Тульский мастер-кукольник Юрий Фадеев: «Куклы должны жить!»

Фото Андрея Варенкова

Тульский мастер-кукольник Юрий Фадеев: «Куклы должны жить!»

В тульской квартире поселились несколько десятков необычных кукол. Myslo побывал в гостях у кукольных дел мастера Юрия Фадеева.

В квартире Юрия Фадеева каждый день происходят настоящие чудеса. Здесь рождаются куклы, каждая со своим характером и историей. Это не девушки в бальных платьях, которые сразу приходят на ум, — в этой коллекции нет места оборочкам и тесёмочкам. Сугубо мужской подход к кукольному делу! В Америке есть термин dressed sculptures, что в переводе означает «одетые скульптуры». Это как раз тот случай.

Вот пока ещё незаконченная серия знаков восточного гороскопа. Каждый символ мастер создаёт раз в год. Здесь есть галантная мышь со шляпой в лапках, тигр из компьютерной игры, Медуза Горгона, олицетворяющая год змеи, модница-коза с баяном.

В углу скромно притаилась первая работа Юрия — русский воин. Мастеру он не люб, Юрий считает воина неудачной работой, а нам он понравился! К тому же вояка этот, вполне себе симпатичный, дал жизнь целой серии кукольных воинов. Работа кропотливая, Юрий месяцами изучает исторические детали костюмов, подбирает материалы для оформления — кожу, дерево, металл. В руках кукольника история оживает!

Казалось бы, играть в куклы — всё-таки женское дело. Но Юрий этот стереотип разрушил на раз-два. В куклы будущий мастер влюбился ещё в детстве. Будучи пятиклассником, Юра устраивал для друзей из двора представления своего собственного кукольного театра.

- Творил с детства! Сначала шил перчаточных кукол для своего театра на бабушкиной швейной машинке, — делится кукольник, — потом делал марионеток. Тогда с материалами было проблемно, обходился тем, что было под рукой: глиной и папье-маше. Честно говоря, делал этот театр больше для себя, чем для соседских ребят. Показывал представления один, играл двумя руками. Мне это нравилось! Куклы запали мне в душу и обитали в моей голове до 2006 года.

И 10 лет назад на кукольной выставке в Москве я решил: пора делать мечты реальностью.

Мужчина вспоминает: с детских лет он делал что-то своими руками, занимался витражами, чеканкой, резьбой по дереву, выжиганием. Всему учился понемногу. Теперь эти умения помогают в кукольном деле.

Все, даже самые мелкие, но такие важные детали Юрий делает сам. Вот клоун вытаскивает из шляпы малюсенького, свалянного из шерсти кролика, вот деревянные стрелы для игрушечного воина. На полке стоят кожаный чемоданчик и замшевые сапожки — как настоящие!

По словам Юрия, именно эти аксессуары и есть самое интересное в работе кукольного мастера:

- Я владею почти всеми техниками декоративно-прикладного искусства, и в куклах они соединяются в одно. Все эти навыки я получал сам. Раньше читал много журналов, сейчас есть интернет, там любой может научиться всему, чему захочет. Когда всё умеешь, проще находить нестандартные решения. Вот, например, для кролика-скрипача я сделал одежду из салфеток. А на первый взгляд и не догадаешься, из чего она. Идеи все придумываю сам. Почти всегда в пошиве костюмов помогает жена, но ей от моих планов отклоняться нельзя ни в коем случае! (Смеётся)

Рабочее место мастера — обычный письменный стол. Мастерскую здесь выдают выстроенные в ряд головы будущих кукол и с десяток неудавшихся деталей рук. На столе краски, лупа и пластика.

- Сейчас кукольникам работать проще, — говорит Юрий. — Я начинал с подручных материалов. В самом начале вместо профессиональных стеков использовал инструменты из маникюрного набора жены. И этого было достаточно! Сейчас же в магазинах огромный выбор аксессуаров. Но мне интереснее создавать своих кукол из того, что есть под рукой.

- Детали приходят в процессе работы. Иногда задумываешь одно, а в итоге получается другое.

- У меня много всякой всячины, — с воодушевлением рассказывает Юрий. — Я ничего не выбрасываю, храню целые ящики пряжек, украшений с одежды, обуви и сумок. Другой выбросит, а мне пригодится.

Для каждой работы Юрий сначала делает проволочный каркас. Потом «набирает объём», придавая кукле нужную форму, чаще всего с помощью обычной пищевой фольги. Затем обматывает каркас бинтами или сразу покрывает пластикой. Потом приходит черёд наряда для новой куклы. На каждую работу мастер в среднем тратит около двух месяцев.

- Самое сложное — лицо и руки. Придать нужное выражение лица непросто, поэтому работу я всегда начинаю именно с головы. Если она удалась — можно переходить к остальному. То же самое с руками — они «говорят» очень многое.

Настоящие ценители Фадеева хорошо знают. Остальным свои работы мастер может показать на местных выставках. Каждая из них — испытание для мастера.

- Всегда страшно, что работы повредят или испортят. Но куклы должны участвовать в выставках, должны жить! Нужно, чтобы люди их видели, иначе в чём смысл? — считает Юрий.

Юрий Фадеев делится своим умением с детьми: он преподаёт кукольное мастерство в одном из детских образовательных центров. Желающих заниматься, правда, немного. Сейчас в группе всего пять человек, но зато мастер успевает уделить внимание каждому.

Автор: Оксана Грудинина, 16 марта 2016, в 12:06 +19
Другие статьи по темам
Место
Прочее
Гостиницы Тулы. Где остановиться?
Гостиницы Тулы. Где остановиться?
Весеннее обновление вашего авто от автосервиса «Акварель»
Весеннее обновление вашего авто от автосервиса «Акварель»