1. Моя Слобода
  2. Город
  3. Обзоры
  4. Места
  5. Тульский центр детской неврологии: здесь учат жить особенных детей - MySlo.ru

Тульский центр детской неврологии: здесь учат жить особенных детей

Специалисты центра рассказали, как помогают семьям с детьми, у которых есть поражение нервной системы.

5 апреля тульский Центр детской неврологии отметил свой день рождения.

https://img.myslo.ru/Contents/8e/b9/3bff-8a50-4081-bdb6-b9b6b8af35ba/28cd22cf-cb40-4510-a4b0-e877bd462ccd.jpg

— Нам 15 лет! Это часть большой 85-летней истории помощи и реабилитации детей с последствиями перинатальных поражений центральной нервной системы, поражениями периферической нервной системы, нейро-ортопедической патологией, сосудистой патологией головного мозга и другими психоневрологическими заболеваниями, — говорит директор Центра детской психоневрологии, главный внештатный специалист по медицинской реабилитации детей, в том числе детей-инвалидов, в Тульской области и в ЦФО, заслуженный работник здравоохранения Валентина Александровна Жеребцова.

Комплекс зданий на ул. Бундурина, 43 знают многие — прекрасная территория, старинный отреставрированный особняк, современное 5-этажное здание с памятными досками на фасаде.

DZYB0061.JPG

DZYB9686.JPG

Но немногие в курсе, кто и как помогает детишкам с поражениями нервной системы, в каких условиях они получают реабилитацию. По просьбам пользователей Myslo мы поговорили с врачами центра.

 

Елена Анатольевна Григорьева, заведующая дневным стационаром и Центром для детей с ДЦП, врач-невролог:

DZYB9930.JPG

— Я работаю в Центре 8 лет, перешла сюда из детской областной больницы — считаю, тут больше возможностей приложить свои знания и способности невролога. Наш Центр уникальный — мы оказываем весь спектр обследований, консультаций и реабилитационной помощи для детей с тяжелыми двигательными нарушениями. Родителям таких деток сложно принять диагноз, осознать, что всю жизнь их ребенку нужна реабилитация. Мы помогаем детям и их родителям адаптироваться к жизни.

DZYB0051.JPG

В Центре проходят обследование и реабилитацию дети от 0 до 18 лет из Тулы, области, со всей России и ближнего зарубежья. Помощь для граждан России мы оказываем бесплатно, по полису ОМС, амбулаторно, на дневном стационаре или на круглосуточном пребывании в течение 2−3 недель.

Мы применяем семейно-центрированный подход, проще говоря, работаем по запросу семьи и ребенка. Вот приходит мама с ребенком и поясняет: «Планируем идти в садик, надо научиться одеваться». Или девочке надо научиться причесываться и заплести косичку. И если для обычных детей это просто, то для наших пациентов задача гораздо сложнее. Мы составляем программу, по которой малыши учатся практическим навыкам самообслуживания, разбиваем этот навык на составляющие движения и этапы с учетом их двигательной возможности.

DZYB9898.JPG

К нам приходят по направлению от участкового невролога. Мы проводим оценку неврологического статуса ребенка. Для этого есть вся необходимая аппаратура, в том числе электромиограф, аппарат МРТ и энцефалограф. Исследуем суставы, мышцы и позвоночник. По результатам врач-реабилитолог назначает лечебную гимнастику, занятия на тренажерах, занятия в бассейне, физиотерапевтические процедуры.

DZYB9801.JPG

DZYB9824.JPG

Вообще, наш центр уникален тем, что здесь проводится многоцелевая реабилитация.

Например, логопед оценивает функции речи и глотания ребенка. И помогает родителям подобрать способ решить проблему — с помощью кресла-стабилизатора или специальной позы для приема пищи, или альтернативного способа кормления.

В Центре работает большая ортопедическая служба: помимо диагностики, мы проводим ортезирование — делаем ортезы из низкотемпературного термопластика. Суть метода заключается в том, чтобы, постепенно меняя гипсование сустава, увеличить его подвижность.

DZYB9780.JPG

У нас есть специальные аппараты и методики, с помощью которых психологи учат обездвиженных детей общаться — управлять компьютером не с клавиатуры, а взглядом.

DZYB9782.JPG

Есть система «НейроЧат» — когда то же самое делают импульсы головного мозга ребенка. Это кропотливая работа, ведь нужно откалибровать прибор, разместить датчики на голове у ребенка. Но очень важная — таким образом ребенок может выразить свои потребности. А когда потребности ребенка удовлетворены, он спокоен и доволен. И родители спокойны.

 

Александра Викторовна Сапогова, заведующая Центром патологии речи:

DZYB9946.JPG

— Я закончила Медицинский институт ТулГУ. Работаю в центре 3 года, хотя у меня ощущение, что очень давно. Быстро и легко влилась в коллектив. У нас в команде очень добрые, знающие специалисты.

Мы занимаемся тяжелыми патологиями речи — при задержке развития речи, грубом неправильном произношении, безречии, проблемами с глотанием у детей с ДЦП. У нас разработаны специальные клинические протоколы для определения того, какую пищу ребенок не может проглотить или какая пища проходит вместо пищевода в дыхательные пути.

Мы проводим специальное исследование — видеофлюороскопию. Она доступна только в трех городах: Екатеринбург, Москва и Тула. В рентген-кабинете ребенку дают три варианта пищи, и на всех этапах глотания видно, где сбой. По результатам подбираем методику кормления — какой ложкой, какой консистенции пищу давать и проч.

К нам приходят дети, которые не могут говорить, но при этом понимают речь. Бывает, что ребенок в 3 года не понимает усложненные речевые конструкции, просьбы, задания. И тут важно определить, кто будет помогать семье — невролог и логопед или педагогический консилиум, чтобы ребенок мог посещать и заниматься в речевом детсаду.

Для меня бесценно, когда я вижу результат: вот пришел 3-летний малыш и ничего не может сказать, а через два года говорит нормальными предложениями. Для меня это счастье. Значит, мы что-то можем изменить в жизни этого человечка.

 

Илья Владимирович Чибисов, зав. отделением медицинской реабилитации для детей с психоневрологической патологией, врач физической и реабилитационной медицины, врач травматолог-ортопед:

https://img.myslo.ru/Contents/8e/b9/3bff-8a50-4081-bdb6-b9b6b8af35ba/abab0397-dbef-482b-aa48-a7dbb83d1917.jpg

— Работаю в Центре с 2017 года. Переехал из Иванова, где работал в травматологическом отделении. Сейчас я веду детей отделения медицинской реабилитации, а также консультирую всех тяжелых пациентов центра, провожу инъекции ботулотоксина с целью коррекции спастики, занимаюсь ортезированием и гипсованием.

Этот Центр уникальный не только своим оснащением, но и мультидисциплинарным семейно-центрированным подходом. Это меня поразило с первого дня работы. Когда в центр поступает ребенок, его осматривает сразу команда врачей: невролог, логопед, ортопед, педиатр, специалисты по ЛФК. Выявляем потребности семьи, какую именно проблему нужно решить в процессе предстоящей госпитализации.

Все врачи центра постоянно учатся и совершенствуют свои знания и навыки, каждую неделю обмениваемся опытом с зарубежными коллегами.

 

Ирина Юрьевна Корнилова, заведующая Центром раннего вмешательства, врач-педиатр:

DZYB9992.JPG

— Я из семьи медиков — папа был военным врачом, родная сестра тоже врач. Для меня выбор профессии был определен. Работаю с детьми с 1995 года. Перешла в Центр из районной поликлиники — если честно, просто устала от рутины, хотелось развития. Теперь я работаю с особыми детьми раннего возраста. И не представляю себя в другой профессии. Наша задача — выявить отклонения и как можно раньше начать реабилитацию. У нас есть договоренность с перинатальным центром — детишек с неврологическим профилем направляют сразу к нам.

Здесь замечательный коллектив. Центр развивается, мы постоянно учимся. А работа с детьми вдохновляет, с ними чувствуешь себя молодой.

Наш Центр построен на средства семьи Зубицких. Они приходят сюда, с вниманием относятся к нашим просьбам. К 15-летию центра сделали прекрасный подарок. Это дорогого стоит.

 

Надежда Евгеньевна Осмоловская, детский психиатр, психотерапевт Центра детской неврологии:

DZYB0027.JPG
— Я отношусь в нашему Центру по-особенному. Оно дало мне путевку в медицинскую профессию. В 1988—1990 годах я работала в санатории «Юность» санитаркой (на базе этого санатория потом был создан Центр. — Прим. авт.) — чтобы получить характеристику и направление в медицинский вуз. Через 20 лет, в 2008 году я пришла в Центр уже врачом-психиатром.

Я начинала работу здесь с организации специальных помещений — например, из медицинской комнаты сделали арт-мастерскую.

DZYB9717.JPG

Мы придумали конкурс детского рисунка «Равные возможности» — именно для детей с особенностями развития, чтобы дать им возможность проявить себя, получить одобрение. У меня иногда спрашивают: «А какие критерии конкурса?» Ответ прост — душевные. Мы оцениваем не столько качество рисунка, сколько эмоциональное вложение ребенка в его создание. Знаете, бывает такое — вот этого ребенка надо наградить! Одна девочка целый год рисовала свою картину — каждую госпитализацию она ее доделывала. И победила на конкурсе-2023.

Профессия психиатра — сложная. Врачей обычно благодарят за правильно поставленный диагноз. А кому придет в голову говорить спасибо за диагноз «шизофрения» или «умственная отсталость»?! К сожалению, это тоже есть в нашей жизни. Я бы вообще рекомендовала всем психиатрам и психотерапевтам, которые работают со взрослыми, какое-то время поработать с детьми.

А в психиатрию меня, как говорится, Бог привел. Я вообще училась на фармфакультете. Но в вузе открыли экспериментальный факультет медицинской психологии. Была очень сильная кафедра психиатрии. И я перешла туда. Уже в Туле погрузилась в психотерапию, аналитическую психологию по направлению «символ-драма».

DZYB9998.JPG

Психиатр не работает с ребенком — мы работаем с семьей. Задача психической реабилитации — не столько исправить дефект, сколько изменить концепцию устройства своей жизни. Перестать быть несчастливым в ситуации.

DZYB0019.JPG

Символ нашего Центра — ангел. Самого первого нарисовал наш пациент, победитель первого конкурса «Равные возможности». Там есть слова: «Я лечу или я лечусь». Теперь наш центр называется Центром ангелов-хранителей.

Главные новости за день в нашем Telegram. Только самое важное.

Перейти в Telegram

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.
Языковая доступность: как тульский проект «Услышать тишину» помогает глухим
Языковая доступность: как тульский проект «Услышать тишину» помогает глухим
Что нужно знать об электронных повестках: юридический разбор от Myslo
Что нужно знать об электронных повестках: юридический разбор от Myslo