Тульские физкультурники сошлись во мнении: учитель — не профессия, а призвание. Любовь к спорту и детям — вот что подтолкнуло их к решению устроиться на работу в школу. Преподаватель физкультуры в гимназии № 11 Александр Мазепов мечтал стать педагогом еще когда учился:
Александр Мазепов
«В моей семье одни учителя и воспитатели, начиная от мамы и заканчивая бабушкой и тетей. Родственники предлагали мне множество других специальностей, но я выбрал физкультуру. Мне всегда нравился спорт: это здоровье, сила и, как я считаю, залог благополучия».
Перед выбором стоял не только Александр: Сергей Наполок, учитель физкультуры в лицее № 2, после окончания университета долго не мог определиться, идти работать в школу или нет. Причина замешательства — скромная зарплата.
Сергей Наполок со своей девушкой
«В наше время заработок в 15−18 тысяч для мужчины — это очень мало, — делится Сергей. — Но когда я вернулся из армии, оказалось, что почти все мои знакомые устроились в образовательные учреждения, и я решил тоже попробовать. Детей я очень люблю, много работал в летних лагерях, поэтому решился. И теперь ни капли не жалею».
На начальном этапе работы тульских физкультурников поддерживали коллеги. Учитель Ленинской СОШ № 1 Максим Курбангельдыев начал преподавать, когда еще был студентом-первокурсником:
Максим Курбангельдыев
«Меня пригласили в школу, в которой я учился, и дали для пробы один класс. Было очень сложно совмещать работу с учебой, но педагогический коллектив всячески помогал мне: разрешал уехать, если нужно было в университет, давал советы по наведению дисциплины».
Дисциплина на уроках физкультуры — вещь необходимая, но труднодостижимая. Не удивительно, что поначалу Максим Курбангельдыев пользовался советами более опытных коллег.
Преподаватель физкультуры с 35-летним педагогическим стажем Людмила Вячеславовна Аникеева признается, что на занятиях спортом сложно обойтись без шутки: это сплачивает коллектив и заряжает учеников позитивом для выполнения упражнений:
Людмила Аникеева
«Хоть я и считаю, что учитель физкультуры должен быть, в первую очередь, строгим, — говорит Людмила Вячеславовна, — но все равно отношу себя к добрым педагогам. Ведь и в 17 лет школьники — все равно дети, им просто необходима учительская мягкость и поддержка».
Такой подход работает: несмотря на мягкость Людмилы Вячеславовны, ученики всегда внимательно слушают ее и очень редко нарушают дисциплину.
Людмила Аникеева на эстафете олимпийского огня
Сложнее приходится молодым физкультурникам. Учитель 52-ой школы Анна Деева признается, что ученики на ее уроках часто получают замечания в дневник за плохое поведение:
Анна Деева
«Малыши у меня отрываются. Ведь для начальных классов физкультура — это игра, поэтому они кричат и шумят. Со старшими намного проще: я сразу говорю, что хочу от них, и мы находим компромисс».
Устают учителя не только от необходимости контролировать школьников, но и от ежедневных физических нагрузок. Все опрошенные нами педагоги занимаются на уроках вместе с учениками, выполняя те же упражнения и участвуя в командных играх — футболе, баскетболе, волейболе. Восстановить силы к новому рабочему дню им помогает хорошая спортивная подготовка. Анна Деева в прошлом — профессиональная велосипедистка, многократный победитель и призер российских первенств, член сборной России. Но из-за травмы тулячке пришлось попрощаться с большим спортом:
Анна Деева
«Чтобы поддерживать форму, теперь я катаюсь на велосипеде, роликах и лыжах, — говорит Анна. — Не могу представить себя отдельно от спорта. Поэтому, наверное, и стала работать в школе: возможно, кто-то из моих учеников сможет сделать то, что не успела я».
Хоть наши учителя и твердят, что об их деятельности можно судить только по результатам учеников, полученные ими награды и звания говорят сами за себя. Людмила Вячеславовна Аникеева — победитель конкурса лучших учителей РФ в рамках национального проекта «Образование» в 2008 году и в 2012 году, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель Сочи 2014», победитель регионального этапа Всероссийского конкурса «Учитель года-2011» и обладатель других, не менее значимых титулов.
Владимир Груздев вручает награду Людмиле Аникеевой
Олег Евгеньевич Фомин, герой сериала «Физрук», — вот кого многие школьники называют идеальным учителем физкультуры.
Дмитрий Нагиев в роли Олега Фомина из сериала «Физрук»
Сергей Наполок похож на него, разве что, только стрижкой, но все равно пользуется успехом у учеников. Он часто общается с ребятами на отвлеченные темы, рассказывает им истории из жизни, а они считают своим долгом поздравить учителя с наступающими праздниками.
«Один раз ребенок на Рождество мне прислал сообщение: „Сергей Александрович, Христос Воскрес“, — улыбаясь, рассказывает туляк. — Я долго смеялся, но, решив подыграть ему, ответил: „Воистину Воскрес“».
Не менее веселые рождественские смс приходят Людмиле Аникеевой.
«В 23.45 высвечивается сообщение:
„Людмила Вячеславовна, через 15 минут мы к Вам придем на колядки“, — вспоминает педагог.
— И ведь правда пришли! С песнями, плясками и прибаутками. Это был самый неожиданный и приятный рождественский сюрприз в моей жизни».
Иногда и преподаватели устраивают сюрпризы своим ученикам. Вот только школьники не всегда рады подобным проявлениям учительской инициативы.
«Есть у меня один класс, которому скучно учиться, — делится Александр Мазепов, — и все им легко, все им мало. Захотели они усложнить занятие, я предложил им урок по круговой системе (нас учили в университете этому, выматывает невероятно), и они с радостью согласились.
Александр Мазепов
После звонка чуть ли не хором кричали, что им понравилось, однако я видел: гиперактивность ребят куда-то пропала. В общем, ушли они от меня все „в мыле“.
На следующий день подходит ко мне классный руководитель и интересуется, что я с ними сделал, мол какие-то они подозрительные стали — спокойные и тихие.
Я захожу в класс: все сидят, никто не бегает. Спрашиваю, что случилось, а они мне говорят: „После того урока мы не то что бегать, ходить не можем“. У кого-то ноги болят, кому-то смеяться больно из-за пресса, у кого-то мышцы рук ноют».
В общем, сюрприз учителя ребята не оценили и теперь радуются обычному уроку физры.
Эксперименты со структурой занятия — дело полезное, но трудоемкое. Поэтому большинство учителей использует стандартные планы уроков, в разное время года делая упор на те или иные приемы базовых видов спорта. Зимой это лыжная подготовка, а осенью и весной — легкая атлетика и футбол. Но не всегда у педагогов есть возможность отвести класс на площадку для игры в мяч.
«На территории нашей школы нет такой площадки, — рассказывает Максим Курбангельдыев. — И когда занятия нужно проводить на улице, а ребята просятся поиграть в футбол, мы идем на стадион. Конечно, прогулка на физкультуре — вполне нормальное явление, но она занимает много времени, и нам удается позаниматься совсем недолго».
Юрий Андрианов и Максим Курбангельдыев
Трудности с размещением учеников есть не только у физкультурника Ленинской школы. С введением третьего урока физкультуры в неделю эта проблема обострилась: классов много, учеников в них тоже много, и все толпятся в одном помещении. По словам Людмилы Аникеевой, порой в одном зале занимается по два-три класса.
«Я беспокоюсь за ребят, — говорит Сергей Наполок. — Ведь тяжело полноценно бегать, прыгать и играть, когда вокруг столько народу. К тому же, многие опасаются мяча: следят за его передвижением среди учеников других классов, при этом не выполняя свои упражнения в полную силу».
Сергей Наполок с учениками
Такие переживания за благополучие школьников приносят свои плоды: благодарные ученики даже после выпускных приходят к любимым учителям за советом, предлагают им свою помощь и активно участвуют в школьных мероприятиях.
«Каждый год мы выезжаем на районный туристический слет, — рассказывает Людмила Вячеславовна, — и бывшие ученики не просто приезжают к нам в гости, но и помогают ставить лагерь, предоставляют свой транспорт для перевозки снаряжения. Мне приятно, что они помнят, что они приходят, что они звонят. В мае этого года позвонил выпускник прошлых лет и попросил от его имени передать букет девушке, которой он впервые решил рассказать о своих чувствах: „Она поймет, что вы плохого не пожелаете!“. Рада, что вызываю у своих учеников такое доверие!».
У преподавателей физкультуры целых три профессиональных праздника — День знаний, День учителя и День физкультурника.
О том, как празднуют последний тульские учителя, — из первых уст.
— В последние годы День физкультурника стал более массовым праздником, но хочется, чтобы этот день был еще популярнее. Ведь каждый гражданин России — физкультурник, даже если он просто болельщик у экрана телевизора. Ежегодно мы с мужем (тоже учителем физкультуры) проводим спортивный праздник для жителей поселка Первомайский. В этом году, к сожалению, я не смогу присутствовать там, но мы обязательно устроим спортивные состязания в кругу семьи!
Людмила Аникеева с учениками
— Я считаю, что празднование Дня физкультурника не особо распространено. Я бы включила в него какие-нибудь соревнования только для учителей физкультуры! Было бы весело помериться силами с преподавателями других школ. Но, несмотря на то, что праздник малоизвестный, моя семья отмечает его каждый раз с великим удовольствием. Близкие поздравляют! А муж в прошлом году свисток подарил.
Анна Деева на уроке физкультуры
— Обычно в праздник мы с ребятами приезжаем в Центральный парк и участвуем в соревнованиях по стритболу. Вообще я не люблю конкурсы, но постоянно участвую в них по желанию людей, которых люблю и уважаю.