1. Моя Слобода
  2. Новости
  3. Архив
  4. Как справиться с агрессором? - Архив Тульских новостей - MySlo.ru

Как справиться с агрессором?

Что делать, когда на вас давят, кричат, обвиняют, угрожают? Например, ваш начальник, отец, свекровь, муж, соседка... Сохранить спокойствие поможет психологическое айкидо.

Что делать, когда на вас давят, кричат, обвиняют, угрожают? Например, ваш начальник, отец, свекровь, муж, соседка... Сохранить спокойствие поможет психологическое айкидо.


Если агрессор уничтожает вас морально – это полбеды.
А если у него в руках что-нибудь тяжеленькое – плохо дело,
одних психологических приемов будет явно маловато!
фото Fotolia/PhotoXPress.ru

  • Здравствуйте! В последнее время я чувствую себя выжатой как лимон. Вся моя жизнь – борьба. Дело в том, что мой начальник постоянно кричит, давит на меня, угрожает увольнением. Я на фирме новичок, сотрудники говорят, что у него такой нрав. Приходится терпеть – платят хорошо. А дома еще один тиран – отец. Ему 63 года, он всю жизнь привык командовать… Что делать-то? Надежда, 30 лет, г. Тула.

Противостояние агрессору отнимает массу сил. Агрессор – это энергетический вампир. Чем больше чувств вы испытываете, тем больше сил потеряете. Если на вас кричат и угрожают, вы можете испытывать и страх, и гнев, и вину, и стыд, и обиду… Это истощает. Особенно если тактику общения с тираном вы выбрали неправильную. Например:

  • Оправдания. Провоцируют новое нападение. Чем больше оправдываетесь, тем больше доводов приводит агрессор.
  • «Скрытая агрессия». Вы молчите, но ваше лицо, движения говорят, что вас здорово задели и вы злитесь. Вы краснеете, прикусываете губу и т.п. Агрессор распаляется – он видит ваши эмоции и продолжает войну.
  • Молчание. Иногда помогает. Но может восприниматься как равнодушие. И тогда несдобровать!
  • Деловой разговор. Эффективен только с умным агрессором. Вы не реагируете на эмоции, только на информацию. И предлагаете решение. «Вы не довольны отчетом? Не согласны с пунктом 2? Предлагаю сделать так».

Психологическое айкидо

Любой из его приемов включает два условия.

  1. Мы не спорим с агрессором, а соглашаемся с его доводами (для начала). Любое высказывание начинаем со слова «да». «Нет» – исключаем из речи.
  2. Мы абсолютно спокойны. Принимаем за аксиому: он кричит – это его проблемы. У вас нет лишней энергии, чтобы подпитывать его всякий раз, когда ему этого хочется. Погасить конфликт можно спокойно и грамотно. К любому тирану можно найти подход, свою стратегию.

Стратегия 1: Согласие

Спокойно принимаем аргументы, соглашаемся, повторяем его ключевые фразы, жесты. Каждое высказывание начинаем с «да». Выступите в роли «зеркала». А кто же будет нападать сам на себя? Скоро агрессия иссякнет и он сам удивится, насколько вы понимающий и умный человек.
 
Пример
Начальник сидит, скрестив руки на груди, и нервно дергает ногой. Вы скрещиваете руки и большим пальцем руки повторяете ритм его движений.
– Вы опоздали! И всегда опаздываете! Меня не волнует, как далеко вы живете! Вставайте в 5 утра!
 – Да, к сожалению, я сегодня опоздал. Конечно, неважно, как далеко я живу. Вставать в 5 утра – хорошая мысль.
– Всех вас буду проверять, чтобы в 8 часов как штык на работе!
– Да, действительно, всех надо проверять, чтобы в 8 часов – все на работе!

Стратегия 2: Восхищение

Вы восхищаетесь агрессором, какой он умный, справедливый, пунктуальный и т.п. Когда в ответ на свою агрессию «противник» вдруг получает похвалу, он меняет гнев на милость.

Пример
– Вы сегодня опоздали! И всегда опаздываете! Меня не волнует, как далеко вы живете! Вставайте в 5 утра!
 – Да, к сожалению, я сегодня опоздал. Как бы мне хотелось стать таким же пунктуальным, как вы! Я просто восхищен этим качеством! У вас все четко, по порядку, все вовремя! Это просто талант.
– Всех вас буду проверять, чтобы в 8 часов как штык на работе!
– Да, всех надо проверять! Нам нужно стать собраннее, пунктуальнее. Будем брать пример с вас!

Стратегия 3: Сочувствие

Агрессор, как правило, страдает из-за массы факторов: гиперответственности, усталости, болезней, семейных проблем и т.п. Агрессия очень часто является обратной стороной страха. Тут есть чему посочувствовать.

Пример
– Вы опоздали! Меня не волнует, как далеко вы живете! Вставайте в 5 утра!
– Да, к сожалению, я сегодня опоздал. Я виноват. Представляю, как вам с нами тяжело. Нас много, а вы – один. И из-за каждого переживаете. Я буду вставать в пять – не могу допустить, чтобы вы из-за меня так переживали.

Стратегия 4: Преувеличивание

Все аргументы агрессора вы повторяете, преувеличивая по их значимости. Это помогает ему «не делать из мухи слона». Ведь его уже сделали вы! А может быть, и поможет увидеть незначительность своих претензий. Ведь не так все ужасно, в конце концов!

Пример
– Вы опоздали! И всегда опаздываете! Меня не волнует, как далеко вы живете! Вставайте в 5 утра!
– Да, я ужасно опоздал! На целых 4 минуты. Это недопустимо, я понимаю. Из-за этого страдает работа всего отдела! Прошу меня простить, я просто непоправимо виноват!
Этой стратегией пользоваться надо аккуратно, чтобы преувеличение не было похоже на издевку. Грань тонкая. Если, конечно же, вам не хочется поставить человека на место.
Стратегию поведения можно подобрать, наблюдая за реакцией агрессора на восхищение, похвалу, полное согласие, молчание, деловой разговор. Люди с болезненной самооценкой «тают» от комплиментов в свой адрес. Агрессоры, уставшие от собственной ответственности и правильности, положительно реагируют на сочувствие. Ведь их никто не жалеет.

> Кстати

Притча о злости и ненависти
Один старый мастер боевых искусств решил больше никогда не биться. Однажды его захотел  вызвать на бой один самоуверенный юный воин.
Но старый мастер просто сидел и никак не реагировал на нахала. Тогда воин принялся оскорблять его, чтобы спровоцировать мастера, но и это ему не помогло. В конце концов юный воин отчаялся и ушел.
Ученики  мастера были очень удивлены:
– Неужели вам не дорога ваша честь?
Тогда старый мастер сказал:
– Когда вам дарят подарок, а вы его не принимаете, то кому тогда принадлежит этот подарок?
– Конечно тому, кто его дарит!
– Так же дела обстоят со злостью и  ненавистью. Если мы их не принимаем, они остаются у дающего.

> Анекдот в тему

Управляющий возвращается домой с работы в отвратительном настроении. Жена спрашивает его:
– Произошла какая-нибудь неприятность?
– Вот именно. Парень, на котором я срываю злость, сегодня не вышел на работу!

> Только цифры

Чем больше денег зарабатывает человек, тем труднее в моральном плане они ему даются: если среди россиян с доходом до 15 тысяч рублей в месяц с агрессией сталкивалось 65%, то среди тех, кто зарабатывает свыше 45 тысяч рублей, таких уже 73%.
Нашим согражданам чаще приходится сталкиваться с агрессией со стороны сослуживцев (57%), нежели начальства (43%). Причины, по которым некоторые сотрудники начинают отравлять жизнь своим коллегам, банальна – зависть.
Любопытно, что от руководителей чаще достается сильному полу, а женщинам – от коллег.

Как вы боретесь с агрессорами?
Этот вопрос мы задали посетителям портала MySLO.ru. И вот как распределились ответы.

Анжела Харитонова, практический психолог.

 

Главные новости за день в нашем Telegram. Только самое важное.

Перейти в Telegram

17 марта 2010, в 11:49
Другие статьи по темам