5. Аляска. Джуно - Блог «Гульбарий» – Фотогалерея, фото 45 - MySlo.ru
  6. Аляска. Джуно - Блог «Гульбарий» – Фотогалерея, фото 45 - MySlo.ru
  7. Аляска. Джуно - Блог «Гульбарий» – Фотогалерея, фото 45 - MySlo.ru
Аляска. Джуно

Продолжаем наблюдать за красотами Аляски с Геннадием VKup. Кто пропустил начало сериала - оно здесь.

- Рано утром, после ночного перехода, мы пришли в столицу Аляски - город Juneau. Ночным переход был скорее условно. Всю ночь небо оставалось светлым. Мы уже настолько продвинулись на север, что ночи стали «белыми». Являясь столицей, Juneau остаётся третьим по величине городом Аляски с населением ~35000 человек. Что интересно, хотя  Juneau стоит на материке, а не на острове, как Ketchikan, в него нет сухопутной дороги с большой земли. У нас сначала была идея проехать сквозь Аляску между Juneau и Anchorage на машине, но именно из-за невозможности этого мы и взяли круиз. Интересных мест в Juneau намного больше чем было в Ketchikan. Это и местный капитолий, и музеи, и старейшая в южной Аляске русская церковь Св. Николая, и многое другое. На корабле, как всегда, зазывали на всевозможные экскурсии, но у нас опять были свои собственные планы. Несколько лет назад, наши калифорнийские друзья провели весь свой летний отпуск в Juneau и сказали что нужно специально приехать сюда только затем, чтобы полазить по Mendenhall Glacier. Поэтому опять, ещё весной из дома Оля списалась с Above & Beyond Alaska и зарезервировала на весь день проводника для похода на ледник. В 9 часов утра, прямо у трапа нас ждал минивэн.

Radiance of the Seas в Juneau

Проводником и водителем оказалась девушка по имени Velda. С ней мы отправились к Mendenhall glacier. Пока ехали, Velda рассказала, что сама она из штата Men, в Juneau работает учительницей младших классов. Компания Above & Beyond Alaska принадлежит её друзьям. Летом она временами у них подрабатывает, в основном «из любви к искусству», когда не хватает народа, потому что они её хорошие друзья. Сегодня пришло сразу три круизных лайнера и у них горячая пора. Mendenhall Glacier – только один из их маршрутов.

Ледниковое поле Джуно на Аляске покрывает почти 2500 квадратных километров - это седьмой по величине ледниковый массив в Западном полушарии.

В год здесь нередко выпадает более 30 метров снега, и холодный высотный климат не дает ему таять в летние месяцы. Но состояние самой известной и доступной достопримечательности поля, Mendenhall Glacier, сейчас ухудшается - в частности из-за растущих средних летних температур в этом регионе.

Минут через 30-40 мы доехали до места старта нашего маршрута. Вода от таяния Mendenhall Glacier стекает вниз и образует Mendenhall Lake у подножия ледника. По правой стороне озера, если смотреть вверх на ледник, находится туристический центр (Visitor Center) и большинство экскурсий начинаются там. Оттуда к леднику можно проплыть по озеру или дойти до водопадов, которые преграждают пеший проход к Mendenhall Glacier. Но мы собрались залезть на сам ледник, поэтому пошли по левому берегу Mendenhall Lake. Года четыре назад, когда наши друзья лазали на него, от места куда можно проехать, до кромки льда нужно было идти минут 50-60.

Сейчас из-за Глобального Потепления ледник уменьшается и отодвинулся вверх. Идти до него уже больше двух часов.

Кроме того теперь нужно переваливать через скалу которая раньше была подо льдом. Эта скала несколько лет назад была под ледником. Трудно поверить

Velda достала из минивэна для каждого из нас по рюкзаку в котором были: ледоруб, кошки на ноги, каска, обвязка, еда и питьё.

Рюкзачки которые привезла для нас Velda

Из-за прошлогоднего перелома ключицы, Оля не могла носить рюкзак, поэтому её снаряжение я перепаковал к себе, а она навесила всё что можно на пояс. К сожалению, я включил GPS для записи маршрута и оставил его в минивэне. Он бесперебойно проработал всё время нашего похода, но записал только положение места стоянки. Первый километр мы довольно  резво прошли по обычной лесной тропе, но Velda постоянно нам напоминала, что это пока прогулка, а настоящий подъём начнётся позже.

По лесной тропе

Подъём начался после перехода небольшого ручья и дальше для продвижения нам уже пришлось использовать не только ноги, но и руки.

После этого ручья начался подъём

Наконец мы добрались до отметки, где ледник был в 1951 году, когда его начали постоянно наблюдать.

Отсюда наконец стал виден и сам ледник

С этого места до него теперь больше двух километров. Чтобы туда добраться, нужно спуститься вниз к озеру и затем ещё перевалить через голый скальный выступ оставленный отступаюшим льдом.

В биноколь мы увидели красный вертолёт на фоне льда, который возит экскурсии на Mendenhall Glacier из Juneau.

Красная точка посреди снимка – экскурсионный вертолёт.

Казалось бы вода в озере образованном тающим в горах льдом должна быть прозрачной, но это совсем не так в случае ледника.

Вода в озере Mendenhall

Лёд под собственной тяжестью постоянно сползает вниз и сдирает тонкий слой с каменной поверхности под собой. Тающая вода вымывает образующуюся «пыль» и одновременно служит смазкой для сползающего льда. В результате в озере под ледником скапливается суспензия грязно-молочного цвета. На следующей фотографии хорошо видно разительное отличие цвета действительно талой воды  в озерце на скале (слева внизу снимка), не соединённом со сползающим ледником и воды в озере под самим ледником.

Интересен оптический эффект, как в горах расстояние изменяет кажущиеся масштабы. Издалека кажется что можно наступить ногой и обломать кромку сползающего льда (внизу справа от середины снимка), как весной в придорожном ручье

Подойдя поближе уже кажется, что кромка льда где-то по колено

А на самом деле до этой кромки льда едва-едва можно дотянуться поднятой рукой.

На границе льда видно как ледник, сползая, переносит огромные камни

Летом приблизительно половина поверхности ледника серая от каменной пыли с гор.

Позднее, на North-Western Glacier, мы видели срез льда который чередованием серых и голубых слоёв напоминал торт тирамису. По этим слоям очень легко посчитать возраст льда. Летом серый, зимой белый. Но на самой кромке, напросвет, лёд – синий, и с него капает капель.

Не в любом месте можно взобраться на ледник и нам пришлось потратить время, чтобы найти более-менее пологий край. Перед тем как отправиться ходить по льду, мы надели на себя обвязку, каски, на ботинки «кошки», вооружились ледорубами и приобрели довольно идиотский вид.

Velda конечно перестраховывалась, заставляя нас надевать обвязку и каски, но как ходить по леднику без «кошек» и ледоруба, я себе не очень представляю.

Ещё нужно было бы надеть перчатки на руки. Карабкаясь по льду вверх, я чуть-чуть задел рукой с ледорубом поверхность льда и моментально расцарапал костяшки пальцев до крови. В лесу и по дороге, температура воздуха была градусов 27-29. На леднике чувствовалось присутствие льда и тёплые куртки оказались не лишними.

До этого мы с Олей ещё ни разу не видели близко настоящий ледник, если не считать небольшой то ли ледник, то ли снежник на Алтае, 35 лет назад. Всего мы прошли вверх по льду метров 500-700.

На этом пути нам встретились: раcщелины, тоннели, ручьи, озёра, провалы и другие образования которым трудно придумать название. На поверхности ледника, талая вода совершенно прозрачная и чистая. Мы даже пили её.

К величайшему нашему сожалению в этом году не было доступных ледниковых пещер. Ледниковая пещера имеет одно принципиальное отличие от ледяной. У ледяной пещеры стены состоят из камня, что помогает изолировать ее и круглый год поддерживать внутри низкую температуру. Ледниковые же пещеры формируются в толще льда водой - к примеру, ручьями. Поэтому ледниковая пещера гораздо менее долговечна, чем ледовая: она ежемесячно меняет форму и размер, подчиняясь прихоти талой воды. Нашим друзьям, бывшим на этом же леднике за год до нас, посчастливилось увидеть такую пещеру. (Следующие два снимка не наши.)

Вход в пещеру

Вид изнутри

На леднике

В теплый летний период поверхность ледника Менденхолл превращается в лоскутное одеяло из лазурных водоемов талой воды и зернистого слежавшегося снега, который называется фирн. Размеры этих водоемов в течение года очень сильно варьируются.

Ледник - это масса льда, перемещающегося вниз по склону под действием силы тяжести. Поэтому в нем в зависимости от окружающих условий регулярно появляются и исчезают трещины.

Если талой воде некуда вытекать, то такая трещина может заполниться водой за считанные часы. Но стоит случиться небольшой подвижке, и вода выливается куда-то ниже, в глубины глетчера - еще быстрее, чем она совсем недавно прибывала. Талая вода может стечь вниз по борту ледника или устремиться в его глубины. В процессе вытекания вода нередко образует в нижней части льда круглые отверстия, так называемые глетчерные мельницы. Они помогают смазывать леднику путь и двигаться по склону, а также оказывают влияние на форму и размеры ледниковых пещер. Эти вертикальные отверстия, оказывающие большое влияние на динамику глетчера, не видны с его поверхности.

И так это выглядит внизу (фото не моё)

Контрольный снимок на верху и спуск с ледника

Назад той же дорогой что и пришли. Снова через скалу, мимо озера, через горку и последний километр по плоской тропе

Что интересно, на обратной дороге мы повстречали несколько групп молодёжи, которые явно шли на ледник с ночёвкой.

В Juneau вернулись уже после 6 часов вечера. Отход корабля был назначен на 8 часов. У нас ещё осталось немного время, чтобы купить сувениры и попытаться заглянуть в известный на всю Аляску ресторан Red Dog Saloon.

На отходе вечер не ощущался совсем, настолько было светло.

Хотите поделиться своими «дорожными историями»?
Пишите в личку Татьяне Афанасьевой.
И да здравствует наш общий бесконечный и жизнерадостный «Гульбарий»! ;)

Опрос

Вы были на каком-нибудь леднике?

Главные новости за день в нашем паблике ВКонтакте

Перейти во ВКонтакте

29 января 2016, в 16:27 +18

«Гульбарий»

Маршруты выходного дня и дерзкие планы на лето. Кто не подпишется, в отпуск не пойдет!