Беременным и людям со слабой психикой не посвящается.
Мне кажется, нет ни одного человека, который хотя бы не слышал о культовом произведении Берджесса "Заводной апельсин" и еще более культовой экранизации книги Кубриком!
Книгу я прочитала давно и мне она показалась такой мерзкой, что смотреть фильм не было никакого желания. Столько грязи было в ее сюжете, настолько отвратительным был главный герой, что, как говорится, "не дай Бог"! Но время шло, воспоминания о неприятном сюжете сгладились, а желание посмотреть фильм крепло и росло, пока, наконец, это не свершилось.
Это культурный оргазм, ей Богу! Первое, что сразу притягивает и накрывает волной эстетического удовольствия, так это картинка и музыка. Напомню, это 1971 год! Фильму больше 40 лет! Но КАК он снят! Идеальная картинка, идеальные цветовые и композиционные решения. Пиршество для глаза и слуха. Картинка гротескна и футуристична-помним, что по сюжету речь идет о неком "будущем" времени. И, пожалуй, именно поэтому, все то, что будет потом происходить на экране воспринимается уже проще, чем могло бы быть. Каждый кадр нашпигован символами и метафорами. Все то, что автор в книге расписывает и на чем акцентирует внимание для того, чтобы из грязной книжки сделать смысловую историю-все это Кубрик умело включает в фильм: предметы, цвета, звуки и поведение второстепенных персонажей.
А каков Макдауэлл! Фильмы с его участием я видела уже поздние. И я и предположить не могла, что этот, интеллигентного вида старичок, сыграл когда-то такого одновременно обаятельного и отвратительного подростка.
А в целом то история прозрачна. Насилие порождает насилие. И никакими научными методами этого не исправить, только лишь полностью поменяв природу человека, что априори не возможно. О чем лично я жалею, что в фильм не вошла последняя глава книги, которая и подводит черту под повествованием: пока человек сам не захочет измениться, никакими насильственными методами этого не сделать. Впрочем, фильм от этого только выиграл.
Это даже не обзор или рецензия, а скорее крик души. Рассказ о потрясающей, с моей точке зрения, классики, которая достойна того, чтобы ее смотреть, думать над ней и, иногда, вот так о ней громко и много писать.