— До фестиваля осталось две недели, какие сейчас ваши главные задачи?
— Сейчас главное стройка, она идет с утра до ночи. Все предварительные работы сделаны: договоры с музыкантами подписаны, им куплены билеты, а рекламными материалами «Дикой Мяты» пестрят разные города.
Нам нужно показать гостям, что мы слышим их пожелания и соответствуем статусу самого комфортного опен-эйра страны. Рабочие колотят классные перголы, которые будут защищать гостей от солнца и дождя. Строим стационарные туалеты, душевые, новые дороги, ставим новые столбы освещения. Короче строим, строим, строим…
— Сколько человек задействовано в организации «Дикой Мяты»?
— Звучит как опрос социолога: «Сколько рабочих мест создает фестиваль?» Если говорить в моменте, то это 1250 человек. Это и офисные сотрудники: менеджеры, PR, дизайнеры, инженеры, бухгалтерия. Это и временные работники: технические директора, техники, ЧОП, электрики, оформители, клинеры, разнорабочие, торговля, рестораторы и т. д.
Если мы говорим о жизни арт-кэмпа «Дикая Мята», который работает круглый год, то штат скромнее — всего 35 человек. Но эта команда создает уникальный туристический продукт, который мы называем «Творческий отпуск». Здесь принципиально иной формат отдыха, чем в загородных отелях в их классическом понимании. Гости здесь ходят на концерты, посещают школу графики и живописи, записывают песни в студии звукозаписи, ходят в студию йоги.
Понятно, что большинство этих опций для гостей бесплатны и оплата сотрудников находится в бюджете фестиваля «Дикая Мята», но такова судьба всех флагманских продуктов. Фестиваль тянет всю лодку.
— А как вы смогли все это создать после отмены в 2021 году?
— Долги после той отмены мы отдавали 4 года. По факту команда проявила чудеса терпения. Чтобы вы понимали, высококвалифицированные сотрудники жили в парадигме 60 000 руб. в месяц с 2021 года до декабрь 2024 года. Вся команда закусила удила и вывезла лодку. Мы проводили фестивали в 2022, 2023, в 2024 годах, и все деньги тратились на возвращение набранных кредитов и уже существующих долгов.
Но мы верим в позитивный виток развития фестиваля. Сейчас это общий тренд в России, на 2025 год запланировано 154 фестиваля. Нам приятно, что наш, тульский, считается самым интересным и комфортным.
В этом году мы как компания переехали в область и с 2025 года платим налоги здесь. Мне приятно об этом думать, так как я сам третий год живу тут.
— Сейчас много разговоров о безопасности фестиваля, как у вас с этим обстоит?
— Еще в 2022 году на фестивале впервые появились спецсредства, обеспечивающие безопасность мероприятия. Это позиция силовых структур, и она не меняется.
Конечно, мы встречались со всеми силовыми службами региона, обсудили спецтехнику, которая будет задействована, отработали возможные схемы эвакуации и взаимодействие всех органов правопорядка. Исторически «Дикая Мята» является самым комфортным и безопасным опен-эйром, именно поэтому он стал семейным — к нам приезжает много гостей с детьми.
Хотя вопрос мне, конечно, понятен. Так уж вышло, что ряд фестивалей в начале 2000-х сформировали общественное мнение, что опен-эйры — это некая неконтролируемая и небезопасная вакханалия. Нам приходится год за годом ломать эти стереотипы. Электронные браслеты, интроскопы, как в аэропортах, рамки, контроль точек питания, пробы воды, сотни сотрудников ЧОП и силовых ведомств… С прошлого года мы стали размещать палатки строго согласно купленным местам, чтобы гость в случае беды мог вызвать врача или администратора прямо к палатке. Короче, все делаем для того, чтобы «Дикая Мята» была именно культурологическим мероприятием.
— А зачем ломать эти стереотипы? Кажется, что на бесконтрольную вечеринку желающих попасть будет больше!
— Я делю все фестивали на две категории: на условный «Гластонбери», куда гости приезжают, что называется, сорвать воротничок и дичайше угореть, и на условные «Коачеллы», куда приезжают посмотреть шоу, получить эстетические впечатления и показать собственную креативность. Мне симпатичнее второе. Понятно, что можно круто отлетать и сливаться в массовку в нереальном алкотрипе, но это не мое.
ДНК «Дикой Мяты» — новая музыка. Мы ее ищем, находим и показываем тем, кто открыт новым впечатлениям. Тем, для кого это важно, тем, кто этим живет. Это же разные процессы — бесконечно петь одни и те же песни, вспоминая былую юность, и чувствовать новое дыхание.
— Сколько человек вы ожидаете в гости в этом году?
— В этой части ничего не меняется. Мы никогда не продаем больше 20 000 билетов. Сейчас продано около 15 000 билетов, и еще 4000 — в продаже. Тысячу билетов мы распределяем подшефным организациям. Это больницы, интернаты, детские дома, определенные категории соотечественников.
— «Дикая Мята» — не единственный проект в этой локации. Круглогодично у вас работает арт-кэмп, проводятся другие фестивали. Расскажите о других ваших летних мероприятиях.
— Их очень много. Как я и сказал, мы с частью команды переехали в Тульскую область и теперь живем и работаем в арт-кэмпе «Дикая Мята». Мероприятия происходят еженедельно: когда-то это просто концерты, когда-то — тематические уикенды, когда-то — фестивали.
Я бы из них выделил гастропикник «Август», который уже собирает тысячи гостей. Этот фестиваль нового русского вкуса объединяет наших шефов, фермеров, производителей еды и напитков, музыкантов и художников. «Август» — это про то, как наш культурный код меняет мир. Неважно, где работают повара из России — в условном Дубае или далекой Азии. Каждый из них привносит что-то свое в национальную кухню регионов. Меняет мир, равно как наши музыканты или художники.
Есть фестиваль-карнавал VASHANA SUP, собирающий поклонников сап-культуры. Проводим «СЛЕТ», это событие, посвященное путешествиям. Здесь собираются тревел-блогеры и автопутешественники, чтобы поделиться своими впечатлениями от посещения уникальных мест. Фестиваль «ТЕРРА» — про корневые культуры. Он отчасти напоминает первозданную «Дикую Мяту» — много фольклора и world music. Все в одном материале не перечислить — просто заходите на сайт арт-кэмпа «Дикая Мята», там все есть про ваш будущий творческий отпуск!
— Меняется ли аудитория ДМ от года к году?
— Разумеется, есть постоянные поклонники фестиваля, но каждый год появляются новые зрители. Это понятно, ведь мы про новую музыку. И «Дикая Мята» — это эликсир вечной молодости. Хотите знать, что слушают и будут слушать ваши дети? Вам к нам.
— Нет ли у вас планов строить арт-кластеры в других областях?
— Нет. Место «Дикой Мяты» — в Тульской области. Хотите увидеть фестиваль — приезжайте к нам!