Много говорят о подготовке к школе, о важности умения читать и писать, но что делать, если завтра в первый класс, и вы точно знаете, что ваш ребенок к школе не готов потому что:
- он не ходил в детский сад и плохо понимает правила в коллективе или не умеет общаться со сверстниками и решать конфликты
- так и не научился читать и писать
- у него есть трудности в развитии или он часто болеет
- проблемы с вниманием и произвольностью — то что называют «неусидчивостью»
- очень тревожен и пуглив и т. п
Будущий первоклассник может быть эмоционально не готов к школе. Часто дети связывают поступление в школу с чудесными изменениями в своей жизни (там можно будет не спать днем и есть на завтрак сырки, а не кашу, как в детском саду), а оказывается, что еще надо трудиться, и эта волынка на одиннадцать лет.
Что делать?
1. Перестать трястись, остановиться и четко осознать, что решение принято, в школу вы уже идете, трудности есть и пока будут. В этой ситуации суетиться — не очень хорошая идея.
2. Проконсультироваться с педиатром и невропатологом, объяснив ситуацию и попросив помощи. Имеет смысл ребенку давать комплексы витаминов и необходимых минеральных веществ, чтобы хотя бы со стороны здоровья и нервной системы не было сбоя. Помните, на коробочке с витаминами написано «во время интенсивных физических и психологических нагрузках»? Вот, это время пришло. Лучше было бы начать раньше, но лучше поздно, чем никогда. Кстати, не забудьте себе попросить успокаивающих.
3. Все-таки выяснить причины сложностей, не отгораживаясь от проблем, и договориться о занятиях с соответствующими специалистами о сопровождении ребенка. Экономить на этом бессмысленно — чем дольше существует проблема, тем тяжелее ее решать, и тем больше ресурсов понадобится для ее решения.
Если проблемы с вниманием — то это могут быть курсы нейропсихологической коррекции, с речью и сложностями на письме- помощь логопеда-дефектолога, тревога и страх — консультации и занятия с психологом, эмоциональные трудности — тренинги для детей по эмоциональной готовности и адаптации к школе, проблемы со здоровьем — зовем медиков на помощь.
4. Выстройте четкий режим дня, организуйте удобное рабочее место. Найдите время для прогулок, ни в коем случае не исключайте секции и кружки, увлечения, горячо любимые ребенком. Это вдохновляет и поддерживает человека. Ребенок -тоже человек.
5. Предупредите учителя о сложностях, старайтесь поддерживать с ним контакт и интересоваться положением дел в школе. Не ожидайте многого и не идеализируйте обстановку: массовая школа часто сама не может предложить детям такие условия, которые не тормозили бы его развитие и не создавали бы непрерывный стресс. Возьмите ответственность на себя, и меняйте условия, если это будет необходимо.
6. Будите ребенка утром с улыбкой, настраивайте на позитивный лад, не подгоняйте с утра, собирайтесь в школу спокойно. Не внушайте ребенку, что ему все по плечу, и он многого добьется, потому что часто тревога и страхи связаны с опасениями первоклассника не оправдать родительских ожиданий. После школы задавайте вопрос «как дела?», а не «что случилось?»
7. Вечером или перед сном читайте с ребенком сказки, помогающие адаптации ребенка к школе, например, Панфилова М. С. «Лесная школа». Это книга детского психолога, помогающая преодолеть трудности в первом классе. После прочтения хорошо бы порисовать и поговорить на прочитанную тему. Делайте упражнения и играйте в игры на снятие психо-эмоционального напряжения. Подойдут книги Кряжевой Л.
И помните самое главное правило родителей: всегда оставайтесь на стороне ребенка.
Психолог Лариса Милова
supdetki.ru