защите прав потребителей (Тула,  ул. Жаворонкова, строение 2, кабинеты 102 и 104. Телефоны: 36-89-16, 36-87-07, 36-50-50, 36-89-30).

...НА ВОДИТЕЛЕЙ И КОНДУКТОРОВ
Если водитель слишком резко реагирует на ситуацию, откровенно наглеет, следует записать его Ф.И.О. номер машины и адрес предприятия, которому машина принадлежит, Все это есть на лицензии в салоне автолайна. А дальше, как говориться "дело техники". Пишите заявление в предприятие указанное на лицензии, в течение месяца его рассмотрят, с водилой поговорят, а то и уволят. Самое главное - у вас обязательно должен быть билет из автолайна! Обычно они должны висеть в салоне на видном месте, и по правилам, вначале отрывается билет, а потом водителю оплачивается проезд. Если билетов в салон лайна нет, что часто бывает, спросите водителя. Но не все водители плохие и злые, поверьте, про пассажиров они думают то же самое.
Если у вас есть жалобы на кондукторов в троллейбусах, звоните по тел. 49-35-79 (Отдел сбора выручки троллейбусного депо). Начальство обязательно разберется с нарушителями ваших законных прав.

...ЕСТЬ МНЕНИЕ
Кондуктор троллейбуса №100, 5-го маршрута, Валентина Павловна Кутеева.
"У меня всегда есть разменные деньги. Смогу дать сдачу и с 500 рублей. Если же, у пассажира действительно нет денег, то мне приходится его высаживать на следующей остановке - таковы правила. Бывают хитрецы, что нарочно ездят с очень крупными купюрами, надеются на бесплатный проезд. Таких пассажиров высаживать у меня права нет, когда не могу найти сдачу, везем их бесплатно,  но это редко случается.
Я никогда не ругаюсь по поводу оплаты проезда - ведь люди едут разные. У многих работа может быть нервная, или день предстоит напряженный. Зачем настроение портить? Нужно стараться понимать друг друга, тогда любой конфликт, даже из-за сдачи, можно решить полюбовно на месте".

Администратор супермаркета Лариса Шулакова.
"Ситуации бывают разные. Например, утром нет сотенных купюр, а вечером возникает проблема с мелкими монетами. Кассиры обязаны дать вам сдачу, всю, до копейки.
Со мной лично произошло следующее. Однажды я решила купить детскую обувь, и мне не смогли дать сдачу даже с сотни. Перед моим носом просто закрыли кассу, так что я осталась без покупки. Что делать в таких случаях?
По правилам надо вызывать менеджера, объяснить ему ситуацию. Если это не помогает, требовать директора. Проблемы магазина вас не должны волновать. Вы покупатель, вас обязаны обслужить".

УЛИЧительНЫЙ ОПРОС
ВАМ ВСЕГДА ДАЮТ СДАЧУ?

Анна. Студентка ТГУ. 20 лет.
"Иногда, когда не бывает в кассе сдачи, мне приходится менять деньги у людей в самом магазине. Ругаться не люблю. Если жаловаться, то, наверное, либо руководству магазина, либо в Комитет защиты прав потребителей".

Алексей. Адвокат. 33 года.
"Я думаю, по нашей жизни, надо всегда иметь мелкие купюры. Без этого никак нельзя. Один раз мне не дали сдачу в автолайне, пришлось выйти на следующей остановке".

Валентина Афанасьевна. Сурдопедагог. 55 лет.
"Со мной никогда ничего подобного не происходило. Но если вдруг случится такая проблема, то я позову администратора или обращусь в какой-нибудь потребительский комитет".

9 июня 2007, в 14:30
Другие статьи по темам

Главные тульские новости за день от Myslo.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день