27 января состоялось совместное заседание комитета Совета Федерации по социальной политике с комитетом Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, комитетом Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.
В мероприятии принял участие губернатор Тульской области Владимир Груздев. Глава региона выступил по одному из вопросов повестки дня: о сокращении выплат для граждан, проживающих в "чернобыльской" зоне, и о том, как это повлияет на Тульскую область. Губернатор пообещал бороться за льготы для туляков до конца.
Поддержали Владимира Груздева ещё два представителя Тульской области на этом заседании: Инна Щербакова и Сергей Харитонов.
Инна Щербакова, уполномоченный по правам ребёнка в Тульской области:
– Совсем недавно в своём послании Федеральному собранию Президент страны В.В. Путин назвал нашими приоритетами «здоровую семью и здоровую нацию, а также стабильность как условие развития и прогресса». А на заседании президиума Госсовета в Череповце в феврале прошлого года, которое в целом было посвящено совершенствованию семейной и демографической политики, Президент сказал, что «создание условий для роста рождаемости, охрана материнства и детства, укрепление института семьи – это приоритетные социальные задачи в России. Они имеют ключевое значение для настоящего и для будущего нашего государства и требуют системной, согласованной работы органов власти всех уровней и общества, и граждан…»
Понимая, что эти задачи Президент адресовал в том числе и каждому из нас, хочу задать несколько вопросов разработчикам проекта:
- почему при его разработке не учитывалось общественное мнение и позиция правозащитных институтов?
- почему именно сейчас, когда прогнозируется экономический спад и снижение уровня материального благополучия населения, нужно форсировано пересматривать перечень?
Полагаю очевидным, что предлагаемые изменения коснутся самых незащищённых слоев населения, людей, уже ощутивших последствия повышения тарифов, роста цен на продукты и лекарства.
Я ощущаю, что за моей спиной сейчас стоят семьи с детьми всех 475-ти населённых пунктов, которые по предложению Министерства финансов России подлежат исключению из зоны радиоактивного загрязнения.
Это ведь и молодые семьи, которые приняли решение рожать детей, рассчитывая, в том числе, на незыблемость государственных гарантий.
Это мамы, получающие пособия по уходу за ребёнком, объединенные сейчас общей болью и переживаниями за здоровье и благополучие своих детей.
В Тульской области понятие «Чернобыль» имеет вполне осязаемую форму. У нас получателями различных мер социальной поддержки на загрязнённых территориях являются 75439 детей, а это треть всего детского населения региона.
Конечно, отмена денежной компенсации на питание детей в детских дошкольных и других образовательных организациях, компенсации на питание с молочной кухни, пособия по уходу за ребёнком в двойном размере существенно повлияет на качество жизни семей с детьми и на способность семьи обеспечить своим детям надлежащий уровень жизни.
Кто сможет сказать, сколько семей в 14 регионах не справится с ситуацией и не перешагнет за черту неблагополучия?
Мне почему-то кажется, что Министерство финансов не очень волнуют эти последствия. Ведь они лягут на плечи губернаторов, глав муниципалитетов, депутатов, уполномоченных по правам ребенка, в конце концов.
Разве мы можем сейчас не думать о том, что резкое снижение уровня материального обеспечения такого количества семей неизбежно вызовет социальное напряжение, если не сказать, взвыв, создаст негативный психоэмоциональный фон в семьях и приведет к подрыву доверия к власти в целом?
Не могу не сказать, что на территории Тульской области не проводились в должном объёме радиационные замеры, а также мониторинг состояния здоровья жителей «чернобыльских» зон, которые позволили бы адекватно оценивать последствия аварии, в том числе отсроченные.
В проекте постановления предполагается при изменении статуса территории сохранить гарантированные меры социальной поддержки, например, детям и подросткам, страдающим болезнями вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей.
В Щёкинском районе Тульской области, имеющем статус «загрязнённой территории», 20 детей страдают заболеваниями крови, 426 – эндокринными заболеваниями, 1050 – заболеваниями желудочно-кишечного тракта, 408 – генными заболеваниями (врождёнными аномалиями), в том числе синдромом Дауна –22.
Но кто и по каким критериям сможет определить, какие дети заболели вследствие чернобыльской катастрофы или облучения родителей, а кто по иным причинам?
Кто сможет утверждать, что самопроизвольные аборты или выкидыши, которые пережили в прошлом году 111 женщин в том же Щёкинском районе, не являются последствием чернобыльской аварии? Или что репродуктивная система 19 женщин на той же территории, страдающих бесплодием, не испытывает последствия радиационного заражения?
Боюсь, я не получу ответа на эти вопросы. Поэтому предлагаю разработчикам проекта постановления взять время для мониторинга и анализа, изучения возможности поэтапного изменения подходов к социальной защите граждан, пострадавших от чернобыльской аварии, при обязательном участии в данном процессе регионов.
Вернусь к Посланию Президента. Он отметил, что «наше развитие зависит прежде всего от нас самих». Так давайте же, уважаемые коллеги, сделаем всё возможное, чтобы сохранить в современной непростой ситуации качество жизни более полумиллиона наших сограждан!
Сергей Харитонов, председатель Тульской областной Думы:
– Депутаты крайне негативно восприняли информацию о готовящихся изменениях, тем более что первую реакцию на проект постановления Правительства России от жителей тех территорий, которые исключаются из перечня, мы получили очень быстро.
Это была очень эмоциональная и острая реакция, и мы понимаем, почему. Ведь 188 тысяч наших земляков в случае принятия постановления в одночасье лишатся "чернобыльских" льгот. А это почти треть от общего числа льготополучателей, проживающих на радиационно загрязненных территориях в Тульском регионе.
В ноябре 2014 года Тульская областная Дума направила Обращение в Совет Федерации, Государственную Думу и Правительство Российской Федерации. Мы высказали и свои опасения, и свои предложения. И сегодня хочу ещё раз заявить о позиции Думы. С нашей точки зрения, проект постановления Правительства явно недостаточно проработан.
Перечень населённых пунктов Тульской области, вошедший в проект постановления Правительства, не соответствует официальным данным Росгидромета о радиоактивном загрязнении территорий и результатам дополнительных инструментальных исследований профильного НПО «Тайфун». В этом перечне нет целого ряда населённых пунктов, уровень загрязнения в которых превышает допустимые величины, например населённый пункт Истьино Арсеньевского района, населённый пункт Ровенский Белёвского района и другие. Кроме того, допущено множество неточностей в названиях. А вы же понимаете, что в будущем при оформлении льгот сегодняшняя спешка и небрежность обернутся массой проблем для простых людей.
Итак, что же мы предлагаем:
- считать проект постановления Правительства РФ о сокращении перечня требующим дополнительного обсуждения и детальной проработки, в том числе с учётом тех факторов, о которых я упоминал в своём выступлении.
- признать, что сегодня рядовые жители крайне мало информированы о положении дел. Программы преодоления последствий чернобыльской катастрофы реализуются на протяжении многих лет, но вот каковы их конкретные результаты, насколько они позволили нормализовать радиационную обстановку, насколько способствовали снижению негативных социально-экономических последствий аварии, граждане не знают.
- установить переходный период, не менее чем до 2020 года, в течение которого меры социальной поддержки граждан, проживающих на радиационно загрязненных территориях, будут сохранены, а вот новым заявителям, начиная с 2015 года, льготы назначаться не будут.
В связи с этим мы просим пересмотреть параметры бюджета на 2015 год, обеспечив финансирование выплат всем гражданам, которые сегодня имеют на них право.
Сегодня сотни тысяч людей, проживающих в заражённых радиацией областях России обеспокоены, поскольку не знают, сохранятся ли те льготы, которые они получают. Эта неопределённость способствует нагнетанию негативных ожиданий. А если учесть и без того непростую финансово-экономическую ситуацию в стране, думаю, что люди не будут готовы молча принять перемены в своей жизни.
Все мы в сложившейся ситуации должны проявить мудрость и ответственность. 30 лет даже при современном уровне технологий – не срок для того, чтобы можно было поставить точку в истории чернобыльской катастрофы.
Да и чисто психологически нельзя сравнивать льготы и выплаты лицам, пострадавшим от радиационной катастрофы, с другими льготными выплатами, т.к. в этом случае граждане каждый день, каждый час несут на себе нагрузку той проблемы, к формированию которой не имеют никакого отношения.