Неделей ваий называется воскресный день шестой и последней седмицы Святой Четыредесятницы, также именуемой седмицей ваий. Эти день и седмица так называются потому, что во время Входа Господня в Иерусалим народ встречал, сопровождал и устилал самый путь Спасителя ветвями пальмовых деревьев, или вайями. Также это воскресенье называется Цветным, Цветоносным или Вербным. Последнее название есть уже чисто русское и объясняется оно тем, что еврейские пальмовые ветви, которых на Руси нет, заменяются у нас ветвями вербы, как дерева, которое в России расцветает прежде всех других деревьев.
Накануне Господь Иисус Христос совершил чудо воскрешения святого праведного Лазаря, жившего вместе со своими сестрами Марфой и Марией в селении Вифания близ Иерусалима и скончавшегося за четыре дня до прихода Господа в Вифанию (поэтому субботний день, предшествующий Вербному воскресенью, именуется Лазаревой субботой). На следующий день Христос въехал в Иерусалим на молодом осленке, приветствуемый множеством людей, узнавших о чуде воскрешения Лазаря. Народ постилал на Его пути свои одежды и ветви деревьев, торжественно восклицая: "Осанна (спасение) Сыну Давидову! Благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!" - так у евреев было принято встречать царей и победителей.
Торжественный Вход Господень в Иерусалим, называется также Царским Входом Спасителя, согласно с пророчествами и Евангелием, где грядущий в Иерусалим Иисус Христос прямо называется Царем: "се, Царь твой грядет к тебе кроткий" (Зах. 1: 8-9; Мф. 21: 5). И по самому внутреннему смыслу или значению этот Вход Спасителя был истинно царским и единственным. Перед Входом и, особенно при самом Входе в Иерусалим Спасителю оказывается почти всеобщее служение и преданность как Царю и Господу.
Праздник ваий, почитаемый Святой Церковью как двунадесятый, принадлежит к числу тех особенно уважаемых торжеств, начало ко¬торых относится еще к первым векам христианства. В IV веке в день Входа Господня в Иерусалим читал поучения свя¬титель Иоанн Златоуст.
По церковной традиции, в этот день в храмах верующие, как бы встречая невидимо грядущего Господа, стоят на богослужении с веточками верб. Накануне праздника, на всенощном бдении в субботу, вербы освящают окроплением святой водой после прочтения особой молитвы.
В IV веке об обычае православных христиан стоять на утрене с вайями упоминают святители: Иоанн Златоуст в своей "Беседе на 145-й псалом", Кирилл Александрийский в "Слове на Неделю ваий", в котором он говорит: "Свещи наши светлы возьмем, одежды душевныя изменяй; ветвие, яко победоносцы, понесем".
Зеленеющие ветви со светильниками, по изъяснению Церкви, служат в этот праздник знамением победы над смертью и благословения Иисуса Христа, Которому мы, яко "Победителю смерти вопием: осанна в вышних".
Ветви служат знамениями победы над смертью и воскресения не только Иисуса Христа, но и верующих в Него. Светильники изображают величие торжеств и немерцаемый свет нашего блаженного воскресения, начала вечной жизни. Осля, по изречениям Церкви и святых отцов, духовно указует на народ Израильский, а жребя, не носившее ига, изображает язычников, которых Господь подклонил под Свое благое и легкое иго.
В последнее воскресенье перед Пасхой Святая Церковь установила светло праздновать память торжественного входа Господа в Иерусалим, куда Спаситель пришел не для того, чтобы воссесть на царском престоле пророка и царя Давида и сокрушить власть римлян, но направил Свой путь к величественному храму Иерусалимскому, показывая что Он есть истинный Царь, но не одного какого-нибудь народа, а Владыка всей Вселенной, Глава Духовного Царства — Церкви Своей. Весь народ и даже малые дети громогласно восклицали Христу: «Осанна. Сыну Давидову» (Мф.21,9,15).
На следующий день после празднования Вербного воскресенья начинается Страстная седмица - время, посвященное Церковью воспоминанию последних дней земной жизни Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, оканчивающаяся Его Воскресением.