Лебедя, плавающего в середине ноября в пруду в Большом Огарево, заметили местные жители. Они все лето наблюдали за семейством лебедей, которые здесь гнездятся уже второй год подряд. Пара вывела и вырастила в этом году пять птенцов.
Вячеслав Фатеев
— Жена моя работает на почте, ей неделю назад сообщили жители, что все лебеди улетели, а один остался на воде. Сказали, что видели, как один из подросших птенцов некоторое время назад во время полета попал случайно в ЛЭП и потом упал на землю. Отсюда и предположили, что травма не позволяет ему улететь, — рассказал Вячеслав Фатеев.
Вячеслав стал обзванивать местные службы и ведомства, чтобы найти специалистов, которые могли бы поймать птицу. Но безрезультатно. Связался с тульской зоозащитницей Табрис Янгчен, а она сообщила о проблеме в Myslo. Мы связались с МЧС Тульской области, и те согласились помочь лебедю.
Спецоперация по спасению была назначена на пятницу, 17 ноября. Утром из Тулы в Большое Огарево выехала группа водолазов: водолаз, прапорщик Алексей Панин, младший сержант Николай Архипов и начальник водолазной службы, капитан Константин Орехов.
Поимка птиц — не профильное занятие для водолазов, конечно, но ребята вызвались помочь. Навстречу им вышли местные жители, чтобы тоже посильно поучаствовать в операции. Один из них прихватил рыболовный подсачек.
Профессиональный набор водолазов из лодки и гидрокостюма дополняла длинная волейбольная сетка, которую планировали накинуть на лебедя. По приезду казалось, что все получится быстро: птица сидит в камышах, и деваться ей некуда.
Но выяснилось, если лебедь не может летать — не значит, что он и передвигается медленно. Пернатый довольно проворно уходил от ловцов по многочисленным протокам между камышами. Первые попытки без лодки накрыть сеткой лебедя не увенчались успехом. Тогда в ход пошла лодка, но и от нее он уходил сначала весьма ловко.
Погоня длилась больше четырех часов. Водолазы с воды пытались его поймать, жители с берега корректировали их передвижение — камышовые заросли в воде значительно ограничивали обзор.
В итоге водолазы загнали птицу в тупик у деревянного моста. Тут на помощь подоспел житель села Александр Мусатов с подсачеком. Лебедь перемахнул через низкий мост, но сил у него было уже не так много, чтобы быстро оказаться в воде. Тут-то его и накрыл подсачек.
— Ну, наверное, еще бы на пару кругов нас хватило, а дальше бы батарейка села. Помотал он нас, конечно, знатно. Мы второй раз участвуем в подобной операции. В тот раз было попроще — не было камышей, а здесь пришлось за ним побегать, — рассказал Алексей Панин. — Конечно, ловить птиц нас никто не учил, пришлось изобретать приспособления. Вот взяли с собой сетку волейбольную, чтобы на него накинуть. Но пришлось действовать по обстоятельствам. Мы с воды загнали его в тупик, а местные жители поймали. Считаю, что это была хорошая коллективная работа.
Корреспонденты Myslo доставили лебедя к Табрис Янгчен. После осмотра она предположила, что у птицы не травма крыла от удара о провода, а так называемые «ангельские крылья». Это синдром, при котором последний сустав крыла скручен, а перья крыльев направлены вбок вместо того, чтобы прилегать к телу. Такое положение крыльев не позволяет птице улететь. Но точный диагноз можно будет поставить после рентгена.
— Если окажется, что птица способна летать, то постараемся после лечения вернуть ее в дикую природу. В другом случае поселим его в питомнике в Подмосковье, где уже живет один лебедь, — у него было ампутировано крыло.
Надежда на возвращение в естественную среду у птицы есть: у взрослых особей это заболевание уже неизлечимо и в дикой природе приводит к ранней смерти, у растущего молодняка может быть скорректировано с помощью сбалансированной диеты и фиксирующего бандажа.