Великий итальянский сценарист пригласил корреспондентов "Слободы" на чашку чая и дал для читателей еженедельника эксклюзивное интервью.
Лариса ТИМОФЕЕВА.
Фото Сергея КИРЕЕВА.
Тонино Гуэрра любит все русское: стихи Блока и Есенина, романы Толстого, фильмы Тарковского и Параджанова, русский снег и свою жену - Лору Яблочкину. |
ИЗ ДОСЬЕ "СЛОБОДЫ"
Тонино Гуэрра
Итальянский сценарист, поэт, художник.
Родился 16 марта 1920 года в деревушке Сан-Арканджело.
Окончил педагогический факультет университета Урбино.
Семья: жена Элеонора Яблочкина, которую он называет Лора.
Награжден орденом Дружбы (Россия).
Почетный доктор ВГИК им. С. А. Гераси-мова.
Избранная фильмография: "Ностальгия", "Время путешествия", "Красная Пустыня", "Идентификация женщины", "Амаркорд", "Икорабль плывет", "Джинджер и Фред", "Репетиция оркестра", "Казанова".
Тонино Гуэрра - фигура для мирового кинематографа знаковая. По сценариям великого итальянца снимали свои лучшие фильмы Федерико Феллини и Микеланджело Антониони, Андрей Тар-ковский и Владимир Нау-мов, Акира Куросава и Тео Ангелопулос. В копилке Гуэрры - шесть "Оскаров", восемь "Пальмовых ветвей" и несчетное количество всевозможных наград разных фестивалей.
Вместе со своей русской женой Лорой Тонино Гуэрра живет вдалеке от цивилизации: в своем доме в городке Пеннабилли, неподалеку от Римини.
Несмотря на почтенный возраст, Тонино любит путешествовать. И вот, наконец, добрался и до Тульской области. Вернее, до Крапивны. А потом его пригласил отдохнуть в Ясной Поляне Владимир Ильич Толстой. В минувшее воскресенье пара неспешно прогуливалась по толстовским аллеям. Лора ласково называла мужа Тониночка, а он нежно держал ее за руку.
От внезапно нахлынувшего дождя супруги спрятались на веранде, где для них уже был накрыт чайный стол с пирогами и медом. Прихлебывая чай из блю-дечка, Тонино с удовольствием ответил на наши вопросы. Переводчиком выступила Лора - она блестяще владеет итальянским.
- Вам понравилась Ясная Поляна?
- Я попал в мир размышлений и раздумий. Этим воздухом дышал один из самых великих людей, которые когда-либо рождались в мире, - Лев Толстой. Я благодарю потомка этого великого человека (Владимира Ильича Толстого, праправнука писателя. - Прим. авт.), который так добр к людям, которые сюда приезжают. Я чувствую уважение ко мне, которого я, может быть, и не заслуживаю... Это потому, что во мне всегда есть желание что-то своровать!
Тонино смеется. Смеется и Лора:
- Так он называет вещи, которые берет на память, - пояснила она.
- Например, из Ясной Поляны мы увезем немного земли. А вообще вещи, которые я украл, потом становятся фундаментом для историй. Например, в доме-музее режиссера Сергея Эйзенштейна я украл камень! Это потрясающая история! Перед тем как уйти, мне захотелось что-нибудь своровать, ну хоть камешек. "Это городская квартира, здесь нет камешка", - отвечает мне директор Наум Клейман. Тогда я говорю: "А если есть, я его возьму?" Иду в другую комнату, возвращаюсь и показываю ему камень. Клейман удивлен: "Я первый раз его вижу". Как он попал на книжную полку, никто так и не вспомнил. Потом я придумал историю: откуда пришел этот крымский камень, где его подобрал Эйзенштейн и так далее.
- Какие фильмы Вы любите смотреть?
- В России была великая мультипликация: Хитрук, Норштейн, Хржановский. Жаль, что в перестройку власти не поддержали анимацию... Сейчас я люблю кино Востока, например, фильм молодого корейского режиссера Кима Ки-Дука "Весна, Лето, Зима, и опять Весна". Из русского - фильм Сокурова "Солнце", в нем столько тонкой скрытой поэзии! Люблю все фильмы Чаплина, фильм "Андрей Рублев" Тарковского, "Фо-тоувеличение" Микелан-джело Антониони. А у Феллини больше всего нравится фильм "И корабль плывет". Мне хочется, чтобы возвратилось так называемое "бедное" кино, без технического прогресса и американских технологий. Все это - космический мусор. Конечно, есть и неплохие фильмы, но они далеки от меня.
Вообще вкус и предпочтения меняются с возрастом. Если сейчас у меня спросят, что я выберу - послушать блестящий концерт в исполнении гениального оркестра или услышать дождь, я предпочту шум дождя. Почему? Когда в ушах вот-вот зазвучит та тишина, которую мы называем смертью, все, сделанное человеком, становится не таким уж великим...
- Как Вы познакомились с Лорой?
- Мы встретились в 1975 году в Москве на одном из фестивалей. Я не знал ни одного слова по-русски, а она не знала итальянского. Общались с помощью переводчика. Я сказал: "Мне она очень понравилась. Скажи ей. Я жду ответа". Мне перевели, что Лора довольна, ей приятно.
- Тогда Тонино на птичьем рынке купил пустую клетку, на листочках бумаги начал что-то писать, мять их и кидать в клетку, - перехватила повествование Лора. - Потом Тонино мне говорит: "Когда я уеду, ты вынимай эти скомканные листочки. Я написал тебе фразы, с помощью которых ты вы-учишь итальянский язык". Эта клетка до сих пор стоит у нас в доме, листочки уже пожелтевшие... Те фразы я помню до сих пор. Особенно одну: если у тебя есть гора снега, держи ее в тени. То есть храни клад, который у тебя в руках...
- Русские женщины потрясающие?
- До недавнего времени это было так. Русская женщина была исключительна, но сейчас произошла перемена. Может, из-за слишком сильного влияния Запада... Раньше женщины больше читали, больше знали. Я убежден, что для внешности женщины лучше всякой косметики - насыщение культурой. В Италии с этим делом плохо. Русские же женщины все равно красивые, в них сохранилась нежность.
- Вообще итальянцам не свойственно открытое проявление своих чувств, - говорит Лора. - Я вам расскажу, как Тонино меня впервые познакомил с Габриэлем Маркесом (писатель, "Сто лет одиночества". - Прим. авт.). Он подвел меня к этому великому человеку:
- Габо, это моя невеста Лора.
Маркес внимательно посмотрел на меня и сказал Тонино:
- Ты почему говорил, что она некрасивая? Она милая.
Потом Тонино шутил, что Маркес просто хотел быть мне симпатичен, поэтому сказал, что я милая. Вообще романьолы (родившиеся близ Римини) никогда не говорят друг другу комплименты.
Здесь Тонино Гуэрра вспомнил те годы, когда он возвратился в родной дом после германского плена:
- Все думали, что я уже умер. Но я пришел домой. Остановился в 4 метрах от моего отца. Он увидел меня, вынул изо рта сигару и спросил, как будто видел только вчера: "Ты ел?" (смеется).
...Мы беседовали с Тонино Гуэррой и Лорой около часа. Добрый, улыбчивый, открытый, Гуэрра сумел так расположить к себе, что было ощущение - мы знаем его уже давно и очень хорошо. Поблагодарив за интервью, мы пожелали супругам счастья, здоровья и любви. "Главное, чтобы пожил подольше!" - улыбнулась Лора.