Тётя Ася, граф Суворов и все-все-все

Лёня Голубков (артист Владимир Пермяков) так убедительно и искренне описывал выгоды вступления в МММ, что миллионы россиян ему поверили! Как выяснилось позже – напрасно...

Тётя Ася, граф Суворов и все-все-все

Телерекламу многие из нас сегодня воспринимают как необходимый, но досадный довесок к фильмам, передачам, шоу и т. п. А раньше рекламные ролики не только с интересом смотрели, но даже обсуждали!

Восьмого декабря 1991 года, аккурат после подписания Беловежского соглашения, Советский Союз перестал существовать. Вместе с ним ушла в прошлое и советская реклама. Взамен неё, идеологически выверенной и наивной, на нас хлынул даже не поток — водопад рекламы агрессивной и навязчивой.

Тульский историк Владимир Глазков:

Владимир Глазков

Первыми в Россию пришли транснациональные корпорации, для которых важны были не продажи как таковые — важно было застолбить место на рынке и вырастить своего потребителя. Шоколадные батончики, газировка, жвачка, средства личной гигиены… Сейчас это покажется диким, но те же, пардон, «тампаксы» в 1992 году могла позволить себе только о-о-очень состоятельная дама. Зато их реклама долбила откуда только можно, что породило фразу: «Кажется, в современной России есть всего три проблемы: перхоть, менструация и кариес». А раз продажи мизерные, значит и бюджет соответствующий; поэтому специальных роликов под нас никто не делал — брали англоязычные и наскоро переозвучивали. «Бумер — это супер», «Ригли сперминт кам», «все любят Мамбу» — помните? Ну и «Распутин, один раз вверху, а другой раз внизу» — это же просто засело в подкорке. У моей сокурсницы Леночки годовалый сынишка, у которого кроватка стояла напротив телевизора, под этот ролик сначала поднимал пальчик вверх, а потом опускал вниз. Интересно, сейчас ему чернобородый дядька по ночам не снится?

Русские пришли!

Позже к импортным присоединились отечественные рекламные ролики. Среди них были такие, персонажи которых и по сей день стоят перед глазами «как живые». Например, Лёня Голубков, который на дивиденды от акций МММ покупал жене сапоги, шубу и т. д. и говорил непутёвому старшему брату, что он не халявщик, а партнёр!

Каждый вечер перед программой «Время» на экране появлялась «сладкая парочка» (кстати, это словосочетание — из рекламы печенья «Твикс») —Лолита и Александр Цекало — и мило так каламбурила: «Хопёр-инвест» — отличная компания». Народ тут же сочинил крамольный анекдот «в тему»: «Хопёр инвест! Воистину инвест!»

Нынешний «простой русский крестьянин» Стерлигов впрыгнул в русскую историю отчасти благодаря рекламному ролику своей биржи «Алиса», которая была названа в честь любимой собаки Германа Львовича. А кто не помнит слоган НПО «Альтернатива»: «При всём богатстве выбора другой альтернативы нет»? Или «Купи себе немного „Олби“»?

Вечные слоганы

Да, над созданием рекламы трудились, видимо, небесталанные люди. Иначе почему рекламные слоганы засели в голове намертво?

До сих пор, как «нежданчики» из попы, изо рта вырываются рекламные песенки типа «Обращайтесь на Московский вентиляторный завод!» или «Вам пора и вам пора с вентиляторным заводом заключать договора!». Где-то на периферии сознания уверенно закрепились «АМО, АМО, АМО — моя вторая мама», «Kno-o-orr, вкусен и скор!», «Инва-а-айт». «Просто. Добавь. Воды». Рядом со всей этой бедой бодро тусит разношёрстная компания: афроамериканец Анкл Бенс, чистюля тётя Ася и жители деревень Вилларибо и Виллабаджо… Пшли вон, надоеды! Не уходят.

«С точностью до миллиметра»

На фоне откровенной рекламной белиберды особняком стоят работы никому тогда неизвестного Тимура Бекмамбетова для банка «Империал», которые c огромным успехом демонстрировались на TВ в 1992—1998 годах. Все, кто жил и смотрел телевизор в то время, наверняка помнят: «С точностью до миллиметра», «До первой звезды нельзя. Ждём-с», «Мы пошлём в Париж миллион зрителей в серых шинелях», «И пошли они дальше, и покорились им и Персия, и Бактрия, и Индия!», «Кормить надо лучше, они и не улетят», «И последним шёл Тамерлан. И поднимал он тяжёлые камни, и говорил с ними, вспоминая их имена»…

Так как наш кинематограф в обозначенное время находился в глубокой… э-э-э-э-э… невостребованности, великие артисты вынуждены были подрабатывать на стороне. В том числе — в рекламе. Это я к тому, что за кадром в «империальских» историях о Петре I и Тамерлане звучит голос самого Иннокентия Смоктуновского, а в роликах про Чингисхана, Дмитрия Донского и Конрада III — Владимира Машкова.

Ещё один талантище — мультипликатор Юрий Норштейн («Ёжик в тумане», «Сказка сказок») тоже поучаствовал в рекламном бизнесе: в 1994 году он сделал замечательный ролик для компании «Русский сахар». В одном из своих интервью он рассказал, что на гонорары от этой работы прожил целый год…

На этом, пожалуй, остановлю поток воспоминаний. Добавлю только, что с большой достоверностью ситуацию на рекламном рынке той поры описал Виктор Пелевин в своём романе «Generation П». Не читали? Очень рекомендую!

Людмила Шабалина

Когда появилась реклама средств личной гигиены (прокладок, тампонов), было очень неловко всем — и женщинам, и мужчинам. Демонстрация интимных моментов жизни никогда не была в традициях нашей страны. И я всегда считала и сейчас считаю эти традиции правильными.

Владимир Карташов

Все ролики проекта «Всемирная история, Банк «Империал» смотрел как хорошее и весьма познавательное кино. Отличная работа сценаристов, операторов и, конечно же, режиссёра — Тимура Бекмамбетова. Думаю, если их сегодня показать по телевизору, люди будут смотреть с неменьшим интересом. Потому что талантливо сделано. И профессионально!

 

Автор: Елена Рябикова, 19 августа 2015, в 10:35 +10
Другие статьи по темам
Место
Прочее
Ярмарки прошлого века. Часть 3
Ярмарки прошлого века. Часть 3
Ярмарки прошлого века. Часть 2
Ярмарки прошлого века. Часть 2