Субъективные заметки об объективных обстоятельствах.
Заметка вторая.
«То, без чего нас невозможно представить…
Ещё труднее – понять…»
/Леонид Парфёнов телевизионная передача «Намедни»/
«Не любо – не слушай, а врать не мешай» /Барон/
/А.М. Горький, пьеса «На дне»/
В комментариях к первой заметке было много очень интересной информации, за которую я хочу поблагодарить уважаемых коллег – комментаторов. Поверьте, мне читать Ваши комментарии было не менее интересно, чем копаться в собственных воспоминаниях. Человек существо несовершенное, что-то не помнит, что-то приукрашивает. А читая ваши комментарии, я сам как-то более объективно и со стороны могу взглянуть на то время. Согласитесь, что время было яркое и интересное. Другое дело, что краски эти были и чёрные, и белые, и всякие разные.
Я хочу повториться, поскольку в комментариях неоднократно было заявлено об однобоком освещении того времени, что заметки эти сугубо субъективные. Я пишу личный взгляд, как я помню, как я видел и с поправкой на восприятие того времени. Всё же мне было на 20 лет меньше, что-то забыть простительно. Но бытовые детали я всё-же помню неплохо, а вы мне поможете. Не ищите системы в этих заметках. Мысль скачет, и я пишу о том, что мне приходит на ум. В конце-концов, хоть я и взял эпиграфом к настоящей заметке слова, уважаемого мною журналиста того времени Леонида Парфёнова, я ни в коем случае не претендую на систематическое освещение минувшего времени. У меня нет желания систематизировать заметки от 1991 по 2000 год. Пишу как хочу, хотя в перспективе систематизировать было бы интересно. Но для этого нужна фактура. Итак, продолжаем…
Где-то в 1991-1992 году в Центральном парке культуры и отдыха, короче в парке появились невиданные доселе вещи. Игровые автоматы японского (кажется именно японского, а не китайского) производства. Располагались они при входе со Стадионного проезда (не так уж и давно переименованного в улицу имени Жаворонкова) в помещении всем нам известной базы проката. Вход был со стороны крыла, которое располагалось ближе к фанерному помещению биллиардной.
Да, действительно, для меня и моих друзей, видевших и игравших в игровые автоматы советского производства, всякие там Морские бои, Воздушные бои, Охота, Танчики и всякие разные другие, появление японских игровых автоматов было сродни диковинки. В помещении были ещё несколько огромных советских телевизоров (огромных не в современном понимании как жидкокристаллические и плазменные панели, а в том советском понимании тяжёлых телеящиков) с присоединёнными к ним игровыми компьютерами Атари. Причём именно Атари, а вот ZX-Spectrum именно в этом игровом зале не было. Но компьютерные игрушки особой популярностью не пользовались. Чего не сказать о японских игровых автоматах. Да и цена игры на автоматах была дороже.
С оплатой было интересно. Если в советские игровые автоматы полагалось бросать 15-копеечные монеты, то для японских автоматов нужно было покупать специальные жетоны, которые продавались тут же. На жетонах была чеканена надпись “Modern Games”. А цену этих жетонов, я к стыду своему, не помню.
Игры на автоматах делились на более популярные и менее популярные. Безусловно в фаворитах были игры с достаточно продвинутой на то время графикой – Golden Axe, Ghosts and Goblins, Double Dragon и, пожалуй несколько спортивных игр. Типа баскетбола от Namco. К менее популярным, относились аркадные игры про ковбоев или про коммандо. Игр на космическую тематику я не помню.
Зал открывался достаточно рано. Часов с 9 утра там уже толпились средние и старшие школьники, явно прогуливающие уроки, а также непонятные личности, неопределённого возраста, которые тоже играли целыми днями на этих игровых автоматах. Причём место это для школьников было не такое уж и безопасное. Неоднократно я становился свидетелем, как более взрослые подростки грабили младших. Отбирая у них и жетоны на игры и деньги, а то и кроссовки могли снять. Прямо около выхода из этого павильона. В смысле кроссовки около выхода, а деньги и жетоны могли отобрать прямо в помещении. И всё это белым днём. Охраны не было никакой. Так что родители, которые знали о существовании этого (да и других подобных) «злачных мест» не горели желанием отпускать туда своих чад для проведения досуга. Да и по шее получить в таких местах было элементарно.
Чуть позже и тоже в Центральном парке был открыт аналогичный павильон. Работал он там, где сейчас известный пивной ресторан «Пётр Петрович». Автоматы там были аналогичные, а вот игры несколько другие. Там был тоже и Golden Axe и Double Dragon, а также новые, и тоже с красивой графикой, аркадные Rastan Saga, Rolling thunder и всякие другие, названия которых уже изгладились из моей памяти. Этот павильон отличался гораздо более высокой криминогенностью, чем тот, который находился в базе проката. В новом тусовался достаточно взрослый, агрессивный и часто подвыпивший народец. Элементарно, когда кто-нибудь, желая поиграть в автомат и бросив туда один или несколько (в зависимости от количества сеансов будущей игры) жетонов просто отпихивался в сторону представителем вышеуказанной публики. Нередки в ходу были и выражения «Пойдём выйдем», да и драки происходили возле павильона. Тем не менее, следить за играющими в автоматы было часто даже более интересным, чем играть самому. Для прохождения игр требовалась практика, для практики требовались деньги, компьютеры даже ZX-Spectrum в те времена, а это 1992-1993 год были роскошью и тратить деньги, чтобы завалить игру на первом уровне было очень и очень жалко. А вот посмотреть, как играют другие, можно было вполне бесплатно и это было интересно. Некоторые зависали в этих павильонах днями напролёт.
Скоро подобный павильон открылся на другом конце города. Во Дворце Культуры Металлургов, в Криволучье, куда нужно было пилить через весь город на трамвае. Да игровых автоматах там было больше, чем в указанных павильонах вместе взятых, но находиться там было очень некомфортно. Особенно тем, кто приехал играть или наблюдать за игрой откуда-нибудь с района Трёх Штыков. Во-первых ехать туда и обратно тогдашним общественным транспортом было мягко говоря не близко, а ко-торых… а во-вторых, что такое «криволученские пацаны» я расскажу в следующих заметках, или кто-нибудь из комментаторов сделает это гораздо лучше меня. В общем скажу, что по шее отхватить и быть ограбленным там было проще простого.
К слову сказать, к концу десятилетия (когда стало поспокойнее и потолковее, да и я вырос) в Парке Металлургов был установлен очень интересный аттракцион. Первые и последние в Туле настоящие «Американские горки». Горки были высокие, и летать на них было интересно. Впервые я прокатился на них на День металлургов в 2000-м году. Мне понравилось, правда я не знал, что аттракцион этот был произведён в Армении в Ереване. Знал бы – точно побоялся бы ехать. В тот год был хороший праздник Металлургов на стадионе, естественно с названием «Металлург». Стадион был не заброшен и вполне приличен. Пиво лилось рекой. Из приехавших звёзд мне запомнилась только Алёна Апина, а больше никто. Но, тем не менее, было очень весело.
Аттракционы в Центральном парке совершенно не вдохновляли и я не помню, работали ли они вообще. Мне кажется, что нет. Про самолёт Ту-124 , который стоял в парке возле комплекса «Патриот» я упоминал в предыдущей заметке. Разобрали и увезли его во второй половине десятилетия. Думаю, что на авиационном алюминии кто-то неплохо погрел руки. Справедливости нужно отметить, что вокруг «Патриота» стояли и другие летательные аппараты. Боевой истребитель Миг-15, самолёт-мишень и боевой вертолёт Ми-4. (В модели вертолёта могу ошибаться). Вертолёт исчез раньше всех, а потом плавно утащили и всё остальное. Металла там, наверное, было много, хватило не на одну хорошую иномарку, я так думаю.
Вообще «демократизм», а по хорошему просто бардак, в те времена зашкаливал. В Центральном парке запросто в кустах можно было пить водку, а на лавочках не стесняясь никого распивали пиво. Нередки вечерами были драки, а вот милиции я не припомнинаяю абсолютно. То есть она как-бы была, но я её не видел ни разу. Мои знакомые (да и я грешным делом, ну да, было) употребляли в парке спиртные напитки. Как сейчас помню осенью 1994 года бутылка «Берёзки» стояла 3200 рублей. Но водку мы брали редко. В основном сухое вино молдавского производства «Флоричика» и «Мугурел». Цену я их не помню, но 0,7 литра данного вина стоило не дороже пары бутылок пива. Справедливости нужно отметить, что эти сухие вина были хорошими. И нисколько не уступали современным французским недорогим сухим винам массового производства. Покупались эти вина в магазине на углу улиц Первомайской и Фридриха Энгельса. Там в те времена существовал, переживший горбачёвский сухой закон магазин «Соки-воды», где недорогое спиртное водилось в изобилии.
В 1995-м году страна готовилась встретить юбилей 50-летие Победы. Нужно сказать, что настоящих ветеранов в то время ещё было с избытком, а пафоса праздника гораздо меньше. К юбилею Победы была выпущена Водка 50-лет Победы с красной этикеткой и оранжевой звездой. Стоила она весьма недорого, а на вкус была отвратительна. Тем не менее из-за своей демократичной цены она пользовалась большим спросом и была алкогольным хитом, наверное, до осени 1996 года. Помню летом 96 года её вовсю употребляли мы, будучи студентами, в студенческом лагере «Политехник» в Бунырёво. Но об этом уже в другой раз.
Буду рад Вашим дополнениям и поправкам. Продолжение следует.
С уважением, Вернер Хольт.