1. Моя Слобода
  2. Город
  3. Люди
  4. Персона
  5. Проверено Myslo: Каково быть водителем троллейбуса - MySlo.ru
Проверено Myslo: Каково быть водителем троллейбуса
Водитель Василий Ланцов/ Фото Павла Чесалина.

Проверено Myslo: Каково быть водителем троллейбуса

Корреспонденты Myslo один день «поработали» на городском транспорте и узнали, что думают пассажиры о водителях и водители о пассажирах. 

Образцовый водитель Василий

Найти повод «поработать водителем» было легко – с 1 июня в Туле действуют новые правила оплаты проезда в городском транспорте. Платить за поездку нужно при входе, в большинстве случаев напрямую водителю. Войти можно только через переднюю дверь, а выйти – через среднюю и заднюю. И в редакции не умолкает телефон - туляки недовольны новыми правилами. Основные жалобы – поездка по времени стала в два раза дольше из-за очередей на посадку. 

Вообще-то по таким правилам живёт практически весь общественный транспорт Европы. Поэтому мы решили проверить, а что у нас-то не так? За помощью обратились к директору МКП «Тулагорэлектротранс» Валерию Симаковичу – за разрешением пообщаться с самым коммуникабельным и давно работающим водителем. 

В условленное время в депо на улице Луначарского нас ждал троллейбус маршрута №7 с обаятельным Василием Алексеевичем Ланцовым.

По его словам, он работает водителем уже 35 лет: за это время катался по городу практически по всем маршрутам. Отметил, что ему очень нравятся новые троллейбусы с автономным ходом. Ездить на таких – одно удовольствие! К новой системе оплаты проезда Василий относится с терпением и пониманием: дескать, нужно дать людям немного времени привыкнуть. 

– Конечно, стало чуть сложнее работать. Но и от пассажиров очень многое зависит, как они реагируют на новые правила. Ведь у нас любое новшество сначала воспринимается в штыки. 

Прокомментировал водитель и ситуацию, когда люди протягивают ему крупные купюры:

– Если сдачи нет, то пропускаю людей так. Что же делать, они же были готовы оплатить проезд.

Кстати, в Европе это организовано совсем по-другому. В Испании, например, запрещено расплачиваться купюрой более 10 евро. И все жители это знают, заранее подготавливая мелочь.

А потом вместе с Василием Алексеевичем мы ездили по маршруту, чтобы посмотреть на практике, как работает новая система и как реагируют люди.

Пятница. 15.30. Остановка Мосина. Первый массовый заход пассажиров в троллейбус. Люди спокойно выстроились в очередь, все заранее достали транспортные карты и деньги, оплатили, взяли билетики. Многие, заходя, по привычке осматривали салон в поисках кондуктора. Василию Алексеевичу приходилось постоянно объявлять в микрофон о новых правилах оплаты и окликать пассажиров: «Девушка, билетик возьмите, забыли!». Наблюдая за этим, мы радовались – вот хватает же терпения целый день сообщать каждому пассажиру новые правила и не срываться на крик. 

Смена у водителей, которые работают полный день, кстати, немаленькая – выехать троллейбус должен из депо в начале шестого утра, а заканчивается смена около семи часов вечера.

Правда, один «народный бунт» мы всё-таки застали в этом троллейбусе. Зашедшая толпа туляков обсуждала, что это беспредел, и «зайцев» меньше так всё равно не станет, а людям неудобно.

Сошлась народная молва на том, что водитель здесь, конечно, не при чем, а вот с руководством явно проблема. Василий Ланцов реагировал спокойно: в ссоры не вступал, а нам сказал, что такое бывает, но пройдет. 

Выходит, проблема в нас, пассажирах? Нервных, раздражительных, не понимающих нововведения? Все оказалось не совсем так… Не зря немного напрягло нас, что Василий не сразу ответил на вопрос о длительности маршрута №7. Да и карточки с точным расписанием маршрута мы не заметили: у каждого водителя она стоит на видном месте, по времени нужно сверяться.

А водитель-то ненастоящий!

Как говорится, все тайное когда-нибудь становится явным. Вот и с водителем Василием Алексеевичем Ланцовым так получилось. Пришли мы в понедельник к пяти утра поснимать, как готовятся к смене водители, как готовят машины. Рассказали о своих впечатлениях. И услышали в ответ:

Василий Алексеевич – наставник, тренирующий группу водителей-новичков. И по маршрутам давным-давно не ездит. А для нас руководство «Тулгорэлектротранса» специально его в рейс послало – показать идеальную картину. Наверное, это правильно. С одной стороны. Ну, чтобы знать, как должно быть. С другой – надо всех туляков катать на «идеальном» маршруте, и всех водителей надо сначала научить работать, как Василий Ланцов. 

А то в выходные решили прокатиться в городском транспорте, и картинка нарисовалась совсем другая. Водитель открывает только переднюю дверь, билеты не дает. И чтобы выйти из троллейбуса, надо бежать через весь салон.

«Работать тяжело! И что с зарплатой – непонятно!»

Жаловались нам водители на станции «Южная», что рядом с редакцией. По понятным причинам, они не стали фотографироваться и называть своих настоящих имен – боятся увольнения.

– Работать без кондуктора – сложно, – говорит 35-летний Сергей (назовем его так). – Их принуждают уволиться по собственному желанию. А нас начали лишать премий, если кто-то в салоне окажется без билета. А как за этим следить, если на остановке заходит толпа, кто-то пробегает просто так. Я же не могу выйти из кабины и начать собирать деньги в салоне. Еще зарплата уменьшается, если мы не выполним план – не соберем определенное количество наличных за смену. А как их собрать, если люди за наличные предпочитают ездить на маршрутках, а у нас все больше с проездными и транспортными картами?! Увеличилось время проезда с одной конечной до другой: на остановках в час-пик можем долго стоять.

Сейчас все ждут только зарплаты: если она реально уменьшится, то половина автопарка уволится.

Я со всеми переработками получал 35 тыс. руб. И если получу в два раза меньше, просто не смогу прокормить семью – у меня трое детей. Буду искать другую работу.

– Если кто-то отказывается выходить на линию без кондуктора, то ему сразу говорят: «Пиши заявление на увольнение», – жалуется другой водитель Андрей, помоложе. – Чего руководство добивается этим, непонятно. Мы понимаем, насколько людям непривычно и может быть неудобно. Раздражение выплескивают на нас. Даже, бывает, стучат в двери кабины. Но ведь и нас можно понять – за дорогой надо следить, за пассажирами, расписание соблюдать… Что-то тут не до конца продумано. 

 

Как проходит трудовой день водителя  тульского троллейбуса

4.30.  На определённых остановках дежурный троллейбус забирает водителей для того, чтобы отвезти их в депо.

4.45.  По приезду на рабочее место водителям выдаётся маршрутный лист и расписание. Соблюдать его нужно строго!

4.50.  Перед выездом каждый водитель проходит медицинское обследование: они дышат «в трубочку» и измеряют давление.

5.11.  Самое время выходить на маршрут! Перед этим каждый водитель обязательно проверяет состояние своей машины.

5.15–19.00. Длинный трудовой день водителя. Без кондуктора стал еще сложнее: нужно успевать и сдачу отсчитывать, и за дорогой следить.

ностальгия

Прозрачные кассы, талоны и компостеры

До начала 70-х плату за проезд в тульских трамваях, троллейбусах и автобусах собирали кондукторы. Потом в транспорте начали постепенно вводить кассовые аппараты. На билетах, например, 1972 года было написано: «В автобусе без кондуктора опустите в кассу и оторвите контрольный билет. В автобусе с кондуктором сдайте кондуктору и получите разовый билет». Потом человеческий фактор исключили, остались только кассовые аппараты. Кидаешь в прорезь мелочь, и сам отрываешь себе билет. При этом никто не смотрел, кто там сколько бросает, и сколько билетов откручивает. Хотя касса была прозрачная. Например, едешь с кем-то вдвоем - бросаешь пригоршню копеечных монет, вроде много звякнуло, смешалось уже с ранее насыпанным, кто там поймёт, сколько ты заплатил, и откручиваешь два билета, а оплатил от силы один. В такой кассовый аппарат пассажиры бросали мелочь за проезд и откручивали себе билеты. Чтобы пресечь безобразие, начали устанавливать кассы-автоматы: бросаешь требуемую сумму, автоматически получаешь билет.  

В 80-х в годах в Туле и районных городах ввели систему проезда по абонементным талонам. Талон на автобус стоил 5, на троллейбус - 4, а на трамвай - 3 копейки. Абонементы приобретались у водителя, или в специальных ларьках на остановках.

Чтобы проезд считался оплаченным, билет надо было продырявить с помощью устройства под названием «компостер».

Вставляешь талончик в прорезь, дергаешь на себя рычажок, и на бумаге появляются сквозные пробоины. Зайдёт контроллёр в автобус или трамвай, и все дружно начинали компостировать билеты, которые держали наготове специально для такого случая. Не зайдёт – можно ещё не раз с непробитым билетиком проехаться… Несколько раз компостеры усовершенствовали, меняя их конструкцию. А потом вообще убрали… 

В 2000 г в Туле появились однодневные проездные билеты, стоили 3 рубля – и можно кататься весь день, в то время как разовый билет стоил 2 рубля. Просуществовали очень недолго, к сожалению. 

 

Следите за нашими новостями в удобном формате

Перейти в Дзен

10 июня 2015, в 09:08 +15
Другие статьи по темам
Событие
Место

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.
Дагестанская диаспора в Туле: Из страны гор и смелых людей
Дагестанская диаспора в Туле: Из страны гор и смелых людей
Реалити-квесты Тулы
Реалити-квесты Тулы