Вот и наступил Новый Год! Это значит, что в городском транспорте вступили в силу новые правила проезда и его оплаты. Хотелось бы подробнее рассказать о транспортной карте (ТК), её плюсах и минусах.
Где приобрести?
ТК продаётся в каждом киоске РосПечать, её залоговая стоимость 100 рублей. В любой момент вы можете вернуть ее в ОАО «ОЕИРЦ» (помимо самой карты нужно приложить конверт, в котором она продавалась). Более подробная информация об условиях эксплуатации и правилах возврата указана во вкладыше, приложенном к карте.
Зачем приобретать?
В первую очередь для того, чтобы не переплачивать за бумажные билеты: «электронный билет» стоит 15 рублей против 20р за бумажный. Электронные деньги кондуктор не может положить к себе в карман, безналичная оплата повышает скорость обилечивания (если, конечно, программное обеспечение работает корректно); создаются условия для поощрения постоянных пассажиров (см. сравнение с московской картой «Тройка»). Как бы вы отнеслись к возможности совершать в течение 90 минут неограниченное количество пересадок за 25−30 рублей? Конечно, сейчас ещё всё «сырое», но я уверен, что в будущем система электронной оплаты будет усовершенствована и станет удобной, быстрой и стабильной!
Как пополнять баланс?
Изначально ваш электронный кошелек пуст. Пополнить его баланс очень просто: в любом банкомате/терминале самообслуживания Сбербанка (у которых есть возможность принимать наличные) нажмите кнопку «Платежи наличными», выберите пункт «Общественный транспорт», вставьте карту и следуйте подсказкам, отображаемым на дисплее. Подробную инструкцию выложил народный журналист.
К сожалению, в некоторых банкоматах сервис «Платежи наличными» может не работать, придётся искать другое устройство. Также в процессе пополнения не стоит бояться надписи «К оплате: 50 рублей», сотрудница банка объяснила, что эта надпись — ошибка ПО, на карту зачисляется ровно столько, сколько денег вы внесли. Чек о пополнении ТК следует сохранять!
Как проверить баланс?
Узнать остаток средств можно в банкомате/терминале самообслуживания Сбербанка (см. предыдущий пункт) или при оплате проезда (см. далее). Срок действия электронного кошелька — 1 год с момента последнего пополнения.
Взаимодействие с кондуктором
Приложил к валидатору кондуктора карту задней стороной, высветилось: «Обслуживание невозможно». Кондуктор взяла карту в свои руки и приложила еще раз, эффект был тот же. После этого она сказала: «А если приложить передней стороной?» — и (о чудо!), с моего счета списалось 14 рублей! Это действительно удивительно, т. к. проезд стоит 15 :) Стоит заметить, что ТК является бесконтактной: магнитное поле валидатора индуцирует в обмотке карты электрический ток, которого хватает, чтобы считать/записать необходимую информацию и передать её обратно. Магнитным волнам без разницы в какую сторону распространяться, следовательно, должно быть без разницы, какой стороной прикладывать карту. Это подтвердила моя вторая поездка: совершить оплату получилось тоже с третьего раза, кондуктор с важным видом заявила: «Вот, прикладывать надо задней стороной!» К тому же во второй раз списалось 15р, это всё свидетельствует об ошибках работы программного обеспечения.
Ещё огорчает некомпетентность самих кондукторов: по словам одного из них, инструктаж по работе с новой системой оплаты проезда с ними не проводился.
— Можете ли вы проверить, оплатил ли я картой проезд или нет?
— Понятия не имею, как это делать!
В связи с этим можно дать пару советов:
- После оплаты никаких билетов/чеков/бумажек вы не получите. Это создаёт проблему контроля корректности списания средств кондуктором (есть вероятность, например, что со счёта спишут средства более одного раза). Требуйте показывать вам информацию, отображаемую на валидаторе, а карточку лучше прикладывайте сами!
- Если вы уже оплатили проезд, а кондуктор просит вашу карту для проверки (например, забыл, что вы уже платили), то во избежание повторного списывания поинтересуйтесь, а знает ли кондуктор, как это делать?
- Для урегулирования спорных ситуаций имейте всегда под рукой чек о пополнении ТК.
Я был очень удивлен, что переносные терминалы оплаты не запрограммированы на печать чеков, так как это могло бы решить вышеуказанные проблемы. К слову, когда только начинали испытывать бесконтактную систему оплаты проезда, льготникам в течение нескольких месяцев печатали чек с информацией о дате и маршруте поездки.
Как у них?
Тула | Москва | |
---|---|---|
Название | нет названия | «Тройка» |
Внешний вид |
|
|
Стоимость | залог 100р | залог 50р |
Возврат | только в ОАО «ОЕИРЦ» | в любой кассе метрополитена, наземного транспорта |
Пополнение | только в банкоматах (терминалах) Сбербанка | кассы метрополитена, билетные автоматы, удаленное пополнение, банкоматы Банка Москвы и др. |
Билетное меню | только электронный кошелек | обширное: электронный кошелек, запись всевозможных бумажных билетов, билеты на электричку и др. |
Срок действия | 1 год | 5 лет |
Сайт | oeirc.ru | troika.mos.ru |
К слову, бумажный билет на метро стоит 40р, а по «Тройке» всего 28, при этом существует так называемый тариф «90 минут»: в течение 1,5 часов вы можете за 44 рубля совершить одну поездку на метро и неограниченное кол-во поездок на наземном транспорте. Кроме того, на «Тройку» можно записать билеты «на количество поездок»: например, билет на 20 поездок стоит 540р (себестоимость одной поездки 540:20 = 27р), при этом его срок действия 90 дней. Таким образом, это своеобразная дополнительная скидка для тех, кто часто пользуется муниципальным транспортом.
Не соглашусь с теми, кто скажет, что нельзя сравнивать столицу с нашей губернией. Сравнивать можно и нужно: вместо того, чтобы изобретать велосипед, лучше перенимать накопленный годами опыт. Москва не сразу строилась (карта «Тройка», кстати, тоже), прошу с пониманием отнестись ко всем ошибкам и недоразумениям, возникающим в процессе работы электронной оплаты проезда. Очень надеюсь, что все проблемы в скором времени будут устранены, и введение транспортных карт станет первым шагом к тому, чтобы вытащить наш общественной транспорт из той глубокой ямы, в которой он так давно сидит.
Про УЭК
Собственно, а зачем она нужна? Во многих городах без нее прекрасно живут, и только Тульская область занимает первое место в рейтинге реализации проекта «Универсальная Электронная Карта». Лично я не вижу никакого смысла в её приобретении.