1. Моя Слобода
  2. Блоги
  3. Блоги
  4. Анализируй то и это
  5. О смысле жизни - Блог «Анализируй то и это» - MySlo.ru
О смысле жизни

О смысле жизни

На фото: Герой фильма «Форрест Гамп» — слабоумный безобидный человек с благородным и открытым сердцем. Он становится героем страны, богатым бизнесменом и счастливым мужем и отцом. А всё потому, что его жизнь была наполнена простыми, но такими реальными смыслами.

 

Психологи отмечают повышенную агрессивность и тревожность в обществе. И причина этого — в потере ориентиров. Давайте разберемся, зачем мы живем и как обрести смысл своего существования вместе с психологом Ларисой Миловой.

 


Лариса Милова

Сейчас возросло количество обращений типа «потерял себя» и «растерял себя». Вроде однокоренные слова, но разница огромная. «Растерял» — это когда у человека много свободы и возможностей, и он без разбора потребляет все удовольствия и переживания. Не задумываясь, все ли ему нужно. Есть даже такое понятие — невроз уик-энда, то есть с понедельника по пятницу человек бежит галопом в ритме большого города, как одержимый, а потом наступают выходные — и ему нечем заняться!

«Потерял себя» — более глубокая проблема, она о смысле жизни. В период нестабильности, кризиса, непонятных реформ человек острее чувствует пустоту и ищет ответ на вопрос — а зачем я живу? Ради чего?

Откуда вдруг «нарисовалась» такая проблема? По мнению психологов, во-первых, потому что человек не руководствуется тем, что он хочет. Инстинкты больше не подсказывают ничего. А во-вторых, утрачены традиции, грубо говоря, инструкции как должно себя вести. Как ни странно, но этому способствует наше свободное время, вернее, его большее количество. И всякие бытовые приборы, значительно упростившие наш быт.

Когда человеку надо вспахать огород, чтобы прокормить себя и семью, у него не возникает невроза свободного времени — пахать надо.

Не бывает смысла жизни вообще. Он появляется в каждый конкретный момент. От осмысленного копания огорода большинство из нас освободилось, а другого смысла жизни так и не нашли.

Когда смысл жизни утрачен, люди становятся циничными, впадают в сарказм, начинают фанатеть от чего-то, сбиваются в стайки — им просто нечем наполнить свою жизнь, проживать «чужую» проще и понятнее. Их можно убедить в чем угодно, а любое чужое мнение, представление или мировоззрение они тут же воспринимают как свое собственное. Вместо того, чтобы самому распоряжаться своей судьбой, человек позволяет управлять собой другим людям и даже внешним обстоятельствам.

Смысл жизни нельзя дать человеку. Или научить, передать. Он может найти его только сам, внутри себя. Самый мощный, показательный, пример — жизненный подвиг Виктора Франкла, австрийского психиатра, психолога и невролога, создателя логотерапии. Он был узником нацистского концлагеря с 1942 по 1944 годы.

«Что было делать? Мы должны были пробуждать волю к жизни, к продолжению существования, к тому, чтобы пережить заключение. Но в каждом случае мужество жить или усталость от жизни зависела исключительно от того, обладал ли человек верой в смысл жизни, в своей жизни. Девизом всей проводившейся в концлагере психотерапевтической работы могут служить слова Ницше: «Тот, кто знает, «зачем» жить, преодолеет почти любое «как»», — написал он в своей всемирно известной книге «Сказать жизни «ДА». Психолог в концлагере».

Смысл жизни тем богаче и тем многограннее, чем больше человек выходит за пределы повседневной борьбы за выживание. Одна притча рассказывает о путешественнике, встретившем рабочего с доверху нагруженной тяжелыми кирпичами тачкой.

«Что ты делаешь?» — спросил его путешественник.

«А ты разве не видишь? Везу кирпичи», — ответил тот. Пройдя какое-то расстояние, путешественник увидел другого рабочего, который катил такую же тачку, и повторил свой вопрос. В ответ он услышал:

«Зарабатываю себе на хлеб». Через некоторое время путешественник повстречал еще одного рабочего с тачкой и снова поинтересовался, что тот делает.

«Строю кафедральный собор», — был ответ.

Помните, в детских сказках обычно герой оказывался на распутье из трех дорог? Так и в жизни, есть три пути, которые могут привести человека к пониманию смысла жизни. Во-первых, отстраниться и посмотреть на себя и ситуацию со стороны, оценить, что есть в жизни, куда тратите свои деньги, силы и время, зачем. Причем без охов и вздохов безнадеги типа «ну что в моей жизни?! Да ничего!». Во-вторых, оценить, что красивого есть жизни, от чего можно получить удовольствие. Это может быть искусство, спорт, архитектура города, красивый закат. В-третьих, разобраться, а что вы можете привнести в этот мир, от чего он станет лучше? Что можете дать другому человеку?

Есть теория, что люди заболевают онкологией, потому что теряют смысл жизни и «складывают» крылья.

Вообще, именно смысл жизни дает человеку стойкость и способность выживать. Согласно логотерапии Виктора Франкла, как только человек теряет надежду, он быстро сдается и погибает. Не зря же есть поговорка — «надежда умирает последней».

Когда говорят, что «мы сейчас сплотимся и вместе преодолеем тяжести и невзгоды…», на мой взгляд, это передергивание смыслов. Ради чего?! Не бывает коллективного смысла жизни — только личный. То, что человек переживает как ценное, и чувствует, что именно это для него правильно и хорошо.

Единственный орган, который требует найти смысл жизни — это совесть.

Чтобы в стране выросли думающие люди, «новая интеллектуальная элита», думаю, есть смысл в закрытых элитных учреждениях. Как в США и Великобритании, например. Я в этом солидарна с Дмитрием Быковым.

Ребенку, особенно подростку, надо помогать осмысливать свою жизнь. Особенно то, в какой ситуации он находится. Другой вопрос — насколько родители способны на это. Ведь у нас принято тратить на детей деньги, а не время. Многие даже не могут прояснить для будущего первоклассника, что ждет его в школе, как все устроено, правила жизни в коллективе детей. А дальше уже вместе ценить и наслаждаться красивым, созидать и творить.

Ребенку нельзя дать смысл жизни извне. Например, сказать, что море — это хорошо. Или обязательно показать всех зверей в зоопарке. Для него, может быть, ценность и эмоциональность переживания от этого зоопарка — трогать маленьких пушистых зайчат и наблюдать за молодыми утятами.

На самом деле именно смысл жизни, жизненные ценности, вернее, их несовпадение или отсутствие — главная причина распада семей.

Что называется «некуда вместе жить». Просто у нас такой менталитет — нам трудно и страшно признаться в этом.

Сколько семейных пар, впадая в кризисный период или только-только собираясь оформить брак, задают себе вопрос: «А вы хотите с ним состариться?» Это один из самых важных вопросов. Большинство же от него отмахивается, а в старости не будет ни сил, ни эмоций, ни банально бытовых возможностей начать жить с чистого листа.

В паре у мужа и жены могут быть разные деятельность и увлечения — кто-то на охоту любит ходить, а кто-то крестиком вышивать. Но ценности должны быть одинаковые, должно быть что-то, что связывает, объединяет двух людей. Должны быть общий вектор развития, планы на будущее.

В чем смысл всех этих орущих ток-шоу на телеканалах? Это апофеоз бессмысленности — обсуждать чужую жизнь, ведь своей-то нет.

Возможно, это бегство от пустоты, потери смысла собственной жизни. Как алкоголь или наркотики.

От себя не убежишь, даже если эмигрируешь в благополучную Европу или Америку. Найти смысл жизни и перестроиться все равно придется. Просто в других условиях. Одна история, когда люди эмигрируют ради профессионального роста, ради свободы совершить еще что-то, достичь какой-то цели. Другая — если кажется, что там будет лучше, там больше свободы. Потому что свобода ради свободы, как и деньги ради денег, ощущаются как пустота. Сейчас в нашей стране очень много смыслов жить. Если каждый будет «окучивать свою грядку», сорняков точно будет меньше.

 

Базовые вопросы, на которые полезно ответить себе при поиске смысла (краткое руководство к действию). Алфрид Лэнгле.

Что сейчас главное для меня? Для чего мне этот миг: как я готов потратить свои ресурсы? Что сейчас необходимое? Что призывает меня, что требует моего участия? Что именно я могу сделать?

  • Ценности переживания: Могу ли я найти в настоящем что-либо прекрасное и неповторимое?
  • Ценности созидания: Может ли сейчас возникнуть что-то ценное благодаря моему участию? Какова цель моей деятельности, к чему ведет мой поступок? Что привнесет в мир задуманное мной произведение, что изменится благодаря ему?
  • Ценности отношения (в условиях не поддающихся изменению): Ради чего или ради кого я выдерживаю эти тяготы или страдания? Что — какие отношения, какие убеждения — дает мне силы?

Вопросы, позволяющие убедиться в том, что ответ найден правильно: смысл должен удовлетворять трем условиям — ценности; свободы; ответственности.

  • Вопросы ценности: Важно ли то, что я сейчас понял или почувствовал? Что изменится, если я поступлю иначе? Случится ли что-нибудь, чего я хотел бы избежать?
  • Вопросы свободы: Должен ли я совершить задуманное? Могу ли я представить себе, что не сделаю этого? (если нет, то кто или что заставляет меня?) Могу ли я сказать с уверенностью, что хочу этого? Что делаю добровольно?
  • Вопросы ответственности: Ради кого или чего я делаю то, то делаю? Должен ли я совершать это в данных обстоятельствах? (кто говорит, что должен?) Насколько созвучен мне этот шаг? (А может, мне будет больше соответствовать другое действие или бездействие?)

 

Следите за нашими новостями в удобном формате

Перейти в Дзен

Автор:
15 июля 2015, в 14:03 +5

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.
Устали от ребёнка? Найдите время на себя
Устали от ребёнка? Найдите время на себя
Как расширить свой круг общения
Как расширить свой круг общения