Кинорежиссер Александр Прошкин: «В Туле можно найти любую эпоху»

Кинорежиссер Александр Прошкин: «В Туле можно найти любую эпоху»

В ДК «Ясная Поляна» Александр Прошкин представил свой новый фильм «Искупление», который несколько лет назад снимал в Туле.

В ДК «Ясная Поляна» Александр Прошкин представил свой новый фильм «Искупление», который несколько лет назад снимал в Туле.

Таких людей в Москве не найти

– Александр Анатольевич, крайние свои два фильма Вы снимали в Туле. Чем объяснить такую любовь к нашему городу?

– Ну да, пора уже показывать ретроспективу фильмов, снятых в Туле. Тула – своеобразный город со своей поэзией, своим лицом. А Косогорский металлургический комбинат – просто уже любимая натура. Здесь, в Туле, все наносное, нервное, московское сразу куда-то уходит. А сам город замечателен тем, что очень легко найти любую эпоху. И уж что касается разрухи, то здесь с этим тем более все в порядке. Меня, конечно, поразило, что в центре Тулы, рядом с правительственными зданиями и с кремлем, люди живут, как в блокаду.

Основной объект съемок «Искупления» – три соединенных вместе двора на улице Металлистов. Абсолютная разруха, старые купеческие особнячки, которые превращены в коммуналки без каких-либо удобств. И нравы, простые до невозможности. Несмотря на то, что нет удобств, дворы были заставлены гаражами и машинами. Мы попросили все эти гаражи и сарайчики убрать. Я думал, будет большое сопротивление. Но нет, к этой просьбе отнеслись с пониманием.

– Сейчас, когда ехали через Тулу, не было желания еще раз зайти в эти дворы?

– Я стараюсь не возвращаться в места съемок. Ведь во время работы мы их сильно трансформируем, преображаем, и они в сознании остаются такими же, как в фильме.

– А люди похожи на тех, которых Вы искали для съемок?

– Это вообще отдельная тема. В двух картинах у меня много массовых сцен, и снимаются потрясающие лица, которых никогда в жизни мы бы в Москве не нашли. Какие-то кусочки эпизода «Искупления» мы снимали в Москве на вокзале. Так мы из Тулы специально привозили участников массовых сцен. Или у нас есть большой кусок: новогодний праздник, в котором заняты молодые люди. Так вот они с удовольствием почувствовали запах времени, девочки носили чулочки фельдиперсовые, ребят почти поголовно всех стригли под то время, и никакого сопротивления не было.

– Советский период сейчас достаточно модный в российском кино. Но только это, как правило, что-то светлое и ностальгическое. У Вас же совсем другие по настроению фильмы.

– Я бы сказал, что это все одна картина: попытка исследовать, что же с нами произошло за семьдесят лет советской власти. Все эти фильмы так или иначе о том, как в условиях той драмы, которая произошла с нашей страной, остаться человеком. Начиная от «Доктора Живаго», «Вавилова», «Холодного лета 53-го». Картина «Искупление», в общем, о войне. Но там нет войны, действие начинается в первый послевоенный новый год. Она о войне как о страшном глобальном несчастье.

Государству Толстой не нужен

– Говорят, «Искупление» очень нравится зарубежному зрителю.

– Осенью мы показывали эту картину в Марселе. Меня поразила реакция зала. Люди вышли все зареванные и стали приставать с разными вопросами. Выяснилось, что весь зал состоял из русских людей, никто из которых не говорит по-русски. Это третье или четвертое поколение русской эмиграции. Они так переживают все, что происходит у нас, так много думают о России, и для них увиденное на экране оказалось очень близко.

– Сейчас Вы приехали в Ясную Поляну. Что-то из Толстого хотелось бы экранизировать?

– Я несколько лет подряд предлагал снять «Хаджи-Мурата» или «Фальшивый купон». Но у нас сейчас государству Толстой не нужен. А без государственного финансирования практически невозможно снять картину. Страна немножко забыла, какой гений был у нашего народа. Хотя в мире мы славимся не нефтью, а Толстым, Достоевским, Чеховым. Русская душа во всем мире востребована, она во многом аккумулировала и зарядила культуру ХХ века. И когда мы с этих высот начинаем прыгать до «Камеди клаба», немножко становится стыдно.

Автор: Сергей Гусев
Фото: Филипп Степанов

Досье

Александр Прошкин – кинорежиссер, актер.

Народный артист РФ, лауреат Государственной премии СССР.

Родился 25 марта 1940 года в Ленинграде.

Один из родоначальников в СССР сериалов в жанре ЖЗЛ (Жизнь замечательных людей), поставил кинороманы «Михайло Ломоносов», «Николай Вавилов».

В 1988 г. фильм «Холодное лето пятьдесят третьего» с Анатолием Папановым и Валерием Приемыховым удостоен нацио­нальной кинопремии «Ника», Госпремии СССР, главного приза на Всесоюзном кинофестивале, Гран-при МКФ в Валансьене, а также признан лучшим фильмом года по опросу журнала «Советский экран».

В последние годы поставил несколько экранизаций: «Русский бунт» (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»), телесериал «Доктор Живаго», «Живи и помни» (по одноименной повести Валентина Распутина).

Фильмы «Чудо» и «Искупление», снятые на тульской земле, получили множество призов российских и зарубежных кинофестивалей.

28 ноября 2013, в 09:48 +1
Владимир Рыбаков, группа компаний «Дельта-Тула»
Владимир Рыбаков, группа компаний «Дельта-Тула»
Танцклуб «Казанова» отметил совершеннолетие
Танцклуб «Казанова» отметил совершеннолетие