«Газ до отказа — а там поглядим!»
С музыкантами бит-квартета «Секрет» мы были солидарны всем двором! Машины для нас, детей восьмидесятых, тогда казались чем-то непостижимо интересным. На небольшой стоянке рядом с нашей «девятиэтажкой» в те годы был минимум автомобилей: чья-то рабочая «буханка», «убитая» «Волга» на ободах, пара грузовиков да кремовая красавица-«копейка» (сделать фото на ее фоне втайне мечтал каждый карапуз!).
…1985 год. Вместе с другом увлечённо копаемся в песочнице, поглядывая в сторону своих подъездов — не идёт ли мама с работы. Закатное оранжевое солнце заливает двор, соседей по песочнице и наши с другом жестяные, видавшие виды гоночные машинки…
И тут в чьих-то руках рядом появляется Она — новая, сверкающая лаком и красными крестами, белоснежная модель машины «скорая помощь» с открывающимися дверками и багажником!
Сильно подозреваю, что именно тогда мы с другом впервые в жизни испытали чувство зависти…
Чуть позже стало известно: чудо-машинки тоже можно купить, но не в «Детском мире», а в магазине «Галантерея» на остановке «Ул. Волкова» (сейчас там расположено отделение «Сбера»). Надпись на коробке — «масштабная модель для коллекционирования» — выделяла машинки в отдельную категорию товаров — сувенирную. И она, по какому-то очень досадному массовому заблуждению взрослых, не имела никакого отношения к детским игрушкам! Поэтому нужно было держать себя в форме и почаще выходить с мамой в магазин за продуктами — появлялся шанс оказаться невзначай в галантерейном магазине. А вдруг повезёт, и чудо случится именно сегодня?!
«Автомобили, автомобили буквально все заполонили!»
Заветная открытка о получении персонального легкового автомобиля, пришедшая по почте (как тогда было принято) кому-то из стоявших в очереди на покупку машины взрослых, в восьмидесятые была явлением экстраординарным, очень редким и практически невозможным!
А вот получить заветную модельку, упакованную в красивую аккуратную коробочку, было гораздо реальнее — стоило лишь походить перед взрослыми несколько недель с грустным видом.
Желтый картон, через прозрачное «окошко» в котором видно саму машинку, был украшен информативными надписями о названии серии и обо всех ее моделях. С задней стороны коробочка содержала фотографию реальной машины «в интерьере» — на даче, на природе, около озёра
Конечно, такими машинками очень редко играли в песочнице — для этого использовалась другая, более примитивная, зелёного цвета военная техника.
А модельки ставили на застекленную книжную полку, выставляли и на обмен, изредка доставали — и, что скрывать, ими просто хвастались перед друзьями!
Моделями советские мальчишки активно обменивались, внимательно изучая коллекции друг друга. Среди моделек была своя градация — своеобразный пацанский «автотабель о рангах».
Конечно, первым делом смотрелось внешнее состояние модельки, сколы, наличие коробочки и общая «ушатанность» основных узлов (дверки-багажник-капот не должны были болтаться, а рессоры — давать автомобильчику подпрыгивать при проверке). Затем юные коллекционеры оценивали редкость модели для нашей местности и ее принадлежность к спецтехнике («скорая», милиция, «учебная»
«Я мимо проезжаю в „Чайке“…»
Недосягаемым шиком для советских мальчишек была уменьшенная копия автомобиля «Чайка». Ее моделька в коробочке стоила 9 руб. 50 коп. Был и люксовый вариант: та же модель, только с зажигающимися фарами. Они горели только тогда, когда под машинку подкладывали специальный ключ-пластинку. Запитывались фары от аккумулятора, размещённого в багажнике автомодели. В свободной продаже таких машинок не было, и про неё ходили слухи, что стоит она 19 руб. 50 коп., и что ее нельзя вывозить за границу, так как в системе освещения используются чуть ли не военные технологии. А ещё были исторические и военные машины, трактор «Беларусь» и даже экскаватор! Такого рода модельками комплектовалась реальная автомобильная техника, которую СССР экспортировал в дружественные страны. Вот насколько советские автомобили и их масштабированные аналоги были хороши!
«Москвич», новая модель!
Яркие и красивые модели стали для мальчишек восьмидесятых отличным мотиватором — только так родители могли уговорить нас на поход в скучный галантерейный магазин. Бюджетные «Москвичи» были самыми популярными моделями среди мальчишек восьмидесятых — именно по причине своей доступности.
Рассказывает Игорь Королев, дизайнер, в восьмидесятых — коллекционер моделей автомобилей масштабом 1:43.
- «Москвич» был самой дешевой моделькой, где-то в районе 3 руб. 50 коп. — 3 руб. 70 коп. Столько же стоили первые две модели ВАЗ — 2101 и 2102. А вот «пятерка» была уже дороже, и у нее открывалось все!
Мимо магазина «Галантерея» по улице Металлургов советский школьник Игорь всегда ходил на учебу.
- Витрина с модельками была как раз в поле моего зрения! Нет, сразу увидеть их не получалось, но сам факт наличия коробок, чего-то нового, отслеживался моментально!
Однажды классе в пятом Игорь вместе с другом Алексеем как обычно шёл в школу.
- И тут — на тебе: стоят новенькие коробочки! После тридцатисекундного визита в магазин мы побежали за деньгами домой! Купили по новенькому синему автомобилю «Москвич» А12 Иж-1500 «Комби», и на урок успели. Счастью не было предела! За пару минут до звонка я подходил к классу — сумка на плече, в руках заветная коробочка. И вдруг — кубарем лечу на паркет: хулиган-второгодник поставил подножку. Коленку и локоть расшиб, но модельку сберег!
В девяностых мода на коллекционирование масштабных моделей почти ушла — но лишь для того, чтобы, как птица Феникс, возродиться из пепла! Нашими советскими машинками сегодня с удовольствием играют наши дети, и ими — я уверен — будут играть и наши внуки.
А что им будет? Ведь советские масштабные модели — вероятно, самые прочные и долговечные модели во всем мире!
«Тантал»: на страже Родины и детства!
В СССР выпуском моделей автомобилей для коллекционирования занимался один из саратовских заводов оборонно-промышленного комплекса.
Предприятие ОПК «Тантал» было основано в послевоенном 1949 году. Основной продукцией завода стала широкая номенклатура сверхвысокочастотных вакуумных генераторов для сложнейших систем вооружения. Параллельно, как и на многих предприятиях СССР, с подачи директора завода работники освоили производство моделей для коллекционирования. Первой масштабной моделью, выпущенной саратовским предприятием «Тантал», стала уменьшенная копия отечественного мотоцикла «Урал». Все модели завода «Тантал», по вполне понятным причинам, были очень качественно собраны, отлично покрашены и аккуратно упакованы в красивые картонные коробочки с прозрачными целлулоидными «окошечками».
Помимо моделей, качественно собранных саратовскими «оборонщиками», в свободном хождении часто встречались и так называемые «модели-конструкторы» — машинки, собранные из двух-трёх аутентичных экземпляров. Не слишком чистые на руку пионеры-коллекционеры пользовались тем, что, к примеру, в «Москвичах» было несложно поменять двигатель, салон и донышко. Так что модели, собранные из «доноров», встречаются коллекционерам по сей день.
Знаете ли вы, что…
…при проектировании и отливке первых моделей использовались оригинальные чертежи с завода АЗЛК,
…серия 72А3 (цифры на донышке модели) расшифровываются так: 72 — год выпуска, А3 — порядковый номер модели,
…коробочки для моделей изготавливались на ЛКЦП — Ленинградском комбинате цветной печати, старейшем в России производстве, где печатались атласные карты и «сувенирка».