100-летие Первой мировой войны /
К 100-летию боевых вылетов первого русского бомбардировщика «Илья Муромец» …
Самолет *Илья Муромец*
Ровно 100 лет назад, в конце апреля 1915 года, на страницах военной газеты «Русский инвалид» появилась любопытная заметка, в которой сравнивались два технических чуда инженерной мысли, сыгравшие не последнюю роль в сражениях Первой мировой войны немецкие «Цеппелины» и русские бомбардировщики «Илья Муромец».
«На восточно-прусском фронте германцы продолжали пока на суше свои демонстративные запугивающие выступления, вследствие полного весеннего разлива всех мощных "болотистых хлябей" бассейнов Бобра и Нарева, организовали массовые террористические выступления своих летчиков, бросивших массу бомб на фронте Висла Неман, сообщало военное издание. Это невиданное еще у нас воздушное выступление по своей обширности. Германцы, столь сильно уступающие в воздушной борьбе нашим союзникам на западе пожелали подражать им на фронте восточном, надеясь здесь оказаться, наконец, искусными. Но и здесь это выступление проходило почти безрезультатно, и наше парирование их налетов и контр-налеты на Сольдау и Найденбург с их железнодорожными сооружениями, было весьма удачно, а наши налеты на бзурский район повлекли за собой ответное бомбометание противника, так что завязалась борьба воздушных флотилий друг с другом при бесспорном успехе с нашей стороны, причем мы нанесли больший урон вражескому авиационному центру. Особенности воздушных боевых операций неоспоримы: где в других родах войск противники сразу являются на базу врага и приступают к разрушению ее бомбами? "Цеппелины", несущие большую кучу людей, спасовали перед нашими "Муромцами". "Цеппелины" не осмеливаются появляться днем, тогда как "Муромцы" днем делают лучшие свои налеты».
Что же представляли собой первые в мире бомбардировщики, наводившие страх на противника?
Самолет *Илья Муромец*
Огромный четырехмоторный биплан, названный в честь былинного русского богатыря, был последним словом русской изобретательской мысли первые машины появились на свет меньше чем за год до начала Первой мировой войны, в октябре 1913 года. Самолет был разработан авиационным отделом Русско-Балтийского вагонного завода в Санкт-Петербурге под руководством выдающегося русского авиаконструктора И.И.Сикорского.
Изначально биплан-гигант, длинной 19 метров, весом 3800 кг и размахом крыльев 31 м, имел мирное предназначение по замыслу своих создателей он стал первым в мире пассажирским самолетом. Помимо того, что «Илья Муромец» был оснащен отдельным от кабины комфортабельным салоном, спальными комнатами, ванной с туалетом, его салон отапливался и имел электрическое освещение. В конце 1913 начале 1914 года на «Илье Муромце» было установлено несколько мировых рекордов, в числе которых рекорд грузоподъемности (в феврале 1914 года Сикорским в воздух было поднято 16 человек и собака, общим весом 1290 кг) и рекорд продолжительности полета в июне 1914 года самолет совершил перелет Петербург-Киев, занявший шесть с половиной часов.
Самолет *Илья Муромец*
Самолет *Илья Муромец*
Газеты называли этот самолет-гигант «воздушным дредноутом», сообщая как «Илья Муромец» кружился над столицей империи Санкт-Петербургом на высоте всего лишь 400 метров, вызывая восторг горожан. Суворинское «Новое время» в 1914 году информировало своих читателей: «Полеты "Ильи Муромца" крайне интересуют иностранную печать всего мира, особенно его рекордные полеты на продолжительность, высоту и на наибольшую грузоподъемность. "Илья Муромец" называется иностранцами "идеальным аэробусом". Интересно, что заграницей не совсем доверчиво относятся к сообщению о том, что "Илья Муромец" поднимался с шестнадцатью пассажирами, так как находят, что это невозможно».
К началу Первой мировой войны было построено четыре «Муромца», которые к осени 1914 года были переданы в Императорский военно-воздушный флот и вскоре составили первую в мире эскадру бомбардировщиков под командованием председателя Русско-Балтийского вагонного завода М.В.Шидловского, получившего чин генерал-майора. Однако с самого начала создания эскадры остро встала кадровая проблема единственным пилотом в совершенстве знавшим самолет был сам Сикорский. К тому же пассажирские самолеты необходимо было переоборудовать, сделав из них боевые машины, на что также требовалось время. Но была и еще одна, более серьезная проблема на самолете были установлены немецкие двигатели по 140 лошадиных сил каждый, которые российская промышленность производить еще не умела, так что срочно пришлось решать вопрос производства моторов. Поэтому свой первый боевой вылет «Илья Муромец» совершил лишь в феврале 1915 года.
Модернизированный для военных нужд самолет отличался чуть большей скоростью, мог поднимать на борт до 500 кг бомб (осенью 1915 г. был поставлен мировой рекорд бомбардировкой 410-килограммовой бомбой), был вооружен пулеметами, а затем и пушкой, предназначенной для борьбы с «цеппелинами». Управляли действиями «воздушного дредноута» (в зависимости от модификации самолета) экипажи от четырех до семи человек.
Но поначалу бомбардировщики не были оценены по достоинству. Неудачи первых вылетов привели к тому, что командующий Северо-Западным фронтом генерал Н.В.Рузский дал о «Муромцах» отрицательный отзыв и просил прекратить дальнейшее снабжение армии этими самолетами. Таким образом над первенцем мировой многомоторной авиации нависла реальная угроза. Но Император Николай II и Верховный главнокомандующий Великий князь Николай Николаевич одобрили проект создания специальной Эскадры воздушных кораблей и, как показали дальнейшие события, не ошиблись. Местом базирования «Муромцев» стало местечко Яблонна под Варшавой (после оставления наши войсками Польши, эскадра перебазировалось в Псков).
Первый успешный боевой вылет «Муромца» состоялся 15 февраля 1915 года ? экипаж под командованием капитана Г.Г.Горшкова ? первого в мире летчика-бомбардировщика ? пробыл в воздухе более 2 ½ часов, сбросив 16 пудов бомб на германские позиции, получив вскоре за эту и другие бомбежки Георгиевское оружие.
Самолет *Илья Муромец*
Рассказывая о действиях наших бомбардировщиков, газета «Русское слово» сообщала в апреле 1915 года: «...Два воздушных корабля системы "Илья Муромец" бомбардировали станцию "Сольдау", сбросив около 30-ти бомб. Наблюдениями и фотографическими снимками установлены исключительно удачные попадания: 4 бомбы разорвались над постройками железнодорожного депо, 3 бомбы попали в подъездные пути, одна из них ? в середину подвижного состава. Остальные бомбы разорвались вблизи вокзала. Из опроса пойманного немецкого шпиона выяснилось, что нашими бомбами, сброшенными с 5-ти аэропланов в Плоцке, разрушена часть моста через Вислу, при чем у немцев убито 5 нижних чинов и несколько лошадей. Утром 18-го марта воздушный корабль "Илья Муромец" снова совершил удачный полет, сбросив несколько бомб в немецкие обозы у Гожбина и в аэродром близ Санников».
К.Н.Финне, назначенный в 1914 году начальником медицинской службы эскадры бомбардировщиков «Илья Муромец», вспоминал, что первый боевой вылет бомбардировщиков, бросавших бомбы на вражеские окопы, резко изменил взгляд на «воздушные дредноуты» в высших штабах войск, ранее относившихся к этим махинам с недоверием. В конце февраля 1915 года «Илья Муромец» совершил несколько бомбардировок в Восточной Пруссии, уничтожая железнодорожные станции, ангары, обозы, составы поездов и производя фотографическую съемку вражеских позиций. Штаб 1-й армии телеграфировал генерал-инспектору авиации: «Аппарат "Илья Муромец Киевский" выполнил шесть боевых полетов по заданию штаба, причем ему ставились задачи не только по разведке, но и по разрушению железнодорожных станций. Разведка дала ценные результаты, благодаря удобству наблюдения и возможности фотографировать каждое наблюдение. По полученным агентурным сведениям, бросание бомб в железнодорожные станции дало хорошие результаты. Опыт уже первых полетов показал, что от этого аппарата можно ожидать очень крупных результатов, как по разведке, так и по метанию бомб. Полеты производились на высоте 3200 метров и продолжительность их до 4 ½ часов. Полагаю, что этот тип аппаратов по своим боевым качествам заслуживает всяческого поощрения и будущая боевая работа их будет всецело зависеть от того, насколько отряды будут обеспечены личным составом хороших летчиков».
Комендант Новогеоргиевской крепости дал следующий отзыв о русских бомбардировщиках: «Полеты показали крупное преимущество воздушного корабля "Илья Муромец" по сравнению с самолетами других образцов. Разведка с "И.М." ведется с особой тщательностью вследствие, как удобства наблюдения, так и возможности фотографировать, что вместе с тем придает разведке большую достоверность. Разведка может вестись также с большим спокойствием и уверенностью, так как высота полетов (при последних полетах свыше 3-х верст, притом сравнительно легко набираемая и легко сохраняемая) делает "Илью Муромца" почти неуязвимым... (...) Имея грозное вооружение и, неся большие запасы бомб, "Илья Муромец" является грозным наступательным орудием, причем удобство обращения с вооружением полное, а меткость метания бомб, как на полетах в Яблонне, так и при боевых разведках получилась более чем удовлетворительная. Необходимо еще прибавить удобство помещения самих летчиков, надежность действия, всегда хотя бы части двигателей, легкость исправления всех повреждений на ходу и крайнюю трудность для неприятеля определить расстояние до "Муромца" вследствие непривычно больших его размеров, дающих обманчивое впечатление несуществующей близости к нему. (...) Взятые у Прасныша немецкие летчики показали, что им известно о существовали у нас больших самолетов, и что в Германии сильно ощущается недостаток таковых. (...) Если даже не признавать сейчас этих воздушных кораблей вполне совершенными, то все же сделан громадный шаг вперед в деле завоевания воздуха, проложен путь к дальнейшему улучшению, и честь этого успеха, к большой нашей гордости, принадлежит и всегда будет принадлежать России».
Самолет *Илья Муромец*Не раз «Муромцам» приходилось вступать в бой и с немецкими аэропланами. В донесении лета 1915 года сообщалось, как в полете на высоте около 3200?3500 м, самолет под командованием поручика И.С.Башко (в будущем ? командующий ВВС Латвии) был атакован тремя немецкими самолетами, пулеметным огнем с которых были пробиты оба верхних бака с бензином, радиатор двигателя и бензинопроводы к левым двигателям оказались перебиты. Но «Илья Муромец» продолжил полет на двух правых двигателях. Отбив очередные атаки противника поручик Башко «стал управлять самолетом, поручик Смирнов и второй пилот Лавров по очереди закрывали руками отверстия фильтра правой группы и принимали все возможные меры к сохранению оставшегося бензина в баках для продолжения полета». После того, как пулемет был выведен из строя, экипаж бомбардировщика стал отстреливаться из карабинов. А когда машина практически дотянула до своих, отказали и правые двигатели, так как кончился бензин. И экипаж мастерски посалил «Муромца» на болотистом лугу. Спуск произвел лично командир самолета поручик Башко, несмотря на полученные в бою ранения. Этот воздушный бой «Ильи Муромца» был отмечен следующей телеграммой из Ставки: «Верховный Главнокомандующий повелел благодарить вас и ваших боевых сотрудников за молодецкое дело».
Всего за годы войны военно-воздушный флот Российской Империи пополнило 60 бомбардировщиков, но в боевых действиях их них участвовало только 40. Эскадра «Муромцев» из 40 воздушных кораблей совершила 270 боевых вылетов, сбросила 48 тонн бомб и уничтожила около десятка вражеских истребителей. Немцам же за всю войну в воздушном бою удалось сбить только один бомбардировщик «Илья Муромец» и еще три подбить огнем своих зенитных батарей.