Гарольд Стрелков показал тулякам новую версию «Грозы» Островского

Фото Павла Чесалина.

Гарольд Стрелков показал тулякам новую версию «Грозы» Островского

По замыслам создателей нового спектакля по мотивам известной драмы Островского «Гроза», пребывающий в любви пребывает в Боге. Хотя эта любовь, с точки зрения общественной морали, может быть и греховной.

Собственно, сам автор пьесы оказался причастен к происходящему, пожалуй, лишь синопсисом — кратким изложением происходящего действия. С другой стороны, кто не помнит со школы о том, что Катерина — луч света в темном царстве, хотя и прелюбодействовала, имея законного мужа, совсем с другим. Но грех это или не грех — тайком бегать к любимому человеку при нелюбимом муже?

— По любви — не грех! — кричали зрители из зала на предложение самим ответить на этот, казалось бы, вечный вопрос.

А кто-то уточнял:

— Один раз — точно не грех.

Во времена Островского понятия интерактив само собой не было. Но по сути он тоже ведь пытался разговаривать со зрителем на языке интерактива. Чтобы на примере Катерины каждый хотя бы сам себе ответил на вопрос:

Что делать с ключом от тайной калитки? Выбросить, или же, наоборот, открыть замок, чтобы встретиться с любимым? Выбросить или открыть? Открыть или выбросить? Остаться с нелюбимым выпивохой Тихоном и постылой Кабанихой или еще раз броситься в объятия того человека, который по сердцу?

И вновь — прямое обращение к залу: выбросить или открыть? И у каждого — свой ответ. Даже по поводу известной со школы судьбы Катерины у нас, оказывается, до сих пор нет единой версии. Права она или нет? А ведь сколько воды с тех пор утекло вниз по матушке по Волге.

«Отчего люди не летают» — это первая работа нового худрука Тульского академического театра драмы Гарольда Стрелкова. И первое впечатление от того, по какому пути будет развиваться тульский театр. А то, что его ждут большие перемены — очевидно. Новая эстетика, новая форма разговора со зрителем и новые лица. В роли Катерины состоялся дебют молодой актрисы из Санкт-Петербурга Полины Курицыной. Для нее, кстати, это вообще была первая роль на большой сцене.

Полина Курицына.

Задавали, конечно, зрителям вопрос и что такое любовь? А что бы вы ответили, если бы у вас об этом поинтересовались вот как, напрямую? То-то. Вроде и все понятно, а сразу и не сформулируешь. Да еще одним словом. Жизнь, радость, счастье, гормоны — у каждого своя версия. Потому что и жизнь каждого из нас непохожа на другого. Сказано ведь одним умным человеком: только счастливые семьи похожи друг на друга. А пребывание под Кабанихой разве назовешь счастьем?

Наверное, после финальной сцены у каждого из зрителей сформировался все же какой-то свой ответ на вопрос, что такое любовь. В канун Дня влюбленных это оказалось более чем актуально.

Сразу после спектакля специально для читателей «Слободы» мы поговорили с его создателем, Гарольдом Стрелковым.

 


Гарольд Стрелков

 

— Гарольд Владимирович, поделитесь эмоциями после состоявшейся премьеры.

- Для меня же выпущенный спектакль не первый. Так что конкретно по этому поводу эмоций особых нет. Другое дело, что касается нашего общего замысла. Для меня театр — не развлекающая категория. Это очень большая ответственность. Когда театр забывает, что он некое миссионерское учреждение, он рискует быстро стать борделем. Необходимо зрителям не только что-то показывать, но и что-то давать. Давать рецепты как жить, например. Хотя это очень сложная задача. Это длинный и непростой путь. Здесь будет нужна глубокая длительная работа не только с артистами, но и со зрителями.

— В сегодняшнем спектакле много построено на интерактивном общении со зрителем. Поделитесь ощущениями от этого контакта — все получилось как ожидали?

- Реакции зрителя нельзя ожидать. Он очень живой и всегда разный. Большой вопрос в этом контакте — мы развлекаем зрителей или мы их куда-то ведем. Вот это для меня самый большой критерий. Здесь у меня есть какое-то довольство и недовольство сегодняшним днем.

— И все-таки — что такое любовь? Ответьте как зритель из зала.

- Мне очень нравится формулировка, когда-то сказанная Иоанном Богословом: Бог есть любовь. Бог на земле постигается через любовь. Если мы ищем Бога, ищите его в любви. В любви во всех ее формах. Без любви мы превращаемся в нечто иное. А вот в исследование самого понятия, что такое любовь, театр у нас только вступил. Скоро, 17 февраля, будет премьера спектакля «Ксения Петербуржская», и дальше еще несколько премьер, посвященных теме любви.

— А почему люди не летают?

- Как только люди позволяют себе думать, что любовь есть грех, они теряют крылья. Я сторонник жить по вектору любви, но ни в коем случае не убивая в каком-то смысле никого по дороге. Потому что часто мы, любя, отвергаем другого человека. Но это мы здесь все, люди, раздельны. А для Бога мы все один человек. Об этом и сказано в финальной сказке, которая звучит во втором акте. Для Бога мы один человек. И мы не должны ругаться друг с другом, мы тем самым ругаемся сами с собой. С точки зрения Бога — это аномалия. Ну, скажем, как я могу ругаться со своей правой рукой?

— Так грешна Катерина или нет?

- В этой пьесе для нас нет положительных героев. Единственный положительный герой — это сама любовь. Катерина не положительный герой.

— То есть не луч света в темном царстве?

- Катерина тоже не знала, что с этим своим чувством сделать, которое к ней пришло. Луч света — есть любовь, а не Катерина как человек.

Автор: Сергей Гусев, 13 февраля 2015, в 15:12 +4
Премьера недели: Кто пошёл в кино на «50 оттенков серого»
Премьера недели: Кто пошёл в кино на «50 оттенков серого»
Алексей Кортнев: "И у меня есть ипотека!"
Алексей Кортнев: "И у меня есть ипотека!"