У кого есть право на учебный отпуск?

У кого есть право на учебный отпуск?

Подавляющее большинство тульских студентов совмещают работу и учебу. Январь - время сессии. Имеют ли работающие студенты право на учебный отпуск?

Подавляющее большинство тульских студентов совмещают работу и учебу. Январь - время сессии. Имеют ли работающие студенты право на учебный отпуск?


- Конечно. Гарантии и компенсации для тех, кто совмещает работу и учебу, регулируются ст. 173-177 Трудового кодекса, - говорит юрист Юрий КОПТЕЛОВ. - Они распространяются на тех, кто получает высшее и среднеспециальное образование впервые. А на тех, кто получает второе образование, - в случае, если это оговорено в трудовом договоре.

Дополнительные отпуска с сохранением зарплаты при обучении на заочной и вечерней форме предоставляются:
- при прохождении промежуточной аттестации на первом и втором курсах - по 40 календарных дней, на каждом из последующих - по 50 дней;
- при подготовке и защите выпускной квалификационной работы и сдаче итоговых государственных экзаменов - 4 месяца;
- при сдаче итоговых государственных экзаменов - 1 месяц.
Также работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения зарплаты:
- тем, кто допущен к вступительным испытаниям в вузы - 15 календарных дней;
- слушателям подготовительных отделений вузов для сдачи выпускных экзаменов - 15 календарных дней;
- тем, кто обучается в вузах с государственной аккредитацией на очной форме обучения для прохождения промежуточной аттестации - 15 календарных дней в учебном году, для подготовки и защиты ВКР и сдачи итоговых госэкзаменов - 4 месяца, для сдачи итоговых госэкзаменов - 1 месяц.
Тем, кто учится на заочной и вечерней форме в вузах, имеющих госаккредитацию, на период 10 учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта или сдачи госэкзаменов, рабочую неделю могут сократить на 7 часов (за время освобождения выплачивается 50% среднего заработка, но не ниже минимального размера оплаты труда).

УЧЕНЬЕ - СВЕТ
КАКИЕ СПЕЦЫ НУЖНЫ ТУЛЕ
Согласно последним данным статистики, самые "невостребованные выпускники" - экс-студенты Тульского государственного университета с дипломами инженеров. А самые "нужные" - учителя физики, истории, химии, русского языка, детские психологи, социологи, политологи, а также специалисты по связям с общественностью. Но если нынешние старшеклассники решат, что им для достижения успеха в жизни нужно поступать на специальности-"лидеры", многие из них рискуют через несколько лет разочароваться...

Бум на юридические и экономические специальности прошел. Теперь требуются "технари"

Статистика в данном случае оперирует двумя показателями: конкурс на одно место при поступлении, и количество выпускников вузов, вместе с дипломами об окончании получивших направления на работу. Где эти цифры выше, там и востребованность как бы выше.
На самом деле, такой подход не вполне объективен, и слишком серьезно к подобным цифрам относиться не следует.
Во-первых, в прошлом году каждый претендент на обладание студенческим билетом вуза мог подать до десяти заявлений сразу. Получилось, что теоретически желающих стать социологами, политологами, теологами или специалистами по связям с общественностью было по 25-65 претендентов на одно бюджетное место. Фактически же рекордные конкурсы были в 3-6 раз ниже, хотя и это немало.
Во-вторых, нельзя забывать про такое явление, как "мода" на те или иные профессии.
Лет 5-7 назад многие абитуриенты воспылали любовью к профессиям юриста, экономиста, банкира, дизайнера, визажиста, менеджера (оговоримся: все эти профессии хороши, никаких претензий к ним нет). Сегодня обладателей подобных дипломов немало, а вот мест, куда они могут устроиться, наоборот. Кто-то поехал в Москву и пытается достичь успеха там. Но немало и тех, кто вынужден искать работу не по профессии.
Реакция общества не заставила себя ждать. Ныне из почти 6900 студентов тульских вузов и филиалов столичных университетов, получающих экономические специальности, лишь каждый десятый обучается очно. По юристам тот же показатель - одна четверть из 4230 студентов. То есть люди, работая, повышают уровень имеющегося у них среднеспециального образования за счет своих средств и времени. Либо получают второе или третье высшее образование. Понятно, что к школьникам-старшеклассникам это не имеет никакого отношения.
Теперь в моду вошли теологи, специалисты по связям с общественностью, социологи, политологи. Но потребности региона в них исчисляются десятком-другим вакантных мест в год на область. Через несколько лет обладатели подобных дипломов могут оказаться в довольно щекотливом положении...
"Социалистическая" система распределения на работу после окончания вуза имела ряд преимуществ, т.к. позволяла планировать и удовлетворять потребности региона в тех или иных профессиях. Ряд отраслей сохранил ведомственную систему распределения почти в неприкосновенности. Многие будущие энергетики, железнодорожники, работники газовой отрасли получают образование по распределению. Начинающие педагоги тоже идут на работу в школы по направлениям, иначе сельские школы давно бы лишились учителей.
Однако давайте будем честны. Молодой учитель с зарплатой в 2-3 тысячи рублей не может быть самой востребованной профессией в области! Юноши, не желающие идти в армию, становятся учителями физики, математики, истории или основ безопасности жизнедеятельности. После чего по 5-6 лет (до 28 лет) сидят в сельских школах, нередко работая там на половину ставки.
А теперь представьте, что "сельскую броню" отменят (такое, по некоторым прогнозам, может случиться в 2009 году). Думается, "востребованность" в этом случае сильно уменьшится...
В ТулГУ есть ряд кафедр, нормальные выпускники которых, получив крепкие знания, не очень-то и задумываются о распределении. Хороших инженеров-автомобилистов, сварщиков, строителей, механиков, энергетиков, оружейников, коммунальщиков, транспортников, специалистов по автоматизации производственных процессов, компьютерным технологиям и многих других заводы и коммерческие фирмы возьмут "на ура". На них уже сегодня дефицит.
К тому же, как показывают опросы, примерно треть студентов университета начиная с четвертого курса успешно совмещают учебу и работу. Им вообще глубоко по барабану, в какие статистические цифровые данные они попадут, ибо проблему своего трудоустройства они успешно решили заранее.
Мария Камнева

НЕКОТОРЫЕ ЦИФРЫ
по данным Туластата
В Тульской области действуют 3 самостоятельных высших учебных заведения, 5 филиалов университетов, 3 представительства университетов, 3 филиала академий, 1 филиал института, 1 негосударственное высшее учебное заведение, 41 самостоятельное и 4 несамостоятельных (при вузах) средних специальных учебных заведений.
Из общего количества студентов вузов (без учета данных по инженерному артиллерийскому институту) за счет средств федерального бюджета обучаются 24457 человек (53,5%), по договорам с полным возмещением затрат - 21235 человек (46,5%).
В средних специальных учебных заведениях за счет средств федерального бюджета обучаются 13907 человек (52,2%), за счет средств областного бюджета - 8029 (30,1%), по договорам с полным возмещением затрат - 4714 человек (17,7%).
В вузах женщины составляют 46,5% всех учащихся, в среднеспециальных учебных заведениях - 47,6%.
37% молодых людей, окончивших в 2006 году вузы, и 16%,окончивших среднеспециальные учебные заведения, не получили направления на работу.
Наименьшим спросом в 2006 году пользовались выпускники ТулГУ, в котором только 3,5% специалистов получили направление на работу.
Среди выпускников средних специальных учебных заведений наименьшим спросом пользовались специалисты учебных заведений по специализации обучения: медицинские (4,7% выпускников получили направление), сельскохозяйственные (14,6%), педагогические (17,3%).
Наибольшим спросом пользовались выпускники по специальностям: физика (92,2% выпускников получили направление), дошкольная педагогика и психология (94,7%), профобучение (90,9%), химия (81,8%), русский язык и литература (90%), биология (84,1%), безопасность жизнедеятельности (88,9%), история (78%). Пользовались спросом выпускники среднеспециальных учебных заведений по строительству и эксплуатации городских путей сообщения, монтажу и эксплуатации внутренних сантехнических устройств и вентиляции, автоматике и телемеханике на транспорте, по строительству железных дорог, путевого хозяйства (100% выпускников получили направление), строительства мостов (92,3%), охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов (84,2%).

Ольга СМИРНОВА

27 февраля 2007, в 17:04
Другие статьи по темам

Главные тульские новости за день от Myslo.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день