Узелок на память

Рассеянность - причина многих наших неприятностей. В чем же причина забывчивости и как ее преодолеть?

Рассеянность - причина многих наших неприятностей. В чем же причина забывчивости и как ее преодолеть?


ДОЛОЙ АВТОПИЛОТ!
- Мы обычно концентрируемся тогда, когда наше внимание сосредоточено на том, что нам интересно, - говорит психолог-консультант центра "Шанс" Мария Летучева. - К примеру, чтение интересной книги или просмотр захватывающего фильма переносят нас в особое состояние, словно под стеклянный колпак.
При этом мозг начинает активно снабжаться кровью, и способность воспринимать и обрабатывать информацию повышается. От этого, соответственно, увеличивается работоспособность.
В остальных случаях требуется дополнительная концентрация внимания. Есть несколько способов научиться такой концентрации:
1. Беритесь за одно дело. Конечно, есть немало примеров одаренных людей, которые могли хорошо выполнять несколько дел одновременно (Юлий Цезарь, Александр Македонский). Однако большинство людей могут полноценно сконцентрироваться только на одном деле. Поэтому не пытайтесь разговаривать по телефону, общаясь при этом с коллегой и барабаня пальцами по клавиатуре. Мозг вряд ли успеет принять и обработать такое количество информации, и вы обязательно упустите что-то важное.
2. Следуйте биоритму. Среди нас есть совы, жаворонки и аритмики. И у каждого свой биоритм, от которого зависят активность и пассивность. Определите, на какое время у вас приходится пик работоспособности, и беритесь за сложные дела именно в это время.
Делайте паузы. Каждый час-полтора мозгу нужно давать отдыхать. Сделайте "перекур", выпейте чашку чая. Не забудьте проветрить помещение, в котором работаете. Пройдитесь или сделайте зарядку. Кстати, ученые доказали, что люди, которые активно занимаются спортом (плаванием, аэробикой, теннисом и т.д.), более энергичны и на 15-20% лучше справляются с работой, чем те, которые ведут малоподвижный образ жизни.
Кроме того, эффективно будет работать тот, кто полноценно спит и отдыхает.
3. Планируйте свое время. От большой нагрузки и множества нерешенных проблем человек не понимает, за что хвататься, что делать сначала, а что потом. Подберите способ планирования, подходящий лично вам: на день, неделю или месяц. Старайтесь придерживаться графика и не откладывайте дело в долгий ящик.
4. Позаботьтесь о рабочем месте. Если вам удобно за вашим рабочим столом и вы поддерживаете на нем порядок, то вы потратите меньше времени на поиск нужных бумаг. Важное значение имеет правильная высота стула (чтобы колени были согнуты под прямым углом, а монитор компьютера находился ровно перед глазами), освещение, расстояние между монитором и глазами - в идеале 50-60 см (если вы работаете за компьютером).
Кстати, правильно подобранные цвет и форма рабочего стола тоже влияют на внимание! Считается, что стол черного цвета замедляет реакцию и притупляет внимание, деревянные столы светлых расцветок создают ощущение надежности, внушают уверенность в будущем профессиональном росте. Круглый или полукруглый стол больше подходит для людей творческих профессий. Отражающие поверхности на столах или зеркала в непосредственной близости от них подсознательно удваивают объем работы, которую нужно проделать.
5. Старайтесь не слушать вполуха и ничего не делать "на автопилоте". Вникайте в любую выполняемую работу. Часто бездумное, автоматическое выполнение дел приводит к ошибкам. Вообще в каждом деле должен быть стимул - "путеводная звезда". Отсутствие интереса и рутинная работа на корню убивают способность концентрироваться.

КАК ПОБЕДИТЬ ЗАБЫВЧИВОСТЬ?
Есть специальные методики, которые помогут улучшить память и научат концентрировать внимание.
- Записывайте в ежедневнике план заданий и сроки их исполнения. Приклейте на видных местах яркие стикеры с напоминанием.
- Составляйте списки. Отправляетесь в путешествие или поход? Список необходимых вещей будет вам просто необходим! А вот собираясь в магазин, постарайтесь запомнить список продуктов, которые планируете купить, самостоятельно. Это тренирует память.
- Займитесь устным счетом. Прежде чем оплатить покупки в кассе, посчитайте, сколько получится, или хотя бы прикиньте сумму.
- Держите в памяти несколько телефонных номеров, которыми постоянно пользуетесь.
- Начните учить иностранный язык. Это отлично развивает память. 
- Старайтесь не забывать свои вещи в транспорте или в гостях. Этот навык развивается не сразу, собранность тоже нужно тренировать!
Потраченные усилия наверняка окупятся - ведь у внимательного человека больше шансов подняться по карьерной лестнице!

КСТАТИ
ЧТО МЕШАЕТ КОНЦЕНТРИРОВАТЬ ВНИМАНИЕ
- Громкая музыка или телевизор.
- Резкие запахи.
- Вопросы коллег.
- Неправильное питание.
- Недостаток сна.
- Проблемы со здоровьем.
- Лекарства.
- Алкоголь.

А ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО...
...10-15 минут человек может непрерывно слушать собеседника, затем внимание непроизвольно ослабевает.
...Если сложить все время, которое среднестатистический работник тратит в год на поиск нужных бумаг и вещей, то получится около 10 дней свободного времени.
...До 80% времени при неправильной организации работы тратится впустую. Психологи советуют планировать 60% рабочего времени, 20% оставлять на непредвиденные дела и еще 20% - на потери рабочего времени из-за звонков, вопросов коллег, непредвиденных визитов.


Дорогие читатели!
О чем бы вам было интересно почитать в этой рубрике?
Звоните по тел. 35-48-14
или пишите на
trif@sloboda.tula.ru.
Ведущая рубрики Ольга СМИРНОВА.

12 февраля 2007, в 19:35
Другие статьи по темам

Главные тульские новости за день от Myslo.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день