О мусорной реформе известный политолог, доцент Института общественных наук РАНХиГС, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, тулячка Екатерина Шульман рассуждала в программе «Статус» 15 января 2019 года. Вот кратко суть, по мнению Екатерины Шульман, того, что власти называют реформой обращения с твердыми коммунальными отходами.
...В начале наступившего года 14 января президент подписал указ о создании федерального мусорного оператора, публично-правовой компании под называнием «Российская экологическая компания». Термин «экологическая» все больше и больше привязывается именно к вопросу сбора и вывоза мусора. Мусорные свалки называются теперь экологическими полигонами или даже технопарками.
...Что такое новая ППК (публично-правовая компания)? Это фактически такое министерство по делам мусора. «Росмусор», как можно его называть. Это довольно обширная структура с большими полномочиями, в том числе, в сфере нормотворчества. Она будет инициировать, по крайней мере, писать тексты нормативных актов по своей тематике. Она будет входить в устав других компаний. Она будет получать прибыль, которую будет тратить на свои собственные нужды. Заберет часть полномочий у Росприроднадзора. Она будет управляться наблюдательным советом и у нее будет директор, которого через некоторое время надо будет выбирать. Она получил право эмиссии облигаций, уже названных остроумно «мусорными облигациями». А также будет выдавать гарантии под банковские кредиты. Она будет строить объекты. Она будет проводить образовательные и информационно-просветительские программы. В общем, полномочия довольно большие.
...Эта сфера мусорная — это одна из тех сфер, которая маскируется под нечто такое грязное, жалостное и невыгодное, а на самом деле является золотым дном. Это, вообще, некий общий принцип:
в публичном пространстве наиболее выгодные активы всегда маскируются под убыточные.
Это сверхвыгодный бизнес. Он похож чем-то на строительный и почему именно по этой причине он во многих странах является бизнесом мафии. Потому что там чрезвычайно трудно подсчитать, сколько чего входит, а сколько чего выходит. То же самое и со стройками, где всегда первоначальные планы и по времени и по расходам, так или иначе, превышаются. Так же, собственно говоря, и с мусором.
...В чем состояла эта мусорная реформа? В том, что управляющие компании, которые раньше были наделены функциями вывоза мусора, этой функции лишились и теперь этим должен ведать единый региональный оператор. Это создание региональных монополий. Соответственно, монополия — это всегда повышение тарифов и обычно снижение качества услуг. В январских счетах появилась отдельная строка «Вывоз мусора». Раньше эта услуга пряталась у нас в общем перечне коммунальных услуг, теперь она пойдет отдельно. И во многих регионах тарифы эти выросли в десятки раз в зависимости опять же от региона.
...«Российская экологическая компания» - это похоже на создание такого нового частно-государственного партнерства, в котором будет имущественный вклад Российской Федерации, если вы почитаете указ президента, там об этом сказано. Компания будет располагаться в Москве. Росимущество должно ей передать какую-то, очевидно, недвижимость, в которой она будет находиться. То есть, соответственно, государство в это дело вкладывается, а компания будет из этого извлекать прибыль. Это похоже на целый ряд других такого рода образований, как, например, «Платон» и платные дороги.
Это такая некоторая идея о том, что мы дадим нашему большому дружественному государственному бизнесу заработать на крупных инфраструктурных объектах такого рода. Что это обозначает для граждан? Для граждан это, прежде всего, конечно, обозначает рост тарифов. Мы предупреждали вас об этом.
От этого никуда особенно не денешься. Хотелось бы, чтобы одновременно с ростом тарифов не случился бы мусорный коллапс, как во многих городах, где первые эти две недели нового года мусор просто не вывозился.
С подъемом цен смириться еще как-то можно, хотя трудно, а вот с невывозом мусора смириться уже труднее.
...Последнее, что нужно знать про новую эту мусорную компанию. Она будет создаваться в течение 19-го года, а полноценно оперировать она должна года с 20-го. Следующая большая бизнес-политическая интрига будет состоять в выборах генерального директора это компании. Во-первых, мы узнаем имя нового государственного олигарха. Во-вторых, мы узнаем, кто поставил нового государственного олигарха. Таким образом, вот эти самые группы Политбюро 2.0 по Евгению Минченко могут быть заново ранжированы по степени своей влиятельности.
...С одной стороны, конечно, наличие такого единого оператора — это наличие некой мишени, против которой можно протестовать. «Не хотим монополиста!» — например. С другой стороны, странно протестовать против только что вышедшего указа президента, который еще ничем людям не повредил. Трудно же понять, к чему это приведет. Для этого нужно мыслить далеко вперед. Это не так наглядно, как открытие мусорного полигона у вас где-нибудь по соседству. Поэтому будем смотреть. Сюжет богатый и интересный.
Мусор не то чтобы, конечно, новая нефть — нынче у нас всё новая нефть. Мусор — это ресурс XXI века, поэтому мы за этим следим внимательно.