Конфеты для "мамы"

Конфеты для "мамы"

Юность — пора невероятных безумств и сложных решений. Достаточно совершить всего лишь один неверный шаг, как жизнь навечно обретает для человека далеко не красочные тона. Марине Михайловне Дружининой — простому российскому учителю из города Алексин Тульской области — несказанно повезло: ей, вопреки всему, удалось разглядеть свой собственный путь к счастью.

До конца урока всего несколько мгновений. Марина Михайловна пристально оглядывает десяток тянущихся к ней рук. Просто удивительно, как первоклашки с завидным упорством штурмуют фундамент российского образования. По усталому лицу учителя скользит довольная улыбка — умницы!

За 23 года трудового стажа она ни разу не усомнилась в правильности своего выбора. Хотя нет, и такое было. В самом начале пути, в 19 лет. Когда, едва закончив педагогического училище, в статусе учителя начальных классов встречала своих первых учеников. Отсутствие опыта и невероятная ответственность, опустившиеся на хрупкие плечи, служили причиной тому, что почти каждый рабочий день заканчивался для нее слезами и желанием все бросить. К счастью, рядом были родные, которые не разрешали сдаться перед трудностями.

Справедливости ради надо отметить, что никто из них никогда не связывал свою жизнь с педагогикой. Все они владели чисто рабочими, строительными, сельскохозяйственными специальностями. Позже Марина Михайловна признается: мама хотела, чтобы данная традиция навсегда была разрушена. Возможно именно поэтому, когда возник вопрос о выборе специальности, старшая дочь поступила в медицинское училище. Младшая же, Марина, конечно, пыталась тоже проникнуться темой здравоохранения, однако быстро поняла: не ее это, как ни крути. Против судьбы не пойдешь.

 

«Важно увидеть в ребенке способности

и постараться развить их во что-то большее»

 

Визиты журналистов к ней в гости — не такое уж и частое явление, если честно.

Марина Дружинина — одна из невероятных российских самородков, способных зарядить своим безграничным энтузиазмом и любовью к педагогике каждого.

Вспоминать давно ушедшие события всегда непросто. Не смотря на это, наша беседа прошла на достаточно позитивной волне. Это случилось совсем недавно, в стенах алексинской школы № 1, в которой, собственно, и работает героиня нашего повествования.

Кстати, она и по сей день трудится учителем начальных классов. Даже, несмотря на то, что в своем багаже знаний бережно хранит высшее образование по направлению история права. Предлагали, конечно, совмещать, признается она, но маленькие дети для нее стали намного ближе, чем старшеклассники.

— Каждый новый набор первоклашек для меня — свой особый праздник, — гордо заявляет она, не в силах скрыть «горящих» от энтузиазма глаз. — Я знакомлюсь с ними задолго до учебного года. Примерно за год, с ноября по март, мы видимся, занимаемся. Учу их сидеть за партой, поднимать руку. Развиваем внимание, логику. Примерно за месяц до Дня знаний — и это моя особая традиция — мои детки готовят свое собственное выступление. Параллельно традиционной первосентябрьской линейке.

Представление, как в детском саду! Это уже сближает детей, хотя они еще и не все знают друг друга. А со второго сентября у нас начинаются уроки мира: как правильно переходить дорогу, какие опасности могут ждать на пути домой…

Когда разговор заходит о детях, Марину Михайловну уже не остановить. Кажется, о них она может говорить часами. Прекрасно это понимая, спрашиваем:

— Почему именно учитель? Откуда пришла в голову мысль посвятить жизнь этой профессии?

Марина Михайловна широко улыбается:

— В душу запало, наверное. С детства нравилось. Моим первым педагогом ведь была Нина Петровна Карпухина. Ныне покойная. Невероятно талантливый педагог. А еще мы с девчонками, в детстве, всегда играли в школу. И с возрастом это никуда не исчезло.

— С чего же начинается ваш трудовой день?

— С пробуждения, — все также приветливо улыбается моя собеседница. — Двадцать минут седьмого. Далее следует завтрак. Собираю детей в школу (их у меня двое). И полвосьмого утра мы уже выходим — я работать, дети — учиться. Всегда должна быть в 7.45, как штык. Первые классы приходят с родителями, всех необходимо встречать.

В восемь, как и у всех, начинаются у нас уроки. Обязательно отводится время на внеурочную деятельность. У одних детишек это танцы, у других — рисование, у третьих — музыка. И еще «продленка» до трех часов дня. К этому времени детей уже разбирают по домам родители. Первоклашки уходят из школы счастливые, уставшие, но довольные.

— Наверное, поэтому многие ваши воспитанники уже с первого класса отличаются на международных конкурсах? Знаю, у вас есть особые наработки относительно одаренных детей.

Марина Михайловна заметно приободряется, едва речь снова заходит об учениках.

— Мне очень повезло с детьми! Многие из них занимают призовые места в конкурсах, олимпиадах, спортивных состязаниях различного уровня. Тут, конечно, влияет много факторов. Но с одаренными детками мы всегда работаем, причем, с особым трепетом. Ведь каждый ребенок талантлив в чем-то своем. Важно увидеть в нем способности и постараться развить их во что-то большее.

Авторская ремарка: совсем недавно творчество одной из учениц Марины Дружининой, Насти Плехановой, было заявлено на международный конкурс детской поэзии «Золотое перышко». В свои 7 лет девочка не только сама сочиняет стихи, но и кладет на них музыку собственного сочинения! А чего стоят десятки международных дипломов, которые заслуженно завоевывают юные школяры, обучающиеся под руководством Марины Михайловны! Не удивительно, что звание «Класс года» в школе по праву связанно с именем этого неунывающего педагога.

— Помните ли вы свой первый урок в статусе учителя?

— Помню, — утвердительно кивает она. — Причем, даже не в школе, а еще во время учебы в педагогическом училище. У меня был первый урок математики. Для этого нас посылали в тульскую школу, я присутствовала в классе у учительницы целую неделю, смотрела, как работает профессионал. Потом еще столько же «шлифовала» полученные знания.

Так вот, тот урок я не забуду никогда. Мне было всего 17 лет, — Марина Михайловна делает паузу и задумчиво отводит взгляд в сторону, погружаясь в нахлынувшие воспоминания. — После этого урока мой методист сказала про меня: из нее вырастит настоящий учитель!

— А разве в этом кто-то сомневался?

— Когда нас, студентов, направляли на практику в родную школу, мало кому хотелось брать себе в нагрузку практиканта. Я очень благодарна Нине Алексеевне Комаровой, которая не просто согласилась передать мне свой опыт, но и стала, в дальнейшем, добрым советчиком и отзывчивой коллегой.

Марина Михайловна снова погружается в свои мысли, а в глазах читается толика грусти. С момента тех далеких событий прошел не один десяток лет, а кажется, что только вчера… Между тем, наша беседа продолжается.

— Сейчас очень часто можно услышать, что самым больным вопросом для учителя является вовсе не заработная плата, а бесконечные реформы образования. Что об этом думаете?

— Конечно, попробуй, догони их! — вздыхает учитель. — Да, трудно, много бумаг. Но нужно как-то перестраиваться, шагать в ногу со временем! Независимо от того, сколько лет ты работаешь в школе. Это же наша профессия.

— А как насчет современных технологий в школе? В Москве, например, довольно часто можно услышать дискуссии, что и учебники скоро отменят в угоду электронике.

— У нас, в Алексине, отмена книг — далекая песенка. В столице — да, эксперименты ведутся, но там есть и возможности. Планшеты — удовольствие, которое придется по карману далеко не каждой семье. В нашем городе этого не будет еще очень много лет. Впрочем, у нас у каждого в классе есть компьютер, ноутбук. Есть современный видеопроектор. Для каждого урока имеется интерактивное приложение, с заданиями, мультфильмами. Ждем, когда аудитории начальных классов оборудуют интерактивными досками. Это очень удобно.

 

«Ответственность огромная.

Но мне это нравится»

 

— Есть ли у вас любимое хобби?

— Если честно, свободного времени, из-за работы, остается очень мало. На выходных удается скоротать пару часов над прочтением электронного приложения «Первое сентября», потому что просто не успеваю. Может, еще пару журналов по работе. Благо, спасает Интернет — открыл и пользуйся. А если говорить более глобально, то в последние годы увлеклась путешествиями. К счастью, сейчас можем позволить себе всей семьей отправиться за границу, отдохнуть на берегу моря.

— Просто смотришь на вас и удивляешься: неужели у нее хватает времени на семью?

— Когда я прихожу из школы, сразу говорю своим: не трогайте меня пару часов, не подходите ко мне вообще! А уже вечером немного расслабляешься, можешь отвлечься и поговорить по душам, за чайком. Домочадцы уже привыкли. Как-никак, больше 20 лет приходится жить по такому расписанию. Так получается, что всей семьей встречаемся только за ужином. Проходит традиционный «разбор полетов»: у кого как на работе, в учебе. В будни — просто сумасшедший график. Иногда спасают выходные.

— Назовите свое самое большое достижение?

Марина Михайловна задумчиво проводит взглядом по учебному классу:

— Знаете, в том году, на День учителя, мне вручили областную грамоту за достижения в работе. А еще нас назвали «Классом года». Мы столько вложили в эту победу сил и труда! И я, и детки, и их родители. Это, наверное, самое большое достижение для меня.

— Тогда что же для вас самое большое разочарование?

— Наверное, когда я после училища решила поступать в институт. Пробовала силы на филологический факультет. Правда, не особо тогда подготовилась. Что-то не так рассказала. В общем, не взяли. Это был для меня серьезный удар и разочарование. Пришлось пытать счастье на истфаке. Что говорить-то: специфика начальной школы своя, без экзаменов просто так не поступишь. Это было для меня очень большим разочарованием.

— Первого учителя зачастую величают «второй мамой». Какого это: быть в таком статусе?

— Это невероятно большая ответственность! Всегда тревожно за детей. Совсем свежий пример: у нас чаепитие было в художественно-краеведческому музее. Самоварчик с дымком, чай с липой. Одна девочка подходит ко мне и говорит: «Я чай не пью никогда, не люблю. Но мне понравилось. Я маме скажу, она мне купит самовар!». Другая подошла ко мне, принесла конфетку и заявляет: «Для вас мне ничего не жалко». И тут же ее одноклассник ее поддерживает, глядя на меня, говорит: «А мне для вас вообще ничего не жалко!». И смотрит так на меня… — Марина Михайловна вынуждено отводит взгляд, пытаясь побороть выбежавшие на глаза слезы. — А еще одна моя ученица принесла мне конвертик — письмо. Запечатала его. Протягивает и говорит: «Это вам письмо пришло!». Открываю, а там — конфеты.

Зачастую мои ученики просто называют меня мамой. Иногда специально, иногда — нет. Это огромная ответственность для меня. Но мне нравится. И я не жалею, что однажды связала свою жизнь с педагогикой.

 

«Призвание —

нечто большее, нежели грамота на стене»

 

… Жизнь — интересная штука. В самом ее начале никогда не знаешь, как она сложится. Прошли годы, и теперь Марина Дружинина сама является ярчайшим примером для молодых, еще неопытных учителей. Ее богатые наработки в области работы с одаренными детьми не остаются незамеченными как на уровне школы, так и в региональном управлении министерства образования. Иногда даже приглашают давать мастер-классы, дают слово на серьезных образовательных конференциях и встречах.

История этой энергичной, неугомонной женщины, посвятившей значительную часть своей жизни работе с маленькими детьми, лучше всего раскрывает истинный смысл такого знакомого и не всегда простого понятия — призвание. Для Марины Дружининой, простого педагога из провинциальной школы в Тульской области, оно значит куда больше, нежели количество грамот и медалей на полке. Следовательно, для российского образования еще не все потеряно.

Главное — сделать правильный выбор в жизни.

Автор: Дмитрий Покровский, 10 ноября 2014, в 12:06 +5
Господа полицейские, с Праздником!
Господа полицейские, с Праздником!
Задачка от Загарки
Задачка от Загарки