У Светланы Балашевой свободной минутки практически нет. Тому колбаски, этому сыра. «А паштет у вас вкусный был такой, есть? – Уже разобрали. Вот, возьмите мяско, сейчас выходные, все дома – холодильник не закрывается, все будут довольны! Кушаем быстро и бегом за добавкой!»
Светлана будто фея семейного стола, знает, что туда положить, чтобы домашние оценили.
– Я в торговле с 1992 года. Начинала учеником продавца в продовольственном магазине еще советского формата. Два месяца училась, потом меня поставили работать. Я раз не отчиталась, второй. Мне не заплатили зарплату. И тут уж я быстренько научилась считать – деньги-то нужны! – вспоминает с улыбкой Светлана. – Работала на развале на улице, потом была заместителем заведующей, через несколько лет стала управляющей магазином. Теперь работаю на себя.
Формат рыночной торговли даже в крытом павильоне нравится тем, что он не дает стоять на месте. Вокруг много продавцов с подобным товаром, поэтому конечно же всегда стараешься удивить именно своих покупателей, что-то необычное найти, чего у других продавцов нет.
Обязательно слежу за тем, чтобы товар был свежий – это моя репутация и уважение покупателей.
На самом деле приятно, когда в тебе видят конкурента. Это подстегивает дальше развиваться и привозить товар еще вкуснее!
За эти годы ни разу не хотелось сменить сферу деятельности. Я люблю общаться с людьми, мне интересно найти к каждому подход, расположить. Люди же разные бывают. Кто-то не любит, чтобы им что-то предлагали, могут разрешить только поздороваться. Есть те, с кем наоборот – можно пошутить, привет передать. Другим нравится, когда им показывают товар, рассказывают о нем. Спрашивают всегда: «Что у вас сегодня новенького?» А кому-то наоборот нужны только знакомые и полюбившиеся продукты. Многие просят привезти товар под заказ или оставить им, чтобы они успели его купить – звонят по телефону и предупреждают. Мне очень нравится, что каждый день ко мне приходят настолько разные люди, я смогла расположить их, и они возвращаются ко мне вновь и вновь.
В последние годы могу отметить, что люди стали добрее, внимательнее и сплоченее. У меня покупатели самые милые, самые добрые, и я их очень люблю!
Коллегам в праздник хочу пожелать позитива, добра, мирного неба, а также новых и свежих продуктов!
Магазин «Юный техник» – это легенда Пролетарского района. Один из немногих, который еще с советских лет находится на одном месте. Да, владелец уже несколько раз сменился, но формат в целом остался. Сюда по-прежнему приходят мастера за запчастями к различным инструментам.
Зачастую ко времени открытия во дворе к входа уже собираются несколько человек и ожидают, когда дверь распахнется. В век больших супермаркетов и интернета такое встретишь не часто.
– Наверное, люди привыкли, а сарафанное радио – это всегда будет самым лучшей рекламой. Ведь многие, когда что-то ломается, сначала у друзей и знакомых совет спрашивают.
Ольга Хорина в радиотоварах работает больше 20 лет, за эти годы изучила все нюансы запчастей вдоль и поперек.
– Я говорю с покупателями на одном языке. И это помогает нам с покупателями быстрее понимать друг друга. Потому что порой, чтобы понять, надо применить все свои знания. Приходят и просят, например, «такую хрень продолговатую, коричневую, она еще тут расширяется, с другой стороны так вот изгибается». Что это такое, поди разбери? Начинаю задавать наводящие вопросы, где используется, как крепится…
Язык покупателей вообще очень интересный, я даже тетрадку веду с приколами радиомаркета.
– Я вчера кнопки у вас покупал.
– Беленькие?
– Да, беленькие такие – черненькие.
– А цвет какой?
– Обычный
– Белый?
– Да.
Мне нравится тут работать, нравится решать каждый день эти ребусы от покупателей. Скучать они точно не дают.
Приятно, что люди нам доверяют, приходят за советом. У нас второй продавец даже в ремонте по мелочи помочь что-то припаять. Все вместе мы делам атмосферу.
Торговые центры – это современный рынок. Многие туляки предпочитают именно их отдельно расположенным магазинам. Однако в последние годы сильное распространение получили маркетплейсы и службы доставки товаров. Как в этих условиях живут торговые центры рассказала Ольга Надеждина, администратор одного из торговых центров Тулы.
– Да, с каждым годом онлайн-сервисы оказывают все большее влияния на сферу товаров и услуг. Для общепита и продуктовых магазинов доставка во благо: они прибыль и с доставки имеют хорошую, и с тех, покупателей, которые предпочитают совершать покупки лично.
А вот на многих магазинах одежды, обуви, нижнего белья и косметики развитие сервисов онлайн-покупок сказывается минусом. Причина проста – цена. А покупатель, как известно, голосует исключительно рублем за то, что ему более выгодно.
Но полностью, я думаю, что торговля не уйдет в онлайн. Ведь есть у интернет-покупок есть и существенный минус: нужно сначала оплатить товар, доставку, а уже после этого только можно померять, например, платье. А если не подойдет, то в ряде случаев покупатель вынужден платить еще и за возврат. В магазине же нет необходимости платить за то, что померяли вещь, но не взяли ее, потому что она не подошла. Покупатель, приобретая в магазине, уверен, что вещь ему подходит.
Если говорить о том, как поменялись виды расходов покупателей, то могу отметить, что значительно увеличилось количество посетителей в магазинах фиксированных цен – подорожание заставляет многих искать возможность сэкономить.
Уменьшились расходы покупателей на одежду и косметику, а вот на обуви и продуктах туляки не экономят.
Я уверена, что торговые центры продолжат развиваться и меняться. Ведь на самом деле любой ТЦ всегда отзывается на запросы посетителей. Нет спроса на магазины, а есть на общепит – пожалуйста. Нужно больше развлечений – и это можем.
Торговые центры – это не просто магазины. Здесь люди могут провести время интересно, встретиться с друзьями. В онлайне удобно, но в торговых центрах душевнее.
Олеся Петрова, менеджер пункта выдачи, уверена, что именно за маркетплейсами будущее торговли.
– Мне кажется, что дистанционная торговля сегодня очень удобна. Человеку не нужно ехать на другой конец города за покупкой – ее привезут в ближайший к нему пункт выдачи. Несколько лет назад я хотела купить оригинальные «найковские» кроссовки, в Туле их не было. Мне пришлось ехать за ними на Дальний Восток в Хабаровск. Теперь все намного удобнее.
Сервис онлайн-торговли развивается, у нее уже есть постоянные клиенты. Часто даже с чем-то вкусненьким приходят, это приятно.
Этот способ покупки в ряде случае предпочитают даже те, кто далек от самостоятельного пользования интернетом. К нам бабули заходят, просят что-то купить. Мы не отказываем – со своих аккаунтов делаем заказ. В некоторых случаях помогаем оформить заказ с телефона клиента, если он просит.
Интересная история была с одним из товаров категории 18+. Такие заказы всегда приходят в непрозрачных пакетах. Однако у нас в карточке товара прописано, что заказал человек. Но однажды клиент пришел, получил товар, у меня в карточке написано, что это коврик для сушки посуды. Распаковывает, а там стеклянный член. Я подумала, что на складах подменили товар, предупредила покупателя. Но оказалось, что все верно пришло. Получилось забавно.
Хотелось бы пожелать клиентам, чтобы товар всегда приходил целым и именно тот, который заказали. На складах очень тяжелая работа, их сотрудники устают и случайно могут перепутать товар. Не обижайтесь на них – они не специально! Коллегам же хочу пожелать железных нервов!