На вертолете телекомпании «Дождь» губернатор вместе с Ксенией облетел область и ответил на все каверзные вопросы. Вот самые интересные ответы.
Владимир Груздев показал Ксении Собчак Тульскую область сверху,
а в Поленове и Ясной Поляне лично провел экскурсии.
Собчак: Вы разведчик в душе?
Груздев: Это громко сказано. Все-таки я очень мало проработал. Я пришел на службу в 1991 году после окончания военного института. До 1993 года поработал. А потом был ряд политических событий. Мы попали на самый сложный период. Как раз в то время разведкой руководил Примаков. Он поступил по-честному, сказав: ребята, есть то, что есть. Возможности вашего применения могут появиться очень не скоро. Если у вас есть возможности найти себя в народном хозяйстве – находите.
Если бы мне тогда сказали: «Нет, ты больше нужен здесь», – я бы
не ушел. Я бы остался.
Собчак: Как развивалась дальше Ваша жизнь вне внешней разведки?
Груздев: А у меня был товарищ, он познакомил меня с Олегом Бойко, и тот предложил мне перейти к нему на работу. Поработал 10 месяцев наемным менеджером по промышленным товарам. Тогда система «Березок» развалилась, а он предложил альтернативную идею. Я неплохо у него там поработал. А дальше… 6 апреля 1994 года открыли первый магазин «Седьмой континент».
Я всегда направлял все деньги, которые зарабатывала компания, на развитие. Никогда не брал необдуманного левериджа. А все хотели, чтобы я побольше взял кредитов и за счет этих кредитов всех акционеров обогатил, выплатил всем дивиденды. Поэтому в 1996 году четыре человека продали свои доли и вышли из компании. Все, кто вышел у меня из акционеров, жалеют, что вышли.
Собчак: Вы считаете себя талантливым бизнесменом?
Груздев: Нет, усидчивым. Есть звезды, а есть пахари. Я больше пахарь. Очень важно, чтобы за звездностью того или иного предпринимателя всегда бэк-офис поспевал. Придумать и реализовать – это разные вещи.
Вот Цукерберг чем ярок? Он первый, кто придумал соцсеть? До этого была куча соцсетей, которые умерли и не были востребованы. А он придумал такую, которая стала востребованной. И мало того, что смог придумать – смог и реализовать.
Собчак: Почему бизнесмен вдруг решает заняться политикой? Зачем Вам это?
Груздев: Когда у вас появляется возможность реально что-то сделать и что-то изменить в лучшую сторону, то почему бы ею не воспользоваться? Мне с коллегами удалось очень многое. Ведь вся либерализация Уголовного кодекса – это все этими руками было сделано. Я же был первый зам. руководителя комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству.
Я никогда не хотел заниматься бизнесом. Им я занимался, чтобы создать источник для нормального независимого существования самого себя и членов своей семьи. А вот сумма денег, которая есть, – это есть оценка моего труда. У меня не было мечты заработать миллиард.
По переписи 1989 года в Тульской области проживало 2 млн 40 тыс. человек, а по переписи 2010 года – 1 млн 550 тыс. Это вам для понимания, какой кейс достался мне для работы.
Владимир Груздев.
Собчак: Вам не обидно, что Вы проводили либерализацию, а сейчас приходится пересмотр делать?
Груздев: Каждый ест свою котлету. Я ем свою котлету. Вы свою. Мы не можем отвечать за все, в том числе за то, чего мы с вами не делали и потенциально не можем сделать. Поэтому давайте каждый будет заниматься своим делом.
Собчак: Решение о том, чтобы покинуть Думу ради губернаторства, как созрело?
Груздев: Я, в принципе, администратор, и как для юриста пик карьеры – должность судьи, так для меня – должность губернатора.
Собчак: Должность Президента?
Груздев: Нет, это другая история. Прежде чем человеку думать, нужно ли ему быть Президентом, ему нужно побыть публичной фигурой – губернатором или руководителем партии. Потому что занятие должности Президента – это огромное количество ограничений. Для меня как для администратора пик карьеры – это должность губернатора. Если я справлюсь, как я полагаю, с этой работой, значит, буду удовлетворен.
У нас много туляков уехали работать в Москву. Вот, Владимир Ильич (Толстой, директор «Ясной Поляны». – Прим. «Слободы»), начальник управления внутренних дел (Евгений Матвеев) тоже ушел на повышение. Усиливаем Российскую Федерацию кадрами. Исторически тульский край богат на сильных людей.
Как говорят, казюки – люди государственные, всегда очень надежные, «блохокуи» – блоху куем.
Собчак: Вам знакомо имя Нонны Хидирян?
Груздев: Да, знакомо.
Собчак: Злые языки говорят, что это девушка-экстрасенс, которая определяет энергетические поля будущих назначенцев и является местным «Распутиным» области.
Груздев: Да, сильно злые языки. Давно с ней не общался. Она никогда не работала ни у меня, ни в правительстве Тульской области. У меня есть личные вопросы, по которым я могу консультироваться с тем, с кем считаю нужным.
Собчак: Вы верите в экстрасенсорные способности?
Груздев: Нет, я верю только в способности человека.
Собчак: Ваш взгляд на скандал с экс-губернатором?
Груздев: Есть дело, в ближайшее время оно будет передано в суд. Доказать взятку – это, наверное, самое сложное. Я считаю любые подобного рода скандалы – это очень плохо для власти в целом.
Я перееду в город в октябре.
Владимир Груздев.
Об этом глава региона заявил на встрече с жителями 25 сентября.
– Принято решение: резиденцию сдать в аренду. В год аренда будет составлять 11 млн руб. Считаю, рациональнее будет выставить ее на продажу. Главное, чтобы цена была справедливой. Мы обсудим это с туляками. Как они скажут, так и сделаем.