Меняла не так давно полис. Стандартная процедура, можно даже сказать, привычная – учитывая, сколько нам приходится заводить всяких бумажек, без которых ты букашка (правда, в этот раз меня заверили, что это бессрочный полис, прям вечный, – как говорил проф. Филипп Филиппович Преображенский, «такая окончательная бумажка». Ну-ну…)
Ничего, казалось, не предвещало. Как вдруг «прилетело». Пока одна столоначальница занималась моими бумагами, вторая, сидевшая напротив, что-то вполголоса (разобрать было только слово «она») уточнив насчёт меня (вот это меня всегда умиляло в присутственных местах – о тебе при тебе говорят, как о мебели; в такие моменты мне почему-то «весомо, грубо, зримо» представляются все мои учителя с 1 по 10 класс, словно хор в древнегреческой трагедии поющие: «Запомните, дети, крепко-накрепко: говорить о присутствующем человеке в третьем лице НЕЛЬ-ЗЯ!»))), так вот эта вторая столоначальница вдруг спрашивает:
– А вы перечислили накопительную часть пенсии в негосударственный пенсионный фонд?
Оппа! Неожиданно, я вроде просто за полисом пришла... Вопрос напомнил, как однажды в 9-м классе сменившая ушедшую в декрет нашу любимую классную алгебраичка В.Д. – «Леди из стали» (тогда мы ещё не знали её прозвища)), едва войдя в класс, с ходу грозно спросила: «Кто не сделал домашнюю работу?» Не по себе стало даже тем, кто сделал «домашку»; несделавшие же подверглись тогда такой жесточайшей моральной экзекуции, что больше желания прийти неподготовленными на алгебру у них не было никогда. В общем, аналогия, думаю, ясна: в самом вопросе уже не ожидается ничего хорошего)).
Ну, дальше – как у классика: «И между ними происходит следующий разговор»:
– А вы перечислили накопительную часть пенсии в негосударственный пенсионный фонд?
– Нет.
– А почему?
Я представила себе, как рассказываю этой женщине, минуту назад знать не знавшей о моём существовании и вдруг так внезапно озадачившейся моей судьбой в старости, о том, что я знаю о НПФ; о бесконечных скандалах с пропавшими деньгами с их счетов; о недовольных и обиженных вкладчиках; об агрессивной рекламе; о «письмах счастья»; о том, что когда-то мы в семье решили не экспериментировать с пенсионными деньгами; в общем, представила я себе весь этот небыстрый разговор и просто прикинулась шлангом:
– Не знаю…
– /уверенно, с убеждением, как раньше писали в старых пиесах, энергично/: НАДО перевести! Мы сейчас быстренько это можем у нас сделать…
До зарезу «надо», ну просто жизненно необходимо – это, видимо, всё-таки мне, а не ей, и конечно желательно – «быстренько»… Причём в какой НПФ меня собираются, как бычка за верёвочку, быстренько перевести – ни слова.
– Так это ж вроде не обязательно, – осторожно говорю я.
– Не обязательно, да. Но пока до нового года всем НПФ что-то там разрешили (так толком и не поняла, что), нужно пользоваться. Можем у нас это быстренько сейчас и сделать, – глаза медовые-медовые, улыбка такая… ну вы поняли. Рефрен «быстренько сделать» стал напрягать, и захотелось чуть-чуть разбавить этот мёд:
– Государству значит не доверяем?
Медок куда-то исчез, как и всяческий интерес ко мне: видимо, стало понятно, что «быстренько» не получится. Полились какие-то неубедительные слова о том, почему всё-таки мне «надо»… Я заскучала…
– /вставая и прощаясь/ Всё-таки нужно посоветоваться со специалистами… – и, чтобы как-то утешить женщину, потратившую на меня своё время: – Если надумаем – придём к вам…
– /уже без всякого энтузиазма и улыбок, взгляд сразу стал отстранённо-безразличным…/: Ну… хм… советуйтесь…
«Специалисты», что ожидаемо, конечно же, во мнениях разошлись. Мне вполне резонными показались доводы и той (ПФР), и другой (НПФ) стороны; но я сейчас не об этом. Я о том, что заставлять или вынуждать кого-то куда-то там «вкладываться», в приказном порядке переводить свои средства в НПФ (как, например, делают на некоторых предприятиях) и пр. не есть хорошо – такое решение человек вправе принимать сам и брать на себя полную за него ответственность…
Почти в то же самое время я «бодалась» за «денежку» с одной сотовой компанией. У меня два номера, один у сотового оператора-флагмана, второй – у относительного новичка. Так вот у флагмана стали как-то уж очень быстро, как из неисправного крана вода, утекать деньги, баланс всё чаще стал улетать в минус, хотя дольше, чем обычно, этим номером я пользоваться не стала. Начала разбираться. Ну ожидаемо: куча ненужных подписок, рассылок и возможностей, которые я не заказывала, просто автоматом навязанное «меню» из «блюд», которые мне без надобности. Переговоры с операторами длились целую неделю – мои доводы о том, что я не живу в телефоне, что он мне нужен только и только как средство связи, что я не нуждаюсь во всех этих суперпупервозможностях, казалось, были услышаны, вроде бы всё что можно мне отписывают, но тут же(!) автоматом подключают другие услуги… Опять переговоры… переключения с одного вежливого представителя на другого… уверения, что эта опция не отключается, что она прям навечно встроена в мой телефон и ничего поделать нельзя… что вот уж эта-то опция мне жизненно необходима (ну конечно, им там видней, что человеку нужнее)… В общем, пока что кран капать перестал. ))