Своё 60-летие Наталья Савченко отметила премьерой – «Винной комедией» во французском стиле. А ещё Наталья Петровна играет роль у одного из лучших современных кинорежиссёров Сергея Урсуляка.
– Много было гостей на юбилее, Наталья Петровна? Из одноклассников кто-то приезжал?
– Были и одноклассники, и даже однодетсадники. Мы ведь всю жизнь общаемся. Друг к другу на юбилеи ездим.
– Гостям в Туле сейчас что показывали?
– Ездила с ними в Ясную Поляну. Они как-то приезжали до этого, но был понедельник, и мы просто погуляли по усадьбе, никуда не попали. А теперь прошлись по всем музеям, побывали на могиле Толстого. А они привезли мне в подарок картину с Чкаловской лестницей. Если чуть дальше её продолжить, как раз будет мой дом.
– То есть вы в самом центре Нижнего Новгорода жили?
– Ну да. У нас окна были с видом на кремль.
– Окали?
– Нет, никогда. Игорь Петрович Владимиров, худрук театра Ленсовета, когда приехал к нам, поразился: у тебя совсем нет горьковского говора. Зато когда я подходила к поезду, всегда слышала, что это наш, горьковский.
– Было какое-то совсем неожиданное поздравление в эти дни?
– Меня с днём рождения поздравил режиссёр Сергей Урсуляк, у которого я сейчас снимаюсь. Позвонила Людмила Васильевна Зайцева, сказала: надеюсь, ты понимаешь, что судьба сделала тебе большой подарок.
– Подарок – это ведь участие в съёмках новой версии «Тихого Дона». А как получилось, что вы попали на этот фильм?
– Приехал кастинг-директор съёмочной группы к нам в Тулу и пригласил нескольких актёров на пробы. Причём, когда я шла, я даже не знала, для какого фильма нас всех смотрят. В феврале звонок, вызывают в Москву.
Выходит такой мужик обалденный, представляется: «Сергей».
Говорю: «Я не могу Вас звать только по имени, мне удобнее Сергей Владимирович». Почитали роль. И всё, уехала я. Спустя какое-то время опять вызывают: на фотопробы. Приезжаю, а нас уже снимают на семейные фотографии для фильма.
Я сижу, Никита Ефремов, Даша Урсуляк. Семья. Потом мне звонят: съёмки начинаются, мы вам сценарий высылаем. У меня в этом фильме был первый кадр, который сняли. После него тарелочку били, на счастье.
Я искренне в какой-то момент не хотела никакого продолжения. Считала, что мне этого не надо, ничего из этой затеи не выйдет. Не надо обманывать себя.
– Получается, из тульского театра несколько актёров заняты в «Тихом Доне»?
– Ещё Жуков и Есауленко.
– Валерий Жуков ведь уже снимался у Урсуляка в «Исаеве». Причём у него был не эпизод, а маленькая роль.
– А сейчас играет купца Мохова. Мы с ним один съёмочный день вместе провели. А вообще у него почти все сцены с Сергеем Маковецким.
– Кто ещё из известных артистов занят в съёмках?
– Маковецкий, Зайцева, Желдин, Ефремов молодой, Ткачук, Яценко, Анастасия Веденская. Маковецкий, конечно, артист высочайшего класса. Но это достигается количеством. Вот у меня такая свобода в театре. А у него – на съёмочной площадке.
– Работать с Урсуляком интересно?
– Он, конечно, потрясающий. Такой лёгкий, с искрящимся юмором. Я любуюсь, как быстро и лихо он создаёт кадр.
– Зачем вообще понадобилась третья уже версия «Тихого Дона»? Как Вы думаете?
– Четвёртая. Была ещё немая картина, там играл великолепный актёр Абрикосов. Как пояснял сам Урсуляк, такие глобальные книги имеют право на то, чтобы их хотя бы раз в 10 лет экранизировали. Вот «Гамлета» экранизировали 78 раз. Каждое поколение должно иметь возврат к этим книгам. Он сказал, что после летних съёмок смонтировано две серии, и это красиво. И я, когда видела кадры, которые он давал на «Россию», тоже убеждалась: это очень красиво, настоящая поэзия.
– Сколько будет серий?
– Я слышала – 12. Следующей осенью уже должны показывать по телевидению.
– У вас сейчас довольно стремительный ритм жизни: и театр, и кино. Утомительно?
– Конечно, мне всё-таки не 20 лет. Январь будет вообще кошмарным – я полечу в Ростов на один день на съёмки и опять на спектакль. Просто вот как настоящая артистка. Но это хорошие все ощущения.
Наталья Савченко в роли матери Натальи Мелеховой.
Станица Вёшенская, 2014 г.
– Кстати, кто с кем согласовывает графики: театр с кино или наоборот?
– Тут великая благодарность нашему родному театру. Потому что когда я подошла и сказала о том, что будут съёмки, мне ответили: пусть они пришлют даты, и мы освободим для тебя эти дни. Это было так по-человечески...
– Нет сожаления, что всё это могло быть и раньше?
– Да, я сейчас много снимаюсь. Вот только что снялась в фильме «Черта» режиссёра Вадима Дубровицкого. Оказалось, что я у него снималась два года назад, и он очень долго меня искал. Ой, сколько добрых слов я от него услышала, особенно на площадке. А для артиста это так важно. Я, кстати, снималась с Любшиным. Когда камера остановилась, он сидит на мониторе, кричит: «Умница, отличница, молодец!» Как было приятно... Конечно, если бы я не уехала из Питера, всё было бы раньше. У меня же все сокурсники снимались. Но в смысле театра у меня и здесь всё отлично сложилось.
– Вам в лотерею везло раньше?
– Можно сказать, что когда я попала в Ленинград сразу после выпуска, это повезло. Мне повезло с тульским театром, это мой дом. И вот сейчас, судя по звонкам от коллег по фильму, тоже повезло.
– Наша знаменитая велогонщица Любовь Кочетова, которая также когда-то переехала из Ленинграда в Тулу, сказала, что этот город её как человека сделал. Вы можете повторить эти слова про себя?
– Я на бенефисе именно так и сказала: должна признаться в любви к этому театру, который за 36 лет абсолютно стал моим домом. Сейчас я не мыслю себя без него. Он стал живым, намоленным. И мною тоже.
Наталья Петровна Савченко родилась 26 ноября 1954 г.
Заслуженная артистка России.
В 1977 году окончила театральное училище в Нижнем Новгороде.
Работала в Санкт-Петербургском Открытом театре.
С 1978 года – актриса Тульского академического театра драмы.
В мае 2013 года награждена медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Избранные спектакли: «Неистовство любви», «Обманщица», «Свои люди – сочтемся!», «Чао!», «Шикарная свадьба», «Филумена Мартурано», «Сказ о тульском Левше», «Воскресение», «Аквитанская львица».
Фото Максима Котенёва и из архива Натальи Савченко