В 60-80-х годах прошлого века «дикий» отдых был в большом почете, к «самому синему в мире» Черному морю в сезон устремлялось полстраны!
1970-е годы, Южный берег Крыма. Непременный атрибут
всех советских пляжей – сказочные конструкции для «фото на память».
Фото из личного архива
семьи Беляевых.
Тогда купить путевку в дом отдыха или санаторий на советском морском берегу было практически невозможно. О каких-то других южных морях мы знали, но окунуться в их ласковые воды даже не мечтали. С интересом, но без особой зависти наблюдали за жизнью на их берегах беззаботных иностранцев по телевизору, во время суперпопулярной телепередачи «Клуб кинопутешественников».
Из зарубежных курортов редким отечественным счастливчикам была доступна Болгария.
Хотя и существовала поговорка тогда:
«Курица – не птица, Болгария – не заграница»,
для нас это была самая настоящая заграница.
Желанная и недоступная. Там было дешевое бренди «Слънчев Бряг», вкуснейшие овощные консервы («Лечо», «Ассорти»), хорошие сигареты («Родопи»,«Стюардесса»), модные духи «Сигнатюр». То есть то, что у нас звалось недобрым, но манящим словом «дефицит»…
Поехали-полетели!
«Дикий» отдых привлекал советских граждан прежде всего дешевизной. Двадцать (!) дней на побережье Черного или Азовского моря обходились в среднем рублей в 150. В режиме разумной экономии можно было вписаться в сумму гораздо меньшую. Билет на самолет до Сочи (в Туле тогда был неплохой аэродром!) стоил тридцатку. Плацкарта до Симферополя – меньше двадцати рэ в один конец, купе – около 25 плюс рупь за постель.
Правда, купить заветный билет на поезд было очень сложно! В очередях перед вокзальными кассами иногда приходилось топтаться столько же времени, сколько занимала сама дорога на юг. Писали на ладонях номерки, отмечались по часам, кто не успел – до свидания, становитесь в хвост…
…По пути в вагонах-ресторанах питались редко, обходились домашней снедью. Но непременно пили «казенный» чай из стаканов, заправленных в традиционные подстаканники…
На станциях бабульки торговали пирожками, солеными грибочками, кукурузой (в сезон) и горячей вареной картошкой. Особенно хороша она была на станции Скуратово – белая, рассыпчатая, припорошенная зеленым укропчиком!
…Жарко, душно, плачут маленькие дети, пахнет туалетом. На третьей полке ворочаются какие-то граждане, поселенные туда проводницей: «Вы не переживайте, они только до Харькова»…
«Дикий» отдых был воспет в одном из самых романтичных
советских фильмов «Три плюс два» (1963 г.).
Супердикари
Самые отчаянные «дикари» добирались до моря автостопом. У нас в институте был некий Гриша Т., который года три подряд с успехом использовал именно этот способ. Широко улыбаясь, он выходил на симферопольскую трассу и активно «голосовал» проезжающим мимо дальнобойщикам. Расплачивался, как правило, шутками-прибаутками и анекдотами, которых знал множество. Денег с собой брал трояк мелочью, еще червонец зашивал в плавки («на всякий пожарный»). Приезжая «на юга», Григорий очень быстро находил одинокую добрую повариху в каком-нибудь из многочисленных пансионатов или турбаз, и жил там припеваючи до конца августа. Возвращался поездом, пополневший и загоревший. Денег на обратную дорогу давали ему дамы сердца.
Были еще и совершенные экстремалы, которые добирались автостопом, жили часто под открытым небом и питались подножным кормом. Правда, в районах, близких к турецкой границе, пограничники таких дикарей изредка отлавливали.
«Где койка у окна всего лишь по рублю»…
Большинство граждан решали вопросы временного обустройства на побережье более традиционными способами – снимали угол у частников. Койка в фанерном сарайчике стоила рубль-полтора в сутки, более комфортабельное жилье (летняя кухня, веранда, комната в жилом доме) 2,50-3. Некоторые расторопные хозяйки ухитрялись сдавать даже душевые – непритязательные отдыхающие и этому были рады!
Пляжное ассорти
Место на пляже надо было занимать с раннего утра. Загорали на расстеленных поверх горячего песка полотенцах, надувных матрасах или просто кусочках линялой ткани. По вечерам над поселками раздавались стоны несчастных, обгоревших на солнце. Добрые соседи или родственники пытались «реанимировать» их с помощью одеколонных компрессов и сметанных масок.
Те, кто не умел плавать, иногда использовали, помимо традиционных надувных зайчиков-уточек, очень специфические изделия. Например, оранжевые подкладные круги для тяжелобольных, приобретенные в аптеке.
Наряды у отдыхающих были самые разные. До середины 70-х фирменные «эластичные» купальники и плавки встречались нечасто.
Многие дамы обходились самошитыми комплектами из ситчика и сатина,
а кавалеры – семейными трусами. И никого такой
«нестильный прикид», замечу, не смущал.
С моря везли сувениры – сделанные из ракушек бусики и браслеты, замысловатые композиции из лакированных рапанов, крупную гальку с нарисованным на ней пейзажиком, «куриных божков» (морской камешек с отверстием) и пр. и пр. В специальных дощатых ящиках с ручкой – персики, абрикосы, краснодарские помидоры. В авоськах – дыни, арбузы.
В сердце – ощущение счастья от встречи с теплым синим чудом по имени Море, к которому обязательно вернемся в следующее лето. По-другому ведь и быть не может: монетку-то ведь перед отъездом в волны бросили, да так далеко!..
Дорогие читатели!
Если хотите поделиться своими воспоминаниями,
пишите в редакцию «Слободы» по адресу: Тула-26, а/я 1431
или на электронный адрес [email protected]
Корреспондент Елена Рябикова.