Как туляков обманывают в продуктовых магазинах самообслуживания.
Недавно "Слобода" рассказывала об обысках и других нарушениях в супермаркетах (см. №23 от 6 июня). По многочисленным просьбам читателей мы решили продолжить тему. Сегодня мы расскажем, какими уловками пользуются работники супермаркетов, чтобы заставить покупателей раскошелиться.
СЛЕДИ ЗА ВЕСОМ!
При покупке весовых товаров будьте особенно внимательны.
- Как правило, на многих фасованных товарах указывается только вес, без цены. Табличка с ценой за 1 кг обычно располагается рядом. В итоге большинство людей этого просто не замечают, а на кассе выясняется, что за товар они должны заплатить в полтора или два раза больше чем планировали. На самом деле назвать это обманом нельзя - с юридической точки зрения все честно, но это, несомненно, уловка.
- При упаковке товара в итоговую цену может быть включена масса товара с упаковкой, а на фасованные фрукты массу и вовсе могут завысить. Если вы дома перевесите килограмм картошки, он может оказаться на 50-100 граммов меньше. Продавцы это обычно объясняют усушкой:
- Если товар взвешивают при вас, возможна другая накладка. Электронные весы запрограммированы на код товара. Как правило он состоит из нескольких цифр. Взвешивая покупателю укроп с петрушкой, продавец смотрит в специальную памятку с кодами товаров. Но если он ошибется всего в одной цифре, то зелень вам придется купить по цене ананаса. Приятнее, когда получается наоборот, правда?
ПОЧЕМУ У КАССЫ ТОВАРЫ ДОРОЖАЮТ?
Часто бывает, что цена товара, который вы взяли в торговом зале, у кассы вдруг становится выше, чем было указано на ценнике. Сотрудники магазинов объясняют это тем, что был переучет, цену подняли, а ценники поменять забыли. На самом деле, это их проблемы. Они обязаны продать товар по той цене, которая указана на ценнике. Отказываются? Вызывайте администратора и пишите претензию в книгу жалоб!
Юристы советуют в таких случаях оставлять товар на кассе, не оплачивая. Покупатель имеет на это полное право. Никаких письменных заявлений не нужно. Если на месте проблема не решается, с вас продолжают требовать деньги за товар, действуйте так:
1. Обратитесь с жалобой к администратору магазина.
2. Если инцидент не исчерпан, просто уходите.
3. Не выпускают - вызывайте милицию (никто не вправе принудить вас к совершению сделки купли-продажи какого бы то ни было товара, и задержать вас тоже не могут).
4. Жалуйтесь в отдел по защите прав потребителей и благополучия человека территориального управления Роспотребнадзора. Специалисты должны будут провести проверку в магазине, заставив руководителя супермаркета предоставить им приходную накладную с ценами реализации (Суммы, заявленные в ценниках, устанавливаются ответственным лицом и должны соответствовать ценам в накладных, - Прим. Авт.) На основании проверки составляется акт и протокол об административном правонарушении ответственного лица.
ВНИМАНИЕ! ОБМАННАЯ АКЦИЯ
Покупателей заманивают в супермаркеты рекламными газетами и другими хитростями, предлагая скидки на определенные товары. На кассе же часто выясняется, что скидка не распространяется именно на ваш товар (не тот вес покупки, не та партия, акция кончилась). Выхода два: смириться или отказаться от покупки.
Еще одно ухищрение - под вывеской "Акция" продают испорченные продукты. Это обычная практика для магазинов - продавать по более низким ценам товары, которые находятся на грани просрочки или даже уже просрочены. Это незаконно! Продавать несвежие продукты запрещено даже со скидкой. Смело требуйте вернуть деньги.
СТРАНА СОВЕТОВ
ИСПОРТИЛИ ТОВАР? ПЛАТИТЕ!
Бывают случаи, когда покупатель взял с полки банку огурцов или бутылку пива, случайно уронив вторую. Обычно сотрудники магазина требуют оплатить испорченный товар. Они не правы.
Согласно ст. 459 Гражданского кодекса РФ, риск случайной гибели или повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда продавец передает товар покупателю. Для розничной купли-продажи это момент выдачи покупателю товарно-кассового чека (статья 493 ГК РФ). Если товар поврежден случайно, еще до момента его оплаты, сотрудники магазина не вправе требовать его оплаты. Порча принадлежащего магазину товара на его территории до момента оплаты является риском случайной гибели имущества или случайного его повреждения.
БУКВА ЗАКОНА
По статье 14.7 Кодекса об административных правонарушениях РФ "Обман потребителя" должностное лицо может понести ответственность в виде штрафа от 1000 до 2000 рублей.
Покупатель вправе обратиться также в администрацию района в отдел защиты прав потребителей и попросить помочь взыскать с руководства магазина компенсировать моральный вред.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
ОХРАННИКОВ ТОЖЕ МОЖНО ПОНЯТЬ
После нашей статьи "Меня обыскали в супермаркете:" (См. "Слободу" №23 от 6 июня) в редакцию позвонил охранник одного из тульских продуктовых магазинов самообслуживания Валерий А.:
- Мне, как охраннику, часто приходится сталкиваться с грубостью посетителей. Когда вижу, что заходят с большими сумками, прошу вежливо оставить багаж в камере хранения и говорю, что за все ценности мы будем нести ответственность. Мне на это грубо отвечают, что оставлять ничего не собираются: А когда такой посетитель находится в торговом зале и, поговорив по мобильному телефону, убирает его в рюкзак, мы не можем быть уверенными, что он ничего не прихватил "лишнего". А кражи в супермаркетах - дело довольно частое. Так в результате недопонимания возникают ненужные проблемы, как у посетителей, так и у нас. Просто нужно быть терпимее друг к другу.
КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА
ПОЧЕМУ МЫ ПОКУПАЕМ БОЛЬШЕ, ЧЕМ НУЖНО
Читателей "Слободы" консультирует психолог центра "Шанс" Анна Валерьевна Иванова
Работники супермаркетов заинтересованы в больших объемах продаж, используя для этого психологические законы пространственного восприятия:
- Товар, от которого продавцы хотят избавиться в первую очередь, обычно стоит на полке, на уровне глаз покупателей - специалисты называют ее "золотой". Полка на уровне рук носит название "серебряной" - с нее берут меньше, но тоже активно. Нижнюю полку покупатели замечают очень редко.
- Удачными для продаж считаются стеллажи прямо при входе и на выходе справа: люди обычно обходят магазин по кругу справа налево и активнее наполняют корзину именно в первые минуты посещения супермаркета. Смотрите на все полки, ищите именно тот товар, который вам нужен, а не тот, что бросается в глаза.
- В продвижении нужных марок также используется психологический эффект. Товары, расставленные в идеальном порядке, люди берут хуже - не хотят нарушать "красоту", а вот продукты, которых осталось всего несколько штук, непременно окажутся в тележке покупателя, ведь если народ берет, значит, вещь стоящая!
КАК ЗАЩИТИТЬ СЕБЯ ОТ НЕНУЖНОЙ ПОКУПКИ
- Никогда не ходите в супермаркет голодным.
- Берите с собой список нужных вам продуктов. Следуйте ему!
- Возьмите в магазин ровно столько наличности, сколько запланировали на нужные покупки. Не берите в супермаркет кредитную карту (в каждом супермаркете стоят банкоматы-соблазнители!)
- Не проводите в супермаркете более 15-20 минут.
- Приобретая товар подумаете, нужен ли он вам на самом деле.
Телефоны адреса потребнадзора
Роспотребнадзор, ул. Оборонная 114, тел. 37-29-13.
Департамент предпринимательства и потребительского рынка Тульской области отдел по защите прав потребителей, ул. Жаворонкова, 2, каб. 102, 104. Тел.: 36-87-07, 36-50-50, 36-89-30, 36-39-16.
Друзья! А с какими проблемами вы сталкиваетесь, делая покупки в магазинах, на рынках и в супермаркетах? Звоните 22 июня с 13.00 до 15.00 по телефону 23-55-99. Ведущий рубрики Дмитрий Бузин.