На фото: Герой фильма «Форрест Гамп» — слабоумный безобидный человек с благородным и открытым сердцем. Он становится героем страны, богатым бизнесменом и счастливым мужем и отцом. А всё потому, что его жизнь была наполнена простыми, но такими реальными смыслами.
Психологи отмечают повышенную агрессивность и тревожность в обществе. И причина этого — в потере ориентиров. Давайте разберемся, зачем мы живем и как обрести смысл своего существования вместе с психологом Ларисой Миловой.
Лариса Милова
Сейчас возросло количество обращений типа «потерял себя» и «растерял себя». Вроде однокоренные слова, но разница огромная. «Растерял» — это когда у человека много свободы и возможностей, и он без разбора потребляет все удовольствия и переживания. Не задумываясь, все ли ему нужно. Есть даже такое понятие — невроз уик-энда, то есть с понедельника по пятницу человек бежит галопом в ритме большого города, как одержимый, а потом наступают выходные — и ему нечем заняться!
«Потерял себя» — более глубокая проблема, она о смысле жизни. В период нестабильности, кризиса, непонятных реформ человек острее чувствует пустоту и ищет ответ на вопрос — а зачем я живу? Ради чего?
Откуда вдруг «нарисовалась» такая проблема? По мнению психологов, во-первых, потому что человек не руководствуется тем, что он хочет. Инстинкты больше не подсказывают ничего. А во-вторых, утрачены традиции, грубо говоря, инструкции как должно себя вести. Как ни странно, но этому способствует наше свободное время, вернее, его большее количество. И всякие бытовые приборы, значительно упростившие наш быт.
Когда человеку надо вспахать огород, чтобы прокормить себя и семью, у него не возникает невроза свободного времени — пахать надо.
Не бывает смысла жизни вообще. Он появляется в каждый конкретный момент. От осмысленного копания огорода большинство из нас освободилось, а другого смысла жизни так и не нашли.
Когда смысл жизни утрачен, люди становятся циничными, впадают в сарказм, начинают фанатеть от чего-то, сбиваются в стайки — им просто нечем наполнить свою жизнь, проживать «чужую» проще и понятнее. Их можно убедить в чем угодно, а любое чужое мнение, представление или мировоззрение они тут же воспринимают как свое собственное. Вместо того, чтобы самому распоряжаться своей судьбой, человек позволяет управлять собой другим людям и даже внешним обстоятельствам.
Смысл жизни нельзя дать человеку. Или научить, передать. Он может найти его только сам, внутри себя. Самый мощный, показательный, пример — жизненный подвиг Виктора Франкла, австрийского психиатра, психолога и невролога, создателя логотерапии. Он был узником нацистского концлагеря с 1942 по 1944 годы.
«Что было делать? Мы должны были пробуждать волю к жизни, к продолжению существования, к тому, чтобы пережить заключение. Но в каждом случае мужество жить или усталость от жизни зависела исключительно от того, обладал ли человек верой в смысл жизни, в своей жизни. Девизом всей проводившейся в концлагере психотерапевтической работы могут служить слова Ницше: «Тот, кто знает, «зачем» жить, преодолеет почти любое «как»», — написал он в своей всемирно известной книге «Сказать жизни «ДА». Психолог в концлагере».
Смысл жизни тем богаче и тем многограннее, чем больше человек выходит за пределы повседневной борьбы за выживание. Одна притча рассказывает о путешественнике, встретившем рабочего с доверху нагруженной тяжелыми кирпичами тачкой.
«Что ты делаешь?» — спросил его путешественник.
«А ты разве не видишь? Везу кирпичи», — ответил тот. Пройдя какое-то расстояние, путешественник увидел другого рабочего, который катил такую же тачку, и повторил свой вопрос. В ответ он услышал:
«Зарабатываю себе на хлеб». Через некоторое время путешественник повстречал еще одного рабочего с тачкой и снова поинтересовался, что тот делает.
«Строю кафедральный собор», — был ответ.
Помните, в детских сказках обычно герой оказывался на распутье из трех дорог? Так и в жизни, есть три пути, которые могут привести человека к пониманию смысла жизни. Во-первых, отстраниться и посмотреть на себя и ситуацию со стороны, оценить, что есть в жизни, куда тратите свои деньги, силы и время, зачем. Причем без охов и вздохов безнадеги типа «ну что в моей жизни?! Да ничего!». Во-вторых, оценить, что красивого есть жизни, от чего можно получить удовольствие. Это может быть искусство, спорт, архитектура города, красивый закат. В-третьих, разобраться, а что вы можете привнести в этот мир, от чего он станет лучше? Что можете дать другому человеку?
Есть теория, что люди заболевают онкологией, потому что теряют смысл жизни и «складывают» крылья.
Вообще, именно смысл жизни дает человеку стойкость и способность выживать. Согласно логотерапии Виктора Франкла, как только человек теряет надежду, он быстро сдается и погибает. Не зря же есть поговорка — «надежда умирает последней».
Когда говорят, что «мы сейчас сплотимся и вместе преодолеем тяжести и невзгоды…», на мой взгляд, это передергивание смыслов. Ради чего?! Не бывает коллективного смысла жизни — только личный. То, что человек переживает как ценное, и чувствует, что именно это для него правильно и хорошо.
Единственный орган, который требует найти смысл жизни — это совесть.
Чтобы в стране выросли думающие люди, «новая интеллектуальная элита», думаю, есть смысл в закрытых элитных учреждениях. Как в США и Великобритании, например. Я в этом солидарна с Дмитрием Быковым.
Ребенку, особенно подростку, надо помогать осмысливать свою жизнь. Особенно то, в какой ситуации он находится. Другой вопрос — насколько родители способны на это. Ведь у нас принято тратить на детей деньги, а не время. Многие даже не могут прояснить для будущего первоклассника, что ждет его в школе, как все устроено, правила жизни в коллективе детей. А дальше уже вместе ценить и наслаждаться красивым, созидать и творить.
Ребенку нельзя дать смысл жизни извне. Например, сказать, что море — это хорошо. Или обязательно показать всех зверей в зоопарке. Для него, может быть, ценность и эмоциональность переживания от этого зоопарка — трогать маленьких пушистых зайчат и наблюдать за молодыми утятами.
На самом деле именно смысл жизни, жизненные ценности, вернее, их несовпадение или отсутствие — главная причина распада семей.
Что называется «некуда вместе жить». Просто у нас такой менталитет — нам трудно и страшно признаться в этом.
Сколько семейных пар, впадая в кризисный период или только-только собираясь оформить брак, задают себе вопрос: «А вы хотите с ним состариться?» Это один из самых важных вопросов. Большинство же от него отмахивается, а в старости не будет ни сил, ни эмоций, ни банально бытовых возможностей начать жить с чистого листа.
В паре у мужа и жены могут быть разные деятельность и увлечения — кто-то на охоту любит ходить, а кто-то крестиком вышивать. Но ценности должны быть одинаковые, должно быть что-то, что связывает, объединяет двух людей. Должны быть общий вектор развития, планы на будущее.
В чем смысл всех этих орущих ток-шоу на телеканалах? Это апофеоз бессмысленности — обсуждать чужую жизнь, ведь своей-то нет.
Возможно, это бегство от пустоты, потери смысла собственной жизни. Как алкоголь или наркотики.
От себя не убежишь, даже если эмигрируешь в благополучную Европу или Америку. Найти смысл жизни и перестроиться все равно придется. Просто в других условиях. Одна история, когда люди эмигрируют ради профессионального роста, ради свободы совершить еще что-то, достичь какой-то цели. Другая — если кажется, что там будет лучше, там больше свободы. Потому что свобода ради свободы, как и деньги ради денег, ощущаются как пустота. Сейчас в нашей стране очень много смыслов жить. Если каждый будет «окучивать свою грядку», сорняков точно будет меньше.
Базовые вопросы, на которые полезно ответить себе при поиске смысла (краткое руководство к действию). Алфрид Лэнгле.
Что сейчас главное для меня? Для чего мне этот миг: как я готов потратить свои ресурсы? Что сейчас необходимое? Что призывает меня, что требует моего участия? Что именно я могу сделать?
- Ценности переживания: Могу ли я найти в настоящем что-либо прекрасное и неповторимое?
- Ценности созидания: Может ли сейчас возникнуть что-то ценное благодаря моему участию? Какова цель моей деятельности, к чему ведет мой поступок? Что привнесет в мир задуманное мной произведение, что изменится благодаря ему?
- Ценности отношения (в условиях не поддающихся изменению): Ради чего или ради кого я выдерживаю эти тяготы или страдания? Что — какие отношения, какие убеждения — дает мне силы?
Вопросы, позволяющие убедиться в том, что ответ найден правильно: смысл должен удовлетворять трем условиям — ценности; свободы; ответственности.
- Вопросы ценности: Важно ли то, что я сейчас понял или почувствовал? Что изменится, если я поступлю иначе? Случится ли что-нибудь, чего я хотел бы избежать?
- Вопросы свободы: Должен ли я совершить задуманное? Могу ли я представить себе, что не сделаю этого? (если нет, то кто или что заставляет меня?) Могу ли я сказать с уверенностью, что хочу этого? Что делаю добровольно?
- Вопросы ответственности: Ради кого или чего я делаю то, то делаю? Должен ли я совершать это в данных обстоятельствах? (кто говорит, что должен?) Насколько созвучен мне этот шаг? (А может, мне будет больше соответствовать другое действие или бездействие?)