На нас сейчас со всех сторон, "из каждого утюга" льётся поток информации, разобраться в нём тяжело, особенно при отсутствии полноценных (объективных) сводок с мест событий. Сообщения в соцсетях, телефонный терроризм, откровенная травля и грызня, всё это нас окружает постоянно, но с декабря прошлого года, происходит взрывное нарастание активности информационной войны.
Я доцент кафедры Информационной безопасности в университете, и у моих студентов на первом курсе есть дисциплина "Основы информационной безопасности". Думаю найдутся желающие прочитать текст, и взглянуть на окружающую действительность немного под другим углом.
Сегодня очень "многабукаф", я выкладываю лекцию из своего учебника по "Основам информационной безопасности" 2015 года.
Я не собираюсь ни с кем спорить, я вам привожу реальные факты, а мнение у каждого своё.
Раздел 1. Основные понятия сферы защиты информации
§2 Информационная война
Информационная война (далее ИВ) вошла в нашу жизнь, пронизав все сферы деятельности человека.
Информационная война это система нефизического воздействия на объект, систему или процесс, с целью снижения его характеристик. При этом воздействие может представлять собой любую совокупность методов и способов управления.
Поле действия информационных войн при таком определении оказывается достаточно широким и охватывает следующие области:
- инфраструктуру систем жизнеобеспечения государства - телекоммуникации, транспортные сети, электростанции, банковские системы и т.д.;
- промышленный шпионаж - хищение патентованной информации, искажение или уничтожение особо важных данных, услуг; сбор информации разведывательного характера о конкурентах и т.п.;
- взлом и использование личных паролей VIР-персон, идентификационных номеров, банковских счетов, данных конфиденциального плана, производство дезинформации;
- электронное вмешательство в процессы командования и управления военными объектами и системами, "штабная война", вывод из строя сетей военных коммуникаций;
- всемирная компьютерная сеть Интернет, в которой, по некоторым оценкам, действуют 150.000 военных компьютеров, и 95% военных линий связи проходят по открытым телефонным линиям.
Какой бы смысл в понятие "информационная война" ни вкладывался, оно родилось в среде военных и обозначает, прежде всего, жесткую, решительную и опасную деятельность, сопоставимую с реальными боевыми действиями. Военные эксперты, сформулировавшие доктрину информационной войны, отчетливо представляют себе отдельные ее грани: это штабная война, электронная война, психотронная война, информационно-психологическая война, кибернетическая война и т.д.
Примерами ИВ является «Холодная война», противостояние контрразведок в период боевых действий, «война компроматов» в период предвыборной гонки и даже сплетни и клевета бабушек у подъезда.
В чём же заключается преимущество ИВ по сравнению с непосредственными «боевыми» действиями? Конечно же экономия ресурсов, при этом не важно экономических, людских или промышленных. Ведь для достижения цели, используется весь богатый арсенал способов и методов управления массами. Так к составным частям информационной войны относятся:
- психологические операции - использование информации для воздействия на аргументацию солдат врага.
- электронная война - не позволяет врагу получить точную информацию
- дезинформация - предоставляет врагу ложную информацию о наших силах и намерениях
- физическое разрушение - может быть частью информационной войны, если имеет целью воздействие на элементы информационных систем.
- меры безопасности - стремятся избежать того, чтобы враг узнал о наших возможностях и намерениях.
- прямые информационные атаки - прямое искажение информации без видимого изменения сущности, в которой она находится.
При этом основные постулаты информационного противостояния, заложены в глубокой древности. Легендарный китайский стратег и мыслитель, предположительно, живший в VI веке до н. э. в своём знаменитом трактате о военной стратегии «Искусство войны», давал наставления будущим правителям. Уже в первой главе основной упор отводится на информационную войну.
«Война — это путь обмана. Поэтому, если ты и можешь что-нибудь, показывай противнику, будто не можешь; если ты и пользуешься чем-нибудь, показывай ему, будто ты этим не пользуешься; хотя бы ты и был близко, показывай, будто ты далеко; хотя бы ты и был далеко, показывай, будто ты близко; заманивай его выгодой; приведи его в расстройство и бери его; если у него все полно, будь наготове; если он силен, уклоняйся от него; вызвав в нем гнев, приведи его в состояние расстройства; приняв смиренный вид, вызови в нем самомнение; если его силы свежи, утоми его; если у него дружны, разъедини; нападай на него, когда он не готов; выступай, когда он не ожидает».
Однако, остановимся на современном внешнеполитическом положении Российской Федерации. Многие, если не большинство граждан РФ считают что с распадом Советского Союза, «Холодная война» или противостояние НАТО и стран «Варшавского договора» прекратилось. Но, вот именно в этот момент стоит привести выдержки из так называемой концепции Алена Даллеса, озвученной им в 1945 году. (в некоторых источниках утверждается что данная речь является "фэйком", и первое упоминание об ней относится к началу 90-х годов прошлого века, нас больше интересует, что даже если это "фейк", сколько пунктов этой доктрины уже выполнено).
«Окончится вторая мировая война. Как-то всё утрясётся, устроится. И мы бросим всё, что имеем, всё золото, всю материальную мощь на оболванивание русских людей. Посеяв там хаос, мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти ценности верить.
Мы найдём своих единомышленников, своих помощников и союзников в самой России. Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного угасания его самосознания.
Из литературы и искусства мы постепенно вытравим их социальную сущность, отучим художников, отобьём у них охоту заниматься изображением, исследованием тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс.
Литература, театр, кино - всё будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать, так называемых, художников, которые станут насаждать и вдалбливать в сознание культ секса, насилия, садизма, предательства — словом, всякой безнравственности.
В управлении государством мы создадим хаос, неразбериху. Мы будем незаметно, но активно и постоянно способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого.Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию, животный страх: и вражду народов, прежде всего, вражду и ненависть к русском народу — всё это мы будем ловко и незаметно культивировать.
И лишь немногие, очень немногие будут догадываться или понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдём способ их оболгать и объявить отбросами общества...
Мы будем расшатывать таким образом поколение за поколением… Мы будем драться за людей с детских, юношеских лет, будем всегда главную ставку делать на молодёжь, станем разлагать, развращать, растлевать её. Мы сделаем из них космополитов».
Следом требуется поставить вопрос ребром, и спросить у аудитории, какие из положений доклада Даллеса в настоящий момент достигнуты на территории РФ. Вполне естественно, что у большинства аудитории среди молодого поколения подобный вопрос вызовет недоумение или откровенный сарказм. В таком случае следует задать следующий вопрос, какие патриотические мультипликационные фильмы сняты в РФ за последние годы. Как правило, аудитория назовёт анимационные фильмы про трёх богатырей.
Остановлюсь на первом в этой серии, Алёша Попович и Тугарин Змей. А является ли он действительно патриотическими? Чему он «учат» детей? Какое впечатление оставляет? Разберём этот мультик по некоторым сценам.
Итак, сцена первая, показывается «среднестатистический русский город» с поправкой на эпоху, мордобой, пьяница падающий в речку, мать бьющая своего ребёнка, казнь посажением на кол… Ужасно патриотично, просто гордость распирает за таких предков.
Сцена вторая, сам Алёша Попович, мало того что он абсолютно не соответствует образу былинного богатыря из славянского эпоса, так его ещё изобразили полным дураком, который кроме силы ничего не понимает, ни ума, ни хитрости, ни знаний.
Сцена третья, народ города Ростова, откупающийся данью. Возникает желание спросить как у таких людей могли быть потомки, которые держали блокаду Ленинграда, или в течении нескольких месяцев обороняли «Дом Павлова»
Сцена четвёртая, Богатырь Святогор. В мультфильме он всего лишь как представление былой мощи государства, от которой остались одни «мощи». Хилый старик, впадающий забытье. И даже оружие, которое он передаёт Алёше и то разваливается…
Не правда ли, очень патриотичный мультфильм? В ответ многие скажут, «так это же мультик, это что бы посмеяться», но ситуация намного глубже чем кажется. Дети воспитываются и на мультиках в том числе, перенимают манеру поведения героев, и потом в течении жизни часто вспоминают именно наиболее яркие эмоции детства. Кроме того, обратите внимание на тех героев, которым подражают дети, выдуманные, получившие суперспособности просто так - «Спайдермен» и «Супермен», откровенно психоделические – «Губка Боб», «Бобры», «Бивис и Батхед» и многие другие. Воспитанные на подобной информационной блокаде дети, по мере взросления пополняют «армию» всевозможных «молодёжных субкультур».
То есть вместо воспитания традиционных устоев, происходит переориентация на некий космополитический образ. «Поздравляю», основная цель плана Даллеса достигнута.
Выше описанная ситуация не единична, подобное уже происходило в конце XVIII века в Германии и Австро-Венгрии, в начале ХХ века с этим столкнулась Российская Империя. Остановимся подробнее, на «окопах Первой Мировой войны».
Кайзеровский генеральный штаб понимал всю гибельность затяжной войны с Российской империей, по этому посмотрим, как было поставлено у немцев дело информационной войны, как и кем она велась и какие результаты дала на деле.
С первого взгляда может показаться, что пропаганда не имеет никакого отношения к разбираемому нами вопросу. В действительности же это не так, по крайней мере, в отношении Германии, где во время войны пропаганда по военной линии была сосредоточена в органах военной разведки.
Уже в октябре 1914 года в Германии занималось заграничной пропагандой не менее 27 самостоятельных бюро или ведомств. Все они работали совершенно самостоятельно, на собственный страх и риск, без единой руководящей идеи.
Поэтому, когда в начале войны большое количество американских граждан пожелало вернуться на родину, немцы при всем желании не могли их снабдить соответствующе подобранным материалом о роли Германии в мировой войне. Немецким политикам пришлось по предложению представителя отдела печати морского министерства проделать эту работу в 48 часов.
Наконец, при министерстве иностранных дел было создано Центральное бюро для пропагандистской работы за границей. Во главе его встал барон фон-Мумм. В этом Центральном бюро было сосредоточено издание периодических изданий. Это бюро пропаганды занялось распространением «германской правды» посредством агентских телеграмм, передовых статей, интервью, корреспонденции и писем, помещавшихся в подкупленных газетах, при помощи брошюр, книг, иллюстрированных журналов, докладов, лекций, проповедей, кинематографов и театров.
Помимо пропагандистской деятельности всех этих «бюро» и министерства иностранных дел, вело пропаганду и военное командование. Первое время пропаганда эта носила характер чисто военный, но постепенно перешла и в область политическую.
Военное руководство германской печатью было возложено на начальника разведывательного отдела главной квартиры полковника Вальтера Николаи; он руководил и военной цензурой. В его задачу входило наблюдение за настроениями внутри страны и армии и соответствующая их обработка, руководство прессой и ориентировка ее в военных вопросах. Перечисленным задача Николаи, еще не исчерпывалась: он должен был также руководить пропагандистской деятельностью германских военных атташе в нейтральных и дружественных Германии странах.Конкретно план работы центрального органа пропаганды сводился к следующему: руководство всеми гражданскими властями, компетентными в деле прессы; дружная совместная работа этого органа с управлением печати военного времени и отделом прессы морского штаба; ограничение функций отдела прессы министерства иностранных дел одними вопросами внешней политики, взамен чего углубление его работы во вражеских, нейтральных и союзных газетах и, наконец, защита экономических интересов прессы и содействие ей со стороны центрального органа.
При штабах фронтов, групп и армии были созданы отделения этого управления. Эти отделения снабжали соответствующим материалом фронтовые, армейские и местные газеты. Кроме того, они снабжали остальную германскую печать описанием «особенно геройских подвигов отдельных офицеров и солдат на фронте».Управление печати военного времени издавало газеты в оккупированных немцами областях, в лагерях военнопленных и выпускало специальные газеты для распространения среди войск противника.
Постепенно создавалась громадная пропагандистская организация, раскинувшая свои щупальца по нейтральным, дружественным и воевавшим с Германией странам. В нейтральных странах он укреплялся при помощи «слов и иллюстраций», а главным образом кинофильмов.
При германских посольствах в нейтральных и союзных странах, а также в оккупированных областях на востоке (Россия) были созданы «военные заграничные бюро», обрабатывавшие и распространявшие полученные из центра материалы в духе, соответствовавшем особенностям каждой данной страны. «Военные заграничные бюро» должны были вести свою пропагандистскую работу в полном контакте с послом.
Пропагандистская деятельность германского военного командования, проводившаяся через военный отдел министерства иностранных дел, не ограничивалась нейтральными, дружественными и враждебными Германии странами. Военная пропаганда велась также через линию фронта непосредственно среди неприятельских войск. На фронте же представители военного отдела министерства иностранных дел собирали и подбирали нужный пропагандистский материал.Можно было поражаться тому упорству, с каким немцы вели пропаганду среди армий своих противников. Вся пропаганда направлялась на разложение неприятельских армий. Немцы очень тщательно учитывали самые мелкие факты, события и случаи в стане своих врагов, ловко и искусно обрабатывали их и тем или иным способом преподносили армиям своих противников.
В газетах и прокламациях германской пропаганды затрагивались и разбирались вопросы, о которых русский солдат мог только тайно думать. В них открыто говорилось о насилиях жандармов и полицейских над семьей солдата, об изменах офицеров, о розгах, о взяточничестве, подкупе и воровстве интендантов, о ничтожестве русского царя и его двора, о недостатке патронов и снарядов и т. п. В выставлявшихся из германских окопов плакатах сообщались политические новости из тыла, воспевались и раздувались успехи германских армий и т. д. Понятно, что все это оставляло определенный отпечаток на настроении неприятельских солдат и склоняло их к соответствующим выводам. Бунты, вспыхнувшие в некоторых частях русской армии, приписывались властями влиянию немецкой пропагандистской работы.
В конце 1915 года командующий Западным фронтом доносил в ставку, что, благодаря массе прокламаций с обещанием возвращения на родину и получения немецкого пайка, «усилилось до угрожающих размеров перебегание от нас к неприятелю не только с передовых позиций, но и из тыловых учреждений».
Германская пропаганда среди вражеских армий не ограничивалась лишь одной печатной агитацией. Через специальные пропагандистские курсы пропускались солдаты и офицеры, знавшие язык противника и предназначавшиеся по окончании курсов для пропагандистской работы среди солдат противника. Попытки к «братанию» со стороны немцев известны еще с 1915 г.
В 1916-1917г. этот прием немцев принял колоссальные размеры. Германские братальщики имели каждый свои определенные функции: одни должны были во время братания заниматься шпионажем в широком смысле этого слова; другие — агитировать за окончание войны; третьи — пропагандировать миролюбие и непобедимость Германии; четвертые — демонстрировать великолепие экономического положения Германии посредством раздачи шоколада, сигар и т. п.; пятые — рассказывать о темных делишках русских властей и т.д.
Можно привести еще такой, весьма характерный, пример германской пропаганды. В сентябре 1917 года в Турине (Италия) вспыхнули крупные волнения. Во время их подавления было убито много гражданских лиц, среди которых было не мало женщин и детей. Германская агентурная служба достала фамилии и адреса потерпевших. Все эти подробности они напечатали в специальной прокламации, которую затем их аэропланы разбросали над занятыми IV Туринским корпусом итальянскими позициями под Кабаретто. В прокламации они, между прочим, писали:
«...Дома убивают ваших жен и детей. Вот их фамилии (следовал подробный перечень лиц, погибших во время подавления волнений). Зачем же нам воевать на чужой земле, когда вас предают дома...»
На солдат IV Туринского корпуса эти прокламация произвела колоссальное впечатление: почти весь корпус сдался в плен немцам, или разбежался.
Приведенных фактов, достаточно для того, чтобы прийти к заключению, что немцы придавали информационной войне громадное значение, а в некоторых случаях возлагали на нее даже преувеличенные надежды. Однако, нужно признать, что, несмотря на все недостатки, германская пропаганда свои результаты, и результаты положительные, немцам дала...
Эти методики неоднократно использованы США, для оправдания ввода войск в независимые страны, и смены режима управления в них, современная новейшая история, приводит примеры Кувейта, Ирана, Ирака, Ливии, Боснии и даже Украины.
P.S. следующая лекция про предновогодний кризис с банковскими картами Мастер кард и Виза