О профессии
Многие стюардессы признаются, что мечтали о небе с пеленок. Причины моего выбора более прозаичны: высокая зарплата, необязательное высшее образование, возможность посмотреть мир. В 2014 году я заполнила анкету на сайте авиакомпании, меня пригласили на собеседование. Потом медкомиссия, обучение, первый полет.
Мой первый рейс Москва-Астрахань был безумно волнительным! Если бы не опытные коллеги, я б с ума сошла. Пассажиры не в курсе, что я новичок, а статусу бортпроводницы уже нужно соответствовать. Прежде я никогда не летала, и аплодисменты после посадки ввели меня в ступор. Помню, я жутко засмущалась и покраснела, будто не заслужила их благодарности за хорошо проведенный рейс. Только со временем я нашла эту традицию милой и трогательной, ведь для многих полет — праздник. Когда я на борту в роли пассажира, всегда аплодирую.
Летать не страшно. В летной школе нас учат любить небо, любить то, что мы делаем. Статистика авиакатастроф ничтожно мала. Каждую секунду в мире взлетает какой-нибудь лайнер, ежедневно успешно приземляются 138 000 самолетов.
Страха перед терактом на борту тоже нет: мысли материальны, а у меня — тысячи планов на будущее.
В месяц я выполняю 13−17 рейсов. Благодаря профессии я побывала в Японии, Доминикане, Китае, Таиланде, Корее, ОАЭ, во Вьетнаме, на Кубе. Одни командировки длятся сутки, другие — по неделе. И это здорово: у экипажа есть время отдохнуть и полюбоваться местными красотами.
Кстати, об экипаже. Каждый рейс я в новом коллективе: члены авиационного персонала не должны привыкать друг к другу. Бортпроводники — люди открытые и коммуникабельные, мы быстро находим со всеми общий язык.
О пассажирах
Мы их любим! Но в любой работе с людьми — свои трудности. Самые распространенные касаются запретов, которые многие упорно пытаются нарушить.
Все знают, что на борту курить нельзя. Пассажиры забывают об этом, когда волнуются. А причины их волнения ох как разнообразны: сильная турбулентность, аэрофобия, личные проблемы… Выкурить сигаретку на борту хочется и тем, на кого сроду не подумаешь. Однажды во время перелета из Бангкока в Москву меня подозвала бабушка лет 70 и мягко попросила:
«Дочь, ты это, командиру передай, пусть быстрее летит. У меня внук и то быстрее гоняет».
Когда я объяснила, что скорость нашего лайнера 700 км/ч, бабушка схватилась за сердце и потребовала немедленно дать ей покурить.
Просьбы пассажиров бывают и более оригинальными. Один мужчина попросил показать, где стоит холодильник, чтобы он мог положить туда тушу кабана, которую вез домой. Другой, пожаловавшись на долгий перелет, снял рубашку и брезгливо протянул мне, чтобы погладила. А одна дама решила прямо в самолете отпраздновать день рождения своей собачки. «Джесси сегодня 4 годика, — ласково шепнула мне пассажирка. — Не могли бы вы через два часа принести ей на тарелочке вот этот корм и воткнуть в него зажженную свечу? Свечка у меня есть». Жаль, но правила безопасности оказались против открытого огня на борту, поэтому именинница Джесси довольствовалась только ломтиками говядины.
Многие успевают отличиться еще на земле, когда мы проводим инструктаж. И каждый раз, демонстрируя свисток для отпугивания акул, я слышу фразу: «А вдруг акула глухая попадется?» Поначалу было весело наблюдать, как эти «оригиналы» гордятся остротой своего ума. Но на двадцатый раз это наскучило. Я научилась игнорировать такое. Есть и другие любимые вопросы. Их задают не для смеха, а из страха: «Вы можете сделать так, чтобы самолет не трясло?», «Часто ли бывает, что лайнер начинает падать?», «Где мы сейчас летим?» и самый любимый — «А кормить нас будут?». И тут приходится входить в роль доброй феи, которая всех и накормит, и успокоит, и сфотографируется с пассажирами по их просьбе.
Некоторые действия пассажиров просто удивляют. Классический случай — толкучка в проходе во время руления, когда с полок сметают огромные чемоданы. Многие, видимо, так боятся, что их забудут на борту, что ни на что не реагируют: ни на замечания борт-проводников, ни на лампочку «пристегните ремни», ни на упреки других пассажиров. Или другая «болезнь» — попытки запихнуть огромную ручную кладь в маленький отсек. Представьте картину: стоит тучный высоченный гражданин в полном расцвете сил и повелительным тоном приказывает девушкам-проводницам разместить багаж, размер которого вполне сопоставим с размером самого мужчины. Бывает неприятно. Работа работой, но элементарные правила вежливости никто не отменял.
О любви на борту
На эту тему есть множество стереотипов. Самый популярный: все стюардессы крутят романы с пилотами. Это не так. Правда, одна моя знакомая стюардесса полюбила командира борта, и вот уже шесть лет они счастливы в браке. Но это, скорее, исключение, которое только подтверждает правило.
Еще один стереотип: на высоте 10 000 м двое пассажиров уединяются в уборной, а разъяренные бортпроводники стучат в дверь, требуя скорее освободить помещение. Это из американского кино. На деле же пассажиры — воспитанные люди, которые не позволяют себе таких вольностей. Кстати, да, в каждом туалете самолета — две кислородные маски, но это не для страстных влюбленных, а для мамы и ребенка.
Еще стереотип — у стюардесс нет личной жизни, мол, не родился еще тот мужчина, который будет терпеть вечное отсутствие жены. Многие мои коллеги давно замужем, у них куча детей и они безумно счастливы.
А я через несколько месяцев стану женой одного из своих пассажиров.
Мы познакомились, когда во время рейса из Москвы в Томск я случайно облила его томатным соком. Выходя из самолета, он передал мне записку: «Это лучшее, что случилось со мной за это лето». Так моя профессия помогла мне не только увидеть мир и обзавестись друзьями, но и найти любовь.