Жители дома всегда стараются поскорее зайти в свои квартиры. Источник тошнотворных ароматов всем хорошо известен — квартира на первом этаже, где живет Агриппина Аристарховна (имя изменено. — Прим. ред. Кстати, оно и в реальности весьма необычное).
Соседи вспоминают, что Агриппина и в молодости была «с чудинкой». Но тогда она никому особо не докучала. Работала в парикмахерской, носила яркие наряды и макияж. Родила двоих детей, но, по словам соседей, особого участия в воспитании не принимала — девочки учились в интернате. Дети выросли и отплатили ей: они практически не появляются в гостях у матери и не проявляют интереса к тому, в каких условиях она живет.
В феврале 2023-го Агриппине Аристарховне исполнится 81 год. Столь почтенный возраст она встречает одетая в лохмотья в квартире, заваленной непонятным тряпьем и хламом. Даже спальное место не сразу обнаруживается.
- Откуда у вас столько вещей? — спрашиваю у нее.
- А я раньше не одна жила! — с чувством гордости говорит Агриппина Аристарховна. Сейчас же ее верный спутник — лишь собака-дворняжка.
Коридор квартиры похож на узкую щель, через которую удобнее всего проходить боком. Туалет без двери, вместо нее какое-то неимоверное количество штор. Ванна тоже похожа на склад: матрасы, игрушки, какие-то тряпки развешаны на веревке практически в самой ванной. Места, чтобы помыться, там просто нет.
Передвигаться по квартире проблематично даже здоровому человеку, а у хозяйки жилплощади — масса заболеваний.
На кухне тоже хаос, но в меньших масштабах. Шампуры, искусственные цветы, стремянка, фарфоровый петух…
Еду здесь не готовили очень давно. В декабре Агриппине Аристарховне отключили плиту от газа из соображений безопасности — оборудование давно уже отработало свой срок службы.
Газовщики пришли к женщине после инцидента, случившегося у нее на кухне. Она поставила котелок с сосиской на плиту и ушла из дома. Запах гари услышали соседи со второго этажа и вызвали пожарных. Те вскрыли дверь, и оказалось, что виной всему забытая на плите еда. Агриппина Аристарховна до сих пор возмущается, что пожарные вскрыли дверь без спроса.
Теперь приготовить поесть пенсионерка не может и ходит по соседям — просит поесть и попить. Причем для ее просьб нет общепринятого времени, она вполне может себе позволить начать стучать в двери ночью с просьбой дать ей поесть.
Из-за проблем с передвижением женщина регулярно падает в подъезде, а подняться самостоятельно не может — опять же зовет на помощь соседей.
Соседи устали от этих ночных приключений. Они сначала откликались, но круглосуточно выполнять просьбы престарелой женщины тоже не могут. Да и в реальности проблема намного шире, чем просто дать человеку попить или поесть.
- Ей нужен постоянный уход, в том числе и медицинский. Она за собой не ухаживает, не моется, готовить себе не может, квартиру превратила в помойку, в которой даже крысы водятся, — рассказывает соседка Рита. — Ей бы в интернат для инвалидов или престарелых. Там ее кормить будут три раза в день, будет спать в чистой постели, в комнате будет чисто. Сейчас же живет в полной антисанитарии. Но она ведь отказывается! А поскольку формально является дееспособной, то заставить ее никто не может.
При этом она представляет опасность и для себя, и для нас — каждая квартира оборудована газовой колонкой. Доверять такому человеку пользоваться опасными приборами — разве так можно? Мы все при всем желании не можем постоянно следить за ней.
По словам соседей, Агриппина Аристарховна зачастую отказывается даже от помощи соцработников и волонтеров, которые как-то предлагали провести уборку в ее квартире, покупать ей продукты. Отказ объясняет опасениями, что незнакомые люди ее обворуют.
Доводы соседей о том, что ей лучше будет в специализированном учреждении, пенсионерка нередко заканчивает скандалами:
— Я хорошо живу, моюсь, в больницу на перевязки хожу, — говорит Агриппина Аристарховна. — А соседи специально на меня наговаривают. Хотят меня выжить из квартиры, как будто я им мешаю. Вас вот позвали, наговорили всякого. А я никого не трогаю же, не мешаю.
— А как ты в подъезде упала и не могла подняться, и в два ночи мне костылем в дверь стучала? Это нормально? А поесть постоянно просишь? — добавляет тут же соседка.
— Ну, упала, да... Нога меня не слушалась. Мне помощь нужна была, вот и стучала, — с явной обидой отвечает Агриппина Аристарховна. — Не обращаться к тебе? Не буду больше! Вам заняться нечем, вот вы меня и обсуждаете! Какая вам разница, как я живу? Приготовить не могу дома, да, но ничего, тут вот девочки приходили, принесли суп.
Только суп этот даже погреть негде. Агриппине Аристарховне невдомек, что люди хотят о ней позаботиться. Ну, и о своем спокойствии и комфорте тоже. Ведь это же ненормально, когда ты, выйдя из подъезда, еще долго ощущаешь едкий запах, которым наполнена квартира пенсионерки.
Myslo обратился в ответственные службы и ведомства региона с просьбой о решении проблемы пенсионерки с улицы Клюева.
Жить с Плюшкиным
Проблема условно дееспособных пенсионеров-Плюшкиных, которые и сами не живут по-человечески, и отравляют жизнь соседям, достаточно распространенная. А решение ее упирается в отсутствие заключения медкомиссии о недееспособности таких людей, которая позволяла бы принудительно отправлять их в профильное медучреждение.
Юристы отмечают, что Плюшкины нарушают Жилищный и Гражданский кодексы РФ, и в первую очередь — Конституцию, согласно которой реализация прав и свобод гражданина не должна нарушать права и свободы других лиц. Проживая в многоквартирном доме, собственник обязан соблюдать санитарно-гигиенические и экологические нормы. Если они нарушаются и на претензии собственник квартиры не реагирует, можно решить проблему через суд.
Туда следует обратиться с требованием обязать ответчика привести квартиру в соответствие санитарным нормам.
Прежде чем писать исковое заявление к нечистоплотному соседу, можно пожаловаться в Роспотребнадзор, жилинспекцию и в свою управляющую компанию, чтобы они зафиксировали, что творится в квартире.
Одним из результативных примеров подобного алгоритма стало дело, которое рассматривал Верх-Исетский районный суд Екатеринбурга. Он обязал собственников «нехорошей» квартиры навести порядок. Те не реагировали, и тогда в дело вступили судебные приставы. Они наняли клининговую компанию, которая из жилого помещения вывезла тонну отходов, а после выставили счет за уборку нерадивым владельцам квартиры. Важно, что в суд имеют право обращаться только собственники квартир, страдающие от этого Плюшкина.
Если квартира в соцнайме, то в первую очередь надо обращаться в администрацию района с требованием о выселении нарушителя.
Эксперты отмечают, что далеко не всегда принудительная уборка имеет длительный эффект. Есть вероятность, что квартира быстро зарастет новым мусором. Если человек психически болен, но не лечится, то никакой суд не заставит его не мусорить в квартире. Поэтому придется из года в год проводить одну и ту же процедуру.
Есть вариант попробовать вызвать психиатра на дом. Если сосед встанет на учет, начнет лечение, будет под присмотром, то вполне вероятно, он перестанет таскать мусор с улицы.