1. Моя Слобода
  2. Новости
  3. Жизнь Тулы и области
  4. «Спасите тульский троллейбус!»: Активист из Тулы уверен, что этому виду транспорта скоро придет конец - Новости Тулы и области - MySlo.ru
«Спасите тульский троллейбус!»: активист из Тулы уверен, что этому виду транспорта скоро придет конец
Текст: Николай Кармаевский. Фото Алексея Пирязева, Никиты Рыдванова, Виктора Смородинова и из архива Myslo.

«Спасите тульский троллейбус!»: активист из Тулы уверен, что этому виду транспорта скоро придет конец

Туляк Николай Молчанов создал петицию в защиту троллейбуса и объяснил свою точку зрения.

Николай Молчанов сам себя называет транспортным активистом-любителем. Проблемами тульского транспорта он занимается 4 года: раньше делал разборы темы в соцсети «ВКонтакте», теперь опубликовал пост в блоге «Народный журналист».

— Тула — прекрасный город, который в плане транспорта, увы, далеко не так прекрасен… — говорит Николай.

photo_2023-07-04_17-10-57.jpg

Николай провел целое расследование о тульском троллейбусе. Ему слово.

Старый тульский рогатый

Николай Молчанов

— 2023 год для тульского троллейбуса роковой. Объясню. Берем троллейбус, открываем базу данных на СТТС (она доступна всем). Почти весь парк перешагнул десятилетний рубеж. Ну да, можно сказать, что «ЗиУшки» в городе дольше работали, но есть нюанс: низкопольная техника не имеет того запаса прочности, который заложен в высокопольную.
 

photo_2023-07-04_17-10-57 (2).jpg

Обратимся к Максиму Дорофееву, он профессиональный транспортник и занимается восстановлением троллейбусов. Приведу цитату с сокращениями:

— Старые, высокопольные троллейбусы в России в основном представлены разновидностями модели ЗиУ-682. Верхняя часть кузова там меньше подвержена коррозии и допускает эксплуатацию с неоднократной заменой основания кузова как минимум до 40-45 лет (заводской кузов рассчитан на 10-12 лет эксплуатации без капремонта, и конкретные сроки зависят от того, чем в городе обрабатывают дороги зимой).

Современные низкопольные троллейбусы существенно отличаются от высокопольных. Заводские кузовы в среднем служат те же самые 10-12 лет. Но остается открытым вопрос, что будет потом, — пока массовых капитальных ремонтов низкопольников нигде не делают. И смогут ли сварщики в провинциальных городах переварить основание кузова низкопольной машины? [Подробный разбор — в посте «Низкопольный транспорт: мифы и реальность». — Прим. авт.]

photo_2023-07-04_17-10-59.jpg

Качество ремонта троллейбусов в нашем городе оставляет желать лучшего. До Тулы большая часть этих машин работала в Москве и никаких капремонтов не видела.

Те, кто каждый день ездит на троллейбусах, знают, в каком состоянии машины. Без слёз не взглянешь.

5d40b3ab-a0c4-434e-93c3-d3ff4a5827ad_b.jpg

Того и гляди рассыплется на ходу, хотя удивительно, как с таким обслуживанием они этого ещё не сделали.

a816e6c8-8939-4dba-afe2-5ba180c0d08e_b.jpg

Вот и получается, что из всего подвижного состава троллейбусного депо относительно нормальными остаются только троллейбусы 2014 года (новейшие на данный момент, но в следующем году и их ресурс закончится). И то, это именно относительно: ржавчина на оконных стойках у них была еще три года назад.

859813e6-9cd0-4fb7-ad39-7b42613c2bfe_b.jpg

Без капремонта никуда

Делать капитальный ремонт низкопольным троллейбусам умеют только в Петербурге и Краснодаре. Всё. Из имеющихся в Туле троллейбусов нет ни одного откапиталенного, а последняя именно тульская «капиталка» была сделана почти два десятка лет тому назад.

Вот и думайте, сколько протянет существующий парк троллейбусов.

Необходимо что-то делать! Точнее, начинать надо было ещё в 2021 году, когда поползли слухи о закрытии троллейбусов в Туле. А сейчас уже есть информация о закрытии 6-го маршрута троллейбуса как дублирующего 36-й автобус.

2d784c29-8110-4cc2-a6c5-2423e863f750_b.jpg
Из блога Николая Молчанова.

И действия городских властей прямо об этом и говорят: 26 мая было принято решение об усилении с 1 сентября этого автобуса и маршрутов троллейбуса № 1, 4, 7 суммарно на 5 единиц. Новость-то хорошая, но это если не брать в расчет то, что у тульского троллейбуса (и автобуса кстати тоже) нет ресурсов на усиление чего-либо без закрытия, — они даже закрыть существующие выпуски не могут, и это факт. Просто придите на любую остановку часов в 19-20 и подождите автобус МКП или троллейбус. Понаблюдайте с расписанием в руках…

Почему не автобусы?

Потому что «шило на мыло», только с выхлопом. Расчёты показывают: эксплуатация автобусов и троллейбусов обходится примерно одинаково. Да, по стоимости за 1 км пути троллейбус дороже: 137 руб. против 102 руб. у автобуса, но при этом троллейбус реже будет нуждаться в обновлении парка: 10 лет — нормативный срок его эксплуатации против 7 лет у автобуса. А при выполнении капремонта с продлением срока службы — то и вовсе 15-20 лет.

Автобусный парк нужно обновлять в два раза чаще.

Почему не электробусы? Все просто: даже если взять электробусы с зарядкой в парке по ночам (у них самый большой запас батарейного хода, но сама зарядка может длиться от 4 до 10 часов), придется под них всю электросеть города переделать так, чтобы в автобусный парк проходили более мощные энерголинии. Это колоссальные затраты.

photo_2023-07-04_17-10-58 (4).jpg

К тому же у таких электробусов из-за более глубокого разряда батарей эти самые батареи быстрее «устают».

Есть также электробусы с зарядкой на остановках и конечных. Такие машины негативно влияют на энергосистему города не меньше: требуется организация подстанций на напряжение не менее 35 киловольт. Плюс из-за высокого тока заряда (а такому электробусу нужна ультрабыстрая зарядка) батареи «устают» еще быстрее.

Что нужно сделать?

Включаем симулятор директора МКП «Тулгорэлектротранс» при нормальных условиях жизни и попробуем прикинуть, что и как можно было бы сделать.

Начнем с подготовки благоприятной почвы для развития, а именно с подготовки инфраструктуры и выбора моделей для обновления парка. Да, именно выбора моделей, а не спуска их сверху.

photo_2023-07-04_17-10-58 (2).jpg

Проблемы начинаются уже с инфраструктуры, а точнее — с контактной сети. У нас слова «капремонт» не знают не только троллейбусы, но и тяговые подстанции.

А провода? На проспекте Ленина от одноименной площади до ТулГУ контактный провод был собран просто-напросто из лоскутиков. Где-то метр, два, а где-то на метре по 2-3 стыка.

9b9dba34-4af8-4761-a90b-d3eb5feeecef_b.jpg

Распорки там, где их не должно быть, держатели всякие… И как там штанги массово не сходят?

7f05c5f4-33b3-4679-b431-0b16aedb50bb_b.jpg

  1. Начать замену контактной сети я предлагаю с маршрута № 2: поэтапно Луначарского — Октябрьская — Советская — проспект Ленина. После этого было бы здорово взять на испытания троллейбус БКМ 333 с валидаторами на поручнях или новую разработку завода Volgabus — троллейбус 5270Т «Пересвет» (плюс оснастить ее валидаторами). 
  2. После замены контактного провода и ремонта тяговых испытуемые машины вывести на маршруты с целью обследования пассажиропотока.
  3. Внедрить систему оплаты проезда со входом во все двери и валидаторы на поручнях. Вход в первую дверь — это ужас и ад.
  4. После испытаний — принять решения по закупкам и закладывать в бюджет средства на закупку 40 троллейбусов большой вместимости (20 с автономным ходом и 20 — особо большой).
  5. К тому моменту новый мост через Упу от Курковой улицы к улице Фёдора Смирнова будет сдан. Я предлагаю 100%-дублирующий 36-й автобус 6-й троллейбус пустить по новому мосту и улице Луначарского вместо пробок по центру. Получаем с вами трассу маршрута Московский вокзал — улица Фёдора Смирнова — Курковая улица — улица Луначарского — Октябрьская улица — Московское шоссе — посёлок Горелки.
  6. Организовать новую совместную конечную для трамвая и троллейбуса на улице Максима Горького. Перенести ее на перекресток дальше в сторону Плеханово, организовать там диспетчерскую и отстои для трамвая и троллейбуса. Получаем готовый под потенциальную замену 42-й маршрутки троллейбусный маршрут: Московский вокзал — Красноармейский проспект — ГКЗ — Октябрьская улица — улица Максима Горького — улица Курковая.
  7. Вспомним планы по строительству троллейбусной линии к Менделеевскому посёлку. Направить туда только 2-й и 5-й маршруты, закрыв вопрос 54-й маршрутки, которая и сейчас непонятно для чего существует.
  8. В качестве заключительной меры для первого этапа предлагаю выкупить участок троллейбусного контактного провода от проспекта Ленина до трамвайного депо. Сейчас он висит просто для того, чтобы висеть. И первую часть — до улицы Дзержинского — мы задействуем в открытии нового направления. Предлагаю пустить троллейбус до ТРЦ «Макси» либо от Малых Гончаров, либо от Московского вокзала. Частично возрождаем трассу старого 10-го троллейбуса: Московский вокзал — Красноармейский проспект — Советская улица — ТРЦ «Макси».

photo_2023-07-04_17-11-00 (2).jpg

Это лишь первая часть предложений туляка по сохранению и развитию троллейбуса в Туле. Он также создал петицию на имя губернатора Тульской области Алексея Дюмина об испытаниях нового троллейбуса БКМ 333 в Туле и сохранения троллейбуса в городе в целом.

Главные новости за день в нашем паблике ВКонтакте

Перейти во ВКонтакте

4 июля 2023, в 18:30 +32
Другие статьи по темам
Место

Главные новости за день в нашей имейл-рассылке

Спасибо, вы успешно оформили подписку.
Произошла ошибка, попробуйте подписаться чуть позже.
В Куркинском районе Mazda улетела в кювет: пострадали двое
В Куркинском районе Mazda улетела в кювет: пострадали двое
В Туле водитель повернул с нарушением и высадил пассажиров на «призрачной» остановке
В Туле водитель повернул с нарушением и высадил пассажиров на «призрачной» остановке