Восьмого декабря 1991 года, аккурат после подписания Беловежского соглашения, Советский Союз перестал существовать. Вместе с ним ушла в прошлое и советская реклама. Взамен неё, идеологически выверенной и наивной, на нас хлынул даже не поток — водопад рекламы агрессивной и навязчивой.
Тульский историк Владимир Глазков:
Владимир Глазков
Первыми в Россию пришли транснациональные корпорации, для которых важны были не продажи как таковые — важно было застолбить место на рынке и вырастить своего потребителя. Шоколадные батончики, газировка, жвачка, средства личной гигиены… Сейчас это покажется диким, но те же, пардон, «тампаксы» в 1992 году могла позволить себе только о-о-очень состоятельная дама. Зато их реклама долбила откуда только можно, что породило фразу: «Кажется, в современной России есть всего три проблемы: перхоть, менструация и кариес». А раз продажи мизерные, значит и бюджет соответствующий; поэтому специальных роликов под нас никто не делал — брали англоязычные и наскоро переозвучивали. «Бумер — это супер», «Ригли сперминт кам», «все любят Мамбу» — помните? Ну и «Распутин, один раз вверху, а другой раз внизу» — это же просто засело в подкорке. У моей сокурсницы Леночки годовалый сынишка, у которого кроватка стояла напротив телевизора, под этот ролик сначала поднимал пальчик вверх, а потом опускал вниз. Интересно, сейчас ему чернобородый дядька по ночам не снится?
Русские пришли!
Позже к импортным присоединились отечественные рекламные ролики. Среди них были такие, персонажи которых и по сей день стоят перед глазами «как живые». Например, Лёня Голубков, который на дивиденды от акций МММ покупал жене сапоги, шубу
Каждый вечер перед программой «Время» на экране появлялась «сладкая парочка» (кстати, это словосочетание — из рекламы печенья «Твикс») —Лолита и Александр Цекало — и мило так каламбурила: «Хопёр-инвест» — отличная компания». Народ тут же сочинил крамольный анекдот «в тему»: «Хопёр инвест! Воистину инвест!»
Нынешний «простой русский крестьянин» Стерлигов впрыгнул в русскую историю отчасти благодаря рекламному ролику своей биржи «Алиса», которая была названа в честь любимой собаки Германа Львовича. А кто не помнит слоган НПО «Альтернатива»: «При всём богатстве выбора другой альтернативы нет»? Или «Купи себе немного „Олби“»?
Вечные слоганы
Да, над созданием рекламы трудились, видимо, небесталанные люди. Иначе почему рекламные слоганы засели в голове намертво?
До сих пор, как «нежданчики» из попы, изо рта вырываются рекламные песенки типа «Обращайтесь на Московский вентиляторный завод!» или «Вам пора и вам пора с вентиляторным заводом заключать договора!». Где-то на периферии сознания уверенно закрепились «АМО, АМО, АМО — моя вторая мама», «Kno-o-orr, вкусен и скор!», «Инва-а-айт». «Просто. Добавь. Воды». Рядом со всей этой бедой бодро тусит разношёрстная компания: афроамериканец Анкл Бенс, чистюля тётя Ася и жители деревень Вилларибо и Виллабаджо… Пшли вон, надоеды! Не уходят.
«С точностью до миллиметра»
На фоне откровенной рекламной белиберды особняком стоят работы никому тогда неизвестного Тимура Бекмамбетова для банка «Империал», которые c огромным успехом демонстрировались на TВ в 1992—1998 годах. Все, кто жил и смотрел телевизор в то время, наверняка помнят: «С точностью до миллиметра», «До первой звезды нельзя. Ждём-с», «Мы пошлём в Париж миллион зрителей в серых шинелях», «И пошли они дальше, и покорились им и Персия, и Бактрия, и Индия!», «Кормить надо лучше, они и не улетят», «И последним шёл Тамерлан. И поднимал он тяжёлые камни, и говорил с ними, вспоминая их имена»…
Так как наш кинематограф в обозначенное время находился в глубокой… э-э-э-э-э… невостребованности, великие артисты вынуждены были подрабатывать на стороне. В том числе — в рекламе. Это я к тому, что за кадром в «империальских» историях о Петре I и Тамерлане звучит голос самого Иннокентия Смоктуновского, а в роликах про Чингисхана, Дмитрия Донского и Конрада III — Владимира Машкова.
Ещё один талантище — мультипликатор Юрий Норштейн («Ёжик в тумане», «Сказка сказок») тоже поучаствовал в рекламном бизнесе: в 1994 году он сделал замечательный ролик для компании «Русский сахар». В одном из своих интервью он рассказал, что на гонорары от этой работы прожил целый год…
На этом, пожалуй, остановлю поток воспоминаний. Добавлю только, что с большой достоверностью ситуацию на рекламном рынке той поры описал Виктор Пелевин в своём романе «Generation П». Не читали? Очень рекомендую!
Людмила Шабалина
Когда появилась реклама средств личной гигиены (прокладок, тампонов), было очень неловко всем — и женщинам, и мужчинам. Демонстрация интимных моментов жизни никогда не была в традициях нашей страны. И я всегда считала и сейчас считаю эти традиции правильными.
Владимир Карташов
Все ролики проекта «Всемирная история, Банк «Империал» смотрел как хорошее и весьма познавательное кино. Отличная работа сценаристов, операторов и, конечно же, режиссёра — Тимура Бекмамбетова. Думаю, если их сегодня показать по телевизору, люди будут смотреть с неменьшим интересом. Потому что талантливо сделано. И профессионально!