Когда я поднялась на второй этаж и, в поисках регистратуры, окинула взглядом этаж, сердце волей- неволей сжалось, а в горле встал ком. В очередях в кабинеты сидели десятки детей с капельницами в руках, в шапочках или просто лысенькие. С родителями, которые вцепились в своих детей, словно физически пытаясь выдернуть их из того испытания, что называется страшным словом рак. И, думаю, эти кадры в моей голове лишь укрепили меня в решимости к тому, ради чего я приехала в ПСПбГМУ им. Павлова.
Иногда одно событие тянет за собой не просто ниточку, а вытягивает целую тропу, по которой ноги несут сами. И события, совпадения, «знаки»- как не назови, скручиваются в тугую спираль, которая дает толчок к определенным действиям.
Когда в марте я узнала, что мой одноклассник борется с раком , это стало сильным потрясением. Ведь пока это не коснется знакомого человека, не осознаешь всего ужаса ситуации. И дальше эта мысль уже не отпускает никогда, слабой нервной жилкой пульсируя в голове. И, наверно, многие испытывали чувство, когда начинаешь замечать вокруг себя то, на что раньше не обращал внимания. Буквально краем глаза: случайно услышанная новость или увиденный заголовок; обрывки чьих- то разговоров; люди, так ли иначе связанные с ситуацией…
И вот, гуляя по хештэгам в соц.сети, глаз буквально на секунду зацепил фото девушки в медицинской маске, которая была сделана в одном из музеев СПб. И вот та же жилка дернула: музей, маска, глаза эти над маской. Прямого подтверждения моему предположению, конечно, на странице не оказалось, но оказалась статья с Фонтанки.ру, которая называлась: «Завещание Жени». И в тот день я все для себя решила.
И речь пойдет о донорстве костного мозга.
(Тут я вздыхаю и откидываюсь на стуле: как начать, с чего?)
Я хочу верить, что в нашей стране есть специалисты, способные вытащить с того света. Я хочу верить, что рано или поздно, наша медицина будет обладать достаточной медикаментозной базой и ресурсами, способными спасать жизни. Я хочу в это верить. И хочу верить, что рано или поздно, мы перестанем искать спасения за пределами страны. Но иногда не все упирается в только лишь медицину, и даже не всегда в деньги.
После прочтения статьи, я изучала достаточно информации о костном мозге. Для чего нужен, как «работает», как забирается и как спасает его пересадка. Прежде я никогда не интересовалась этим вопросом, как и большинству эта информация была просто не нужна. И я только поверхностно представляла, как это все происходит, и с какими сложностями сталкиваются люди при поиске донора.
Если коротко, то клетки костного мозга участвуют в процессе кроветворения и отвечают за работу иммунной системы. У людей с определенными видами онкологии после химии организм сам не способен вырабатывать клетки крови и «держать» иммунную «оборону». В этом случае подсаживают донорские клетки, которые налаживают данные процессы.
А теперь к сути…
В мировом сообществе существуют регистры потенциальных доноров клеток костного мозга. Заграницей эти регистры впечатляют: миллионы людей состоят в этих базах, т.е. анонимно, добровольно и безвозмездно готовы стать донорами костного мозга.
В России же в подобном регистре (по данным Русфонда на сегодня)… 70 тысяч человек. Всего. 70. Тысяч. Человек. На 140 миллионную страну.
Поиск и активация донора в международном регистре стоит ДЕСЯТКИ тысяч долларов. Поиск в Российском регистре БЕСПЛАТЕН. Активация же стоит несоизмеримо дешевле, чем в заграничных базах.
И что больше всего меня впечатлило во всей этой информации? Россия- многонациональная страна с богатым историческим прошлым. Это привело к, практически, уникальному набору фенотипов. Найти «своего» донора нашему человеку гораздо проще среди «своих». А свой регистр у нас появился только в 2013 году… и людей в нем катастрофически мало.
Чтобы стать донором достаточно подписать согласие и сдать типирование- пробу, которая будет внесена в регистр. Далее, если вдруг набор характеристик кому-то подошел, специалисты связываются с донором, и принимается решение: да или нет. Сам процесс забора клеток у донора прост. Варианта два: напрямую из тазовой кости под наркозом или из крови, после медикаментозной подготовки. Донор может отказаться в любой момент, даже лежа на операционном столе. Но нужно осознавать, что на кону чья- то жизнь…
И мне, как обывателю, стало понятно, что данная информация крайне мало распространяется. Возможно, люди, которые условно « в теме»: регулярно сдающие кровь, или болеющие или их близкие- знают о донорстве костного мозга, о регистрах и рассказывают об этом, но как выловить эту информацию, если ты в больнице раз в год по мед.осмотру?
По большому счету, от человека не требуется никаких сверхусилий: сдать кровь и быть готовым действительно помочь, если это понадобится. И когда начинаешь задумываться, что каждая запись в регистре, это огромный шанс для кого-то выжить- решимость только крепнет.
Пожалуй, я чересчур впечатлительна, излишне эмоциональна и многое зря принимаю близко к сердцу. Но пишу, в общем –то, для того, чтобы рассказать тем, кто, может, как и я, не в теме. Сидя в пятницу в кресле, качая кулаком ( кроме типирования для регистра я еще и просто сдала кровь для деток из больницы), я думала о том, что нет ничего геройского в донорстве. Скорее, это норма для адекватного общества. И количество молодежи, которое было в тот день в ОПК, и, скорее всего, бывает там всегда, вдохновило и дало надежду, что «мы не бросаем своих».
Никто не застрахован – фраза, которая везде и повсеместно. Но только глядя на капельницы с химией в худых руках детей в очереди к врачу- ты начинаешь чувствовать эту фразу. По-настоящему, до мурашек.
В Туле, к огромному сожалению, нет возможности сдать кровь для регистра. Но Русфонд организовывает акции по сдаче крови в регистры костного мозга в разных городах, и может оповестить всех желающих заранее.
Тут я хочу обратиться к администрации портала и газеты Слобода.
Ребята, вы самое читаемое издание Тулы, что вам стоит связаться с Русфондом, и совместно организовать донорскую акцию с оповещением в газете и на портале?.. Вряд ли найдется много желающих поехать в ближайшие города для сдачи крови, но если гора сама придет к Магомеду, желающие будут, я уверенна!
П.С. в тексте есть ссылки на более подробную информацию о костном мозге, донорстве и организациях, которые забирают кровь на типирование.