Знаменитости на тульском треке

Легендарный велосипедист и авиатор, «клоун» Сергей Уточкин

Знаменитости на тульском треке

Сто с лишним лет назад на тульском треке можно было увидеть людей, которыми восторгались во всем мире!

Продолжение. Начало здесь.

 

Лет двадцать, может, больше назад стараниями тульского сподвижника велоспорта Михаила Тылкина на треке была установлена табличка, что здесь когда-то выступал знаменитый гонщик Дмитрий Соловьёв. Идею эту он пробивал не один год. Между тем, если увековечивать всех великих, кто сделал хотя бы круг по внутреннему кольцу трека, то даже при строгом отборе стены может не хватить.

А начать можно с Толстого. Как сказал когда-то губернатор Василий Стародубцев, «на этом треке выступал Лев Толстой». Выступал, не выступал, но 14 июля 1897 года, согласно записи в дневнике жены, он сделал круг по циклодрому, и ему это страшно понравилось.

«…Раз­говоры о гонках и о всем, что касается велосипедной езды. Его еще и это интересует», – удивлялась Софья Андреевна.

А велосипедный стаж Толстого начался в том же году, когда открылся тульский трек.

Весной 1896-го владелец магазинов в Москве Юлиус Блок преподнес графу книгу о велосипедной езде и два новеньких велосипеда на выбор.

Конечно, большинство гонщиков того времени представляли зажиточные слои населения. Это была золотая молодежь – дети купцов и фабрикантов. Имелся велосипед в семье самоварного короля Эдуарда Тейле, владельца колбасных магазинов Лехельта, хозяина типографии Фортунатова, фабриканта Занфтлебен. Их дети часто становились призерами гонок.

В Туле выступали и европейские гонщики – Момо, Куделя, Гортнер из Германии. С 1911-го по 1914 годы самым популярным был москвич Петр Калашников. Он тогда установил рекорд трека на 100 саженей (213 м) – 14,2 секунды. Рекорд продержался несколько лет.

В начале прошлого века одним из самых известных тульских гонщиков был владелец парикмахерской на улице Киевской Александр Каменев.

Известный велогонщик Тулы Александр Каменев

 

На закате карьеры он даже давал уроки мастерства знаменитому в будущем, а тогда еще совсем зеленому велосипедисту Дмитрию Соловьеву. Еще в 1898 году Александр Каменев взял второй приз на первенстве трех губерний – Тульской, Орловской и Курской. В 1900 году был третьим на чемпионате России в гонке на 7,5 версты.

«Известно, что мама Александра была дворовой девочкой в деревне Крюково, находящейся примерно в 30 км от станции Щекино, в имении помещика Тулубьева, – рассказывает Елена Платонова, нынешний представитель рода Каменевых. – Она вышла замуж за Павла Каменева, который держал в Туле парикмахерскую. Известно, что она рано овдовела, и Александр первое время маме очень хорошо помогал, пока не увлекся серьезно спортом. Сначала вело, потом конькобежным, потом скачками. В спорте имел очень большие успехи, участвовал в многочисленных соревнованиях и… пирах по случаю своих спортивных побед. Отсюда, она считает, произошла его сравнительно ранняя смерть от инфаркта в 1924 году».

Но особой популярностью у тульской публики пользовалось соперничество Каменева и знаменитого московского гонщика Алексея Бутылкина.

Накануне одной такой гонки злоумышленники, которых, как считалось, подговорил Бутылкин, украли велосипед у Каменева. Наш гонщик не смог выйти на старт. 

Алексей Бутылкин считался мастером финишного рывка. Так, он победил в 1899 году чемпиона мира Вилли Аренда. Француз не успел даже понять, как соперник выскочил из-за спины и пришел первым. В 1895 году Бутылкина признали «первым ездоком России».

В 1902 году Бутылкин выиграл Большой приз Тулы. А потом ушел в цирк, где под куполом исполнял смертельные трюки на велосипеде. В 1906 году создал аттракцион, по афише – «Воздушное кольцо смерти в исполнении Бутылкина и мисс Клары». В начале 1900-х ввел в номер тандемы и мотопеды, совершал на них опасные виражи без сетки и страховки. Гастролировал в Японии и Китае. Открыл свой цирк в Забайкалье.

История кражи велосипеда у Каменева вызывает сомнение. Но ровно до того момента, пока не узнаешь, что подобное проделали и с великим Уточкиным, которому на следующий день надо было состязаться с Бутылкиным. Велосипед у него красть было бесполезно: Уточкин пользовался такой славой, что ему тут же с радостью подарили бы хоть десять. И поэтому конкурента накануне вечером просто напоили. Но и это не помогло. Уточкин всю гонку держался в тени, а за полтора круга до финиша сделал спурт и победил с большим преимуществом.

Вообще афиша Бутылкин – Уточкин сводила с ума поклонников велоспорта так же, как сейчас в футболе соперничество ЦСКА – «Спартак».

Недоброжелатели называли Уточкина «клоуном из Одессы». И в этих словах был некий резон. В своем городе он бегал наперегонки с паровым трамваем, а на велосипеде обгонял скаковую лошадь. Как гонщик тренировался, бегая туда-сюда по Потемкинской лестнице. По ней же спускался на велосипеде, мотоцикле, автомобиле. Ездил на велосипеде по рельсу конки шириной пять сантиметров. Нечто подобное позже, кстати, повторил туляк Сергей Копылов.

Любовь поклонников к Уточкину была настолько велика, что велогонщики в подражание даже заикались, как он.

У Корнея Чуковского есть запись в «Дневнике»:

«Однажды Ольдор в «Одесском листке» написал кляузу об Уточкине… Уточкин его поколотил. Встретив Уточкина, я с укоризной:

– Как вы могли побить Омегу?

– Вот так, – ответил Уточкин, думая, что я спрашиваю его о технике битья. – Я вв-ошел в редакцию, встретил м-м-мадам На..на..на…Навроцкую, поцеловал у нее ручку, иду дальше: – Кто здесь Омега? – Я Омега – Я взял Омегу – вот так, положил его на левую руку, а правой – вот так. Вот так отшлепал его и ушел. Иду по лестнице. Навстречу мне мадам Навроцкая. У вас, говорит, галстух съехал назад. Поправляю галстух и ухожу…»

Во время еврейского погрома Уточкин в одиночку встал перед погромщиками, защищая старика, за что получил удар ножом в спину. Куприн, со слов гонщика, описывал этот случай так:

«Он рассказывал мне: «И, фффот я слышу сзади… «Не бей! Эт-то наш… Уточкин!». Но было поздно. Я чувствую, как будто у меня в спине сквозняк. Это меня ударили ножом. Я потом семь недель лежал в больнице». В больницу к Уточкину пришли именитые одесские евреи с благодарностью. Но он отказался от денег:

– Я – человек, и считаю еврея человеком!

Тульский трек имел честь несколько раз принимать великого Уточкина. А 22 августа 1910 г., уже на пике авиационной славы, став вторым, после Ефимова, русским авиатором, Сергей Уточкин устраивал в Туле демонстрационные полеты на самолете «Фарман».

Вот что писал об Уточкине Юрий Олеша: «Он чудак. Отношение к нему – юмористическое. Он одним из первых стал ездить на велосипеде, мотоцикле, автомобиле, одним из первых стал летать. Смеялись. Он упал в перелете Петербург – Москва, разбился. Смеялись. Он был чемпион, а в Одессе думали, что он городской сумасшедший».

Умер легендарный авиатор и спортсмен незаметно, поскольку уже вовсю шла война, 31 декабря 1915 года в Петро­граде, в неполные сорок лет.

Автор: Сергей Гусев, 12 сентября 2016, в 11:01 +7
Другие статьи по темам
Место
Тула на FM-волнах
Тула на FM-волнах
Командир
Командир