Соборы кремля

В центре кремля, на пересечении двух кремлевских улиц, стоит собор XVIII века - Свято-Успенский.

В центре кремля, на пересечении двух кремлевских улиц, стоит собор XVIII века - Свято-Успенский. Это третий храм, который был построен почти на одном и том же месте. Первый деревянный храм, построенный в XVI веке, назывался Архангельским. Второй - Успения Пресвятой Богородицы - был каменным и имел такую же колокольню. Построен он был в царствование Иоанна и Петра Алексеевичей в 1684-1685 годах. Простоял храм недолго (менее ста лет) и был разобран "по ветхости".

Успенский собор Тульского кремля и колокольня до середины 30-х годов ХХ века были одними из самых красивых достопримечательностей Тулы.


К строительству ныне существующего собора Успения Пресвятой Богородицы приступили 7 мая 1762 года. Главным строителем храма был тульский купец Лукьян Иванович Коптельцев со товарищи - Сафонием Сидневым и Андреем Владимировым. 19 октября 1766 года Успенский собор Тульского кремля был освящен. По свидетельству очевидцев, он "почитаем был за один из лучших губернских соборов". Здесь "со слезами и глубокою скорбью душевною" молились о спасении души умершего императора Александра I, катафалк с телом которого несколько часов стоял в Успенском соборе Тульского кремля.
Именно в Успенском соборе были освящены знамена и получило напутствия молитвами и благословениями тульское ополчение, уходившее на Отечественную войну 1812 года. По окончании войны в Успенский собор были возвращены три знамени, которые находились у западных столбов "как памятник достоподражаемого патриотизма" для потомков. Одно знамя принадлежало третьему пехотному полку тульского ополчения под командованием Н.С. Бобрищева-Пушкина. Два других знамени принадлежали первому конному казачьему полку под командованием генерал-майора князя А.Ф. Щербатова. У восточных столбов в специальных деревянных тумбах с надписями на медных дощечках стояли 11 знамен, с которыми ушло тульское ополчение на Крымскую войну в 1855-1856 годах.

ЗОЛОТЫЕ КУПОЛА

Успенский собор - ценнейший памятник русского зодчества 60-х годов XVIII века. Имя талантливого зодчего, по проекту которого построен собор, осталось неизвестным.


В архитектурном плане Успенский собор решен ярко и оригинально. Храм имеет кубообразную форму, наверху - пять восьмигранных световых барабанов, увенчанных луковичными главами с ажурными коваными крестами. Декор фасадов собора сочетает технику рельефной резьбы по белому камню и фасонный кирпич в стиле русского барокко. Богато и убранство стен собора: стилизованные элементы растительного орнамента сочетаются с розетками, раковинами, головками ангелов.
Пять глав собора первоначально были позолочены. Но в 70-е годы ХХ века купола храма были покрашены в темно-синий цвет. На этом фоне горели накладные позолоченные звезды - они были рассыпаны по куполу как по ночному небу. После реставрации куполам был возвращен прежний "золотой" вид.

ИКОНОСТАС
Внутри Успенский собор расписан фресковой живописью. Над убранством храма работали лучшие ярославские мастера - артель из 36 живописцев во главе с Афанасием Шустовым. В ее составе были и признанные мастера - Михаил Алексеевич и Ефим Михайлович Сопляковы. Художники "в два лета" (с 8 мая 1765 года) выполнили всю работу. В соборе есть очень красивый шестиярусный иконостас, который представляет собой огромную художественную ценность. Иконостас был сработан тульскими резчиками, которые трудились у купца Василия Кирьянова. Золотил его Даниил Хазаров. Все шесть ярусов иконостаса заполнены иконами, писанными живописцами из оружейников Григорием Белоусовым и Ларионом Сорокиным, а также калужанином Андреем Филипповым. Возводился иконостас на средства купца Кузовлева.
На наружных стенах храма, между двумя рядами окон, находились четыре медальона с росписями. Они, к сожалению, до нашего времени не дошли. Крытой аркой собор был соединен с колокольней, которую к нему пристроили с западной стороны в 1776 году.

Успенский  собор  поражал своим  роскошным убранством, количеством золота и серебра, драгоценных камней, которые пошли на украшение икон и церковной утвари.


КОЛОКОЛЬНЯ
Колокольня была главной доминантой Тулы - от нее брали начало все улицы. Четырехъярусная колокольня имела высоту около 70 м,у нее был очень красивый позолоченный шпиль и часы. На колокольне размещались 22 колокола. Самый большой весил 679 пудов (более 11 тонн).
В 1936 году на колокольне произошел пожар. Полуразрушенную колокольню снесли, а Успенский собор приспособили под склад.
С 1990 года Успенский собор передан в двойное пользование епархии и музею, которые совместно проводят реставрационные работы по фресковой живописи и иконостасу. Работы ведутся только летом, так как Успенский собор летний, холодный.

БОГОЯВЛЕНСКИЙ СОБОР

В Богоявленском соборе раньше проходили богослужения, а сейчас в нем музей оружия.

Этот собор был построен для зимнего богослужения в 1855-1862 годах в память о воинах-туляках, погибших в Отечественной войне 1812 года.
Храм было предложено построить еще в 1848 году по проекту архитектора М.А.Михайлова, но в течение семи лет приступить к строительству Богоявленского собора так и не смогли. Первый проект, подписанный тульским губернским архитектором В. Нежда-новым, рассматривавшийся в Петербурге летом 1818 г., не был утвержден "высочайше". Александр I "повелел: поручить архитектору Стасову переделать доставленные губернским архитектором план и фасад предполагаемой церкви". Затем были еще проекты, но их судьба оказалась такой же неудачной:
Закладка храма произошла лишь 24 апреля 1855 года, в один день с освящением знамен тульского подвижного ополчения, готовившегося к защите Отечества в Крымской войне. Для входа в Богоявленский собор были сделаны три каменных крыльца. Сооружен изящный и величественный иконостас известным московским мастером Никанором Сафроновым с иконами иконописцаА. Борисова.
Богоявленский собор был пятиглавым, с приделами Николая Чудотворца и Александра Невского. В 30-е годы ХХ века, после закрытия, храм использовался как аэроклуб, а в 50-е годы - как клуб физкультурников. Четыре маленькие главки были снесены, уничтожен и купол центральной главы: его заменили невысокой кровлей по кирпичному своду:
В 1972 году здание Богоявленского собора было передано Тульскому оружейному заводу, который в дальнейшем приспособил храм под музей оружия. Открытие музея состоялось в мае 1989 года.

ТОРГОВЫЕ РЯДЫ

Торговые ряды с западной стороны кремля. Здесь шла бойкая торговля всевозможной снедью.


В северо-западной части Тульского кремля находятся бывшие торговые ряды (каменные лавки). Построены они из кирпича. Толщина стен в среднем равна 75 см. Карнизы, профилированные плиты, завершающие столбы, облицовка цоколя, пол в галерее были сделаны из белого камня. Проемы торговых рядов закрывались металлическими дверями и ставнями. Ряды были построены тульским купечеством в 30-е годы XIX века (1837-1841 гг.). Шли они вдоль кремлевских стен от Одоевских до Пятницких ворот и от Пятницких до Водяных ворот.

Сейчас знаменитые торговые ряды пусты...


Строительство торговых рядов началось вскоре после пожара 1834 года, во время которого сильно пострадал Тульский кремль. Сначала были построены 30 лавок и один деревянный корпус. Затем построили еще 18, "число оных простиралось до сорока восьми". Торговые лавки изобиловали продуктами, в основном мясом и рыбой. По постановлению городской Думы от 22 ноября 1863 года юго-западную часть торговых рядов "из-за захламленности" снесли, а северо-западная часть, в сильно измененном виде, дожила до наших дней.
Кстати, торговля велась и за стенами кремля. А в XVIII веке, когда специальных мест для отдыха в городе еще не было, любимым местом развлечения, знакомств, общения туляков была именно торговая площадь! Она находилась в районе современной площади Челюскинцев и филиала Сбербанка. Здесь публику веселили скоморохи и народные театры. В те времена горожане любили сочетать развлечения с торговлей.

ПЕРВАЯ ГОРОДСКАЯ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ

Вот так выглядела первая в городе электростанция.


22 ноября 1899 года Тульская городская Дума приняла решение построить на территории Тульского кремля первую в городе электростанцию.
Строительство, которое проводила фирма "Сименс-Гальске" на средства городской управы, было закончено в 1900 году. Но электростанцию приняли в эксплуатацию лишь в декабре 1901 года.
Под ее обслуживание были приспособлены торговые ряды северо-западной части кремля. Электричество было проведено в 20 домах наиболее богатых туляков.

Сейчас здание городской электростанции ремонтируют. В одной из ее частей располагается офис музея "Тульский кремль".


В 1911-1912 годах электростанцию перевели на трехфазный переменный ток, проложили первые кабели, построили первые трансформаторные подстанции, а дуговые фонари заменили на электрические лампы накаливания. До 1915 года на городской электростанции были установлены два водотрубных паровых котла и один дизель. И котлы, и дизель работали на нефти, которая подвозилась в бочках на лошадях с Ряжского вокзала и сливалась в общий бак.
В том же 1915 году на городской электростанции были установлены купленные в Германии две паровые турбины.
Основным топливом для городской электростанции становится местный подмосковный уголь. По решению правительства, в 1933 году электростанция на территории кремля была закрыта и реконструирована в подстанцию, а оборудование демонтировано и отправлено на остров Шпицберген. Вместе с оборудованием к новому месту выехала большая группа тульских энергетиков, которые на новом месте смонтировали и запустили турбины.

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ...
КРЕМЛЬ ХОТЕЛИ РАЗРУШИТЬ
Построить в Туле площадь с величественным административным зданием хотели еще в конце XVIII века. Первая попытка была предпринята в 1779 году - тогда в городе принимался генеральный план застройки. В одном из вариантов плана большая площадь перед кремлем предусматривалась на месте нынешней площади. Но тогда этот вариант не был реализован. Архитекторы XVIII века не захотели, чтобы жемчужина Тулы - кремль - терялся на фоне площади.
А вот второй раз площадь попытались построить в начале 30-х годов ХХ века. Советские власти решили пойти другим путем: сломать кремль и на его месте сделать огромную площадь, которая протянулась бы до самой Упы. По документам, площадь значилась как "площадь для демонстраций и манифестаций". На ней хотели построить одно-единственное здание - Дворец труда. К счастью, этот план тоже не осуществили. Но не потому, что одумались ломать памятник архитектуры, а потому, что план показался слишком затратным.

4 сентября 2007, в 12:33
Другие статьи по темам

Главные тульские новости за день от Myslo.ru

Мы будем присылать вам на почту самые просматриваемые новости за день